Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения различных

Видов информации

Задание: Дать характеристику видам восприятия. Используя тренинги и имитационные игры, проанализировать механизмы восприятия разных видов информации.

Практическое занятие № 7

Специфика информационных процессов в социально-культурной сфере

Задание: Разработать сценарий (любой формы: экскурсия, беседа, занятие кружка, встреча, конференция, презентация и т.д.), учитывая психолого-педагогические закономерности восприятия аудиторией различных видов информации

Практическое занятие № 8

Стереотипы и их роль в процессе восприятия информации

Задание: Дать характеристику социальному стереотипу (мыслительному, поведенческому, эмоциональному), определить его характер (конструктивный – деструктивный). Смоделировать социально-культурную ситуацию, в которой встречается определенный стереотип и предложить программу по его закреплению или преодолению.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание.— Киев, 1988.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. – М., 1974.

5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хорстедтер Н. Мозг, разум и поведение. – М., 1988.

6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

7. Гарднер М. Есть идея. – М., 1982.

8. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб, 2003.

10. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб: СпбГУ, 1996.

11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М., 1988.

12. Познавательная активность в системе процессов памяти. – М.: Педегогика, 1989.

13. Познавательные процессы в деятельности. – Ярославль, 1987.

14. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.- М.:Просвещение. 1990.

15. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком// Вопросы психологии.- 1986. – № 4.

16. Розин В.Н. Визуальная культура и восприятие. – М.: Эдиториал, 1996.

17. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. – М., 1985.

18. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.,1987.

19. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб, 2000.

Раздел 2. Научно-методические основы информационно-просветительской деятельности.

Тема 7. Социально-культурные институты как каналы распространения информации.

Понятие социального института. Социально-культурные институты как субъекты информационного взаимодействия. Их классификация: институты, создающие новую информацию; институты, распространяющие информацию в обществе, и институты, обеспечивающие сохранение информации и ее использование. Характеристика социально-культурных институтов; их приоритетные направления деятельности, функции и формы работы. Специализация социокультурных институтов в организации информационно-просветительской деятельности.

Культурное наследие, традиции как канал передачи социальной информации.

Основные принципы культуры как социального института.

Образование – просвещение. Их соотношение и тенденции развития. Система непрерывного образования.

Семья как социальный институт.

Средства массовой коммуникации и процесс распространения информации в обществе. Медиаобразование – проблемы и перспективы.

Практическое занятие № 9

Анализ деятельности социально-культурных институтов

( 4 часа)

Задание: Дать характеристику социально-культурному институту, проанализировать его структуру, основные функции, направления и содержание деятельности, аудиторию, формы информационно-просветительской деятельности.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 2002.

3. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001.

4. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи социальной информации//Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект)/Сб. научных трудов. Вып. 1 – Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Державина, 1998. – С. 73 – 75.

5. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности//Русские народные традиции и современность. – М.: Наука, 1995. – С. 43 – 53.

6. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: структурно-логические схемы с комментариями. – М., 1999.

7. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура.— М.: Искусство, 1983.

8. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб, 2001.

Наши рекомендации