Тема 2. Антропогенный период развития культуры. Первобытная эпоха
Предпосылки антропогенного периода. Время геологическое, археологическое, антропогенное. Краткая характеристика криптозойского и фанерозойского эонов. Различные теории происхождения человека: креационизм, эволюционизм.
Культура палеолита.Происхождение человека, основные стадии его эволюционного становления. Приматы (полуобезьяны - низшие приматы - лемуры, индри, лори, долгопяты; низшие обезьяны – мартышки, макаки, павианы; человекообразные обезьяны – гиббоны, орангутанги). Австралопитеки. Homo habilis, homo erektus, homo sapiens.
Примитивные формы ценностных ориентаций древнего человека. Магия как одна из примитивных форм бытования культуры. Понятие магии. Э. Тайлор и Дж. Фрезер о природе и типологии магии. Симпатическая магия (гомеопатическая или имитационная, контагиозная). Магия как ложно понятая причинно-следственная связь - мать истины и дочь заблуждения. Первобытная магия и первобытная религия: общее и особенное. Магия и познание первобытного мира.
Первобытная мораль. Табу как жесткая форма морального запрета. О термине табу. Виды табу. Функции табу. Конкретные формы табуирования. Табу как жесткая форма обычая. Обычай как простейшая форма поведения. Свой, чужой, другой и особенность их моральной оценке.
Первобытная религия. Религия древнего человека – одна из первых социальных функций защиты, оценки и организации бытия. Первый шаг очеловечивания природы, преодоление страха перед «природными насильниками», первыми формами социального зла и страха смерти. Замена «естествознания» «психологией».
Мифология как часть первобытной культуры. О термине миф и мифология. Причины происхождения мифологии: развитие человеческого сознания, синкретизм мышления, развитие языка и его ранняя «тирания», одушевление и олицетворение мира. Миф как персонифицированная метафора. Миф образная картина мира. Типология мифов.
Первобытное искусство. Древняя форма художественно-образного освоения и удвоения мира. Основные «виды» праискусства: первобытная графика, живопись, скульптура, архитектура, театральное, словесное (пословицы, поговорки, загадки).
Тема 3. Культура древневосточных цивилизаций (на примере Древнего Египта)
Духовно-культурный период развития человечества. Генетические основания древневосточных культур (природно-климатические, экономические, мифологические). О хроносе и топосе древневосточных цивилизаций (от З200 тыс. лет до н. э. до 395 г. н. э.).
Типологические характеристики древневосточных культур. Цивилизационный подход (переход от биогенного к духовно-культурному периоду). Формационный подход (зарождение рабовладельческой формации). Религиозный подход (господство политеизма тотемно-анимистического характера с элементами антропоморфизма и пантеональности). Концептуальный подход (мифолого-синкретическое представление о мире, в основе которого лежат мифы о «мировом дереве», «мировой горе», о сотворении мира Богом Ра и о бессмертии Бога Озириса). Тип ценностной ориентации – (природно-символический).
Специфика древнеегипетской культуры. Основные доминанты (рабство – фараон – погребальный культ – религиозная реформа – письменность – наука – образование – зачатки права). Особенности древнеегипетского художественного стиля: символизм и предельная обобщенность форм, (господство формы над содержанием), монументализм и гигантомания, статичность, мерная монотонность ритма, фронтальность, вторичность цвета.
Тема 4. Античная культура
Понятие Античности. Античность и современная типология культуры. Особенности античной цивилизации. Основные доминанты древнегреческой культуры: мифологи – искусство – философия.
Античная культура в зеркале формационного подхода. Мифология и особенности древнегреческого мировоззрения. Антропокосмогонический тип человека Древней Греции. Специфика античной религии. Принцип культурно-исторических эпох: эллинство, эллинизм, поздней эллинизм. А.Ф. Лосев – 12 тезисов об античной культуре. Основные культурно-исторические характеристики художественной культуры Античности. Эгейская культура. Греческая архаика. Классика. Поздняя классика. О термине «эллинизм». Миф о происхождении Рима. Культура Древнего Рима: традиционализм и динамизм. Концепция цезаризма и славы. Новые духовные доминанты: риторика – политика - право. Развитие субъективно-индивидуального начала. Древний римлянин – человек антропосоциальный. Роль внешних формы в жизни древних латинян. Кризис духовных ценностей.
Тема 5. Культура Византии
О термине «византийская культура». Генетические истоки, временные рамки и основные этапы развития ромейской культуры. Формационная и культурологическая периодизация византийской культуры. Особенности византийской культуры и цивилизации. Активный процесс христианизации античного мира. Двойственность духовной культуры Византии. Христианство – официальная религия византийской империи. Иконоборцы и иконопочитатели. Искусство Византии, византийский стиль. Достижения византийского просвещения.