Петербургская культура XVIII-XXI вв.

Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст» русской литературы. // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

Вопросы:

1. Что В.Н. Топоров понимает под «Петербургским текстом»? Какова роль петербуржцев и уроженцев иных мест в создании «Петербургского текста» и с чем связано различие в восприятии Петербурга двумя этими категориями писателей?

2. Какие основные моменты выделяет автор при сопоставлении Москвы и Петербурга?

3. Какие природные характеристики «Петербургского текста» перечислены Топоровым?

4. Что входит в описание культурной среды Петербурга?

5. Какие характеристики Петербурга выделяет Топоров в «петербургской прозе» Ф.М. Достоевского?

6. Автор рассматривает «Петербургский текст» как «квинтэссенцию жизни на краю, над бездной». Что он имеет в виду? В чем мессианское значение Петербурга?

Семинар 2.

Русская культура

Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

1. Как глубинное мироощущение иконописи воплощается в специфических приемах и используемых материалах? Почему, согласно мысли П.А. Флоренского, живопись начинается с лика?

2. Каков символический смысл храма?

3.Что такое иконостас как архитектурное сооружение и как духовное явление?

4. В каком смысле икона может быть понята как напоминание? Как это связано с каноном написания икон?

5. Каково различие в художественных методах русской религиозной иконописи и западной живописи в XIV-XVI вв.?

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

1. Какие смыслы заключены в структуре православного храма? В чем различие в позициях Е.Н. Трубецкого и П.А. Флоренского (см. тексты к семинару №1)?

2. Что, по мнению, Е.Н. Трубецкого, являлось вплоть до XIX в. основным препятствием для восприятия древнерусской иконы как эстетического явления?

3. Каким образом икона взаимодействует с архитектурой храма?

4. Как образы древнерусской иконы связаны с целостным религиозным миросозерцанием русского народа?

Семинар 3.

Японская культура

Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.

Вопросы:

1. Какие основные принципы положены в основание мировоззрения и правовых норм в японской и американской культуре?

2. Как представления о подобающем месте для каждого сказывались и сказываются на системе общественных отношений в Японии?

3. Какое место «подобает» в японской семье мужу, жене и детям в зависимости от старшинства?

Возможные темы для сообщений студентов:

1. Японский стиль менеджмента

2. Кодекс чести самурая

3. Культура гейш

4. Особенности японской кухни

5. Искусство икебаны

6. Специфика японской литературы

Семинар 4.

Мусульманская культура

Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

Вопросы:

1. Как должен вести себя верующий в Аллаха, чтобы заслужить награду от своего Бога?

2. Какие взаимоотношения в семье санкционированы «Кораном»?

3. Как должен вести себя верующий в Аллаха по отношению к неверным (многобожникам)?

4. Какие параллели (в основных принципах вероучения или в сюжетах) существуют между Библией и Кораном?

Возможные темы для сообщений студентов:

    1. Пять "столпов ислама".
    2. Жизнь пророка Мухаммеда.
    3. Структура и культурный смысл мечети.
    4. Особенности исламского искусства.
    5. Положение женщины в исламской культуре

Семинар 5.

Теории локальных цивилизаций

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Любое издание. Введение. (Отрывки)

Вопросы:

1. Как О. Шпенглер определяет всемирную историю?

2. Какое влияние оказало христианство на создание трехчастной схемы «Древний мир - Средние века - Новое время»?

3. Каковы характеристики культуры и цивилизации? В чем их сходства и отличия?

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995.

Вопросы:

1. Какие аргументы выдвигает Н.Я. Данилевский за и против того, что Россия относится по культуре к европейскому типу?

2. Каковы параметры, по которым автор выделяет различные культурные миры (культурно-исторические типы)?

3. Какие периоды развития проходят все культурно-исторические типы?

4. Каковы законы развития культурно-исторических типов?

Семинар 6.

Искусство ХХ века

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003. Или любое другое издание.

Вопросы:

1. В чем, согласно мысли Х. Ортеги-и-Гассета, разница между непопулярным и ненародным искусством? К какому разряду относится современное «актуальное» искусство?

2. Что такое для большинства людей эстетическое наслаждение? Как оно отличается от восприятия искусства представителями подготовленного меньшинства?

3. В чем заключается «дегуманизация искусства»? Как, по мнению автора, она проходила?

4. Каких представителей старого и нового искусства вы можете назвать (опираясь на текст Ортеги или самостоятельно)?

Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995. Отрывки.

Вопросы:

1. Какие значимые элементы интерьера выделяет Ж. Бодрийяр? Как в зависимости от взаимоотношений индивида с обществом меняется стиль домашней обстановки?

2. Автор считает, что «всем предметам обстановки ныне предъявляется обязательное требование культурности». В чем это проявляется внутри структуры современного дома и как обстояло дело ранее в традиционных буржуазных домах?

3. Как можно понять мысль Ж. Бодрийяра, что культурная оформленность вещей и в целом окружающей человека обстановки особенно важна для технической цивилизации? (Параграф «Окультуренность и цензура»).

4. Какими смыслами наделяются старинные, уникальные, фольклорные вещи?

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.

Вопросы:

1. Что Р. Барт понимает под мифологией? Какие примеры современных мифов вы можете привести?

2. Какие аргументы приводит автор для подтверждения мысли, что наша цивилизация является цивилизацией письма?

3. В чем разница между Произведением и Текстом? Что подразумевает Р. Барт, говоря о смерти автора?

Семинар 7.

Игровая теория культуры

Хейзинга Й. Homo Ludens. Главы 1, 4, 12.

Вопросы и задания:

1. Разверните и прокомментируйте следующее ключевое высказывание Хейзинги: "истинная, чистая игра сама по себе выступает как основа и фактор культуры".

2. Каковы, по Хейзинге, основные свойства и особенности игры?

3. Каковы элементы игры, обнаруживаемые Хейзингой в праве? Каков культурный смысл этих элементов?

4. Каковы основные игровые элементы современной культуры?

5. Раскройте, по учению Хейзинги, связь современного спорта и игры.

Семинар 8.

Наши рекомендации