Физическая культура в постсоветской России

С декабря 1991 года СССР прекратил свое существова­ние. Его правопреемником стала Россия - уже иное госу­дарство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе.

В истории России наступил новый этап развития. Стра­на получила возможность государственно-политических и социально-экономических преобразований, необходимых для выхода из кризисного состояния общества.

Принятая в декабре 1993 года Конституция подвела черту под советским периодом истории России. Был избран новый либеральный путь развития, направленный на строи­тельство цивилизованного демократического общества, ос­нованного на рыночной экономике.

1.17

Демократические силы, пришедшие к власти, из двух возможных вариантов перехода к рыночной экономике -постепенного или радикального - выбрали второй, полу­чивший название «шоковой терапии». Его реализация была сопряжена с рядом неудач и трудностей как объективного, так и субъективного характера. Она вызвала резкое ухуд­шение положения в экономике страны: на грани полного развала оказались многие предприятия и даже целые отрас­ли производства. Демонтаж советской системы организации власти привел к обострению политической обстановки. Был нанесен серьезный удар по бюджетной сфере (образование, здравоохранение, наука, культура). Все это привело к росту социальной напряженности в обществе, резкому падению уровня жизни основной массы населения, росту безработи­цы и, как следствие, заметному ухудшению демографиче­ской ситуации в стране. Стало ясно, что создать рыночную экономику с минимальными потерями и в кротчайшие сро­ки методом «шоковой терапии» не удалось. В 1994 -1995 го­ды начался поиск путей выхода из создавшегося положения, который привел к относительной стабилизации в обществе, и дал возможность продолжить движение по пути дальней­шей демократизации и проведения рыночных реформ.

Особенности переходного периода в полной мере ска­зались и на развитии физической культуры. Начался нелег­кий процесс формирования федеральных органов управле­ния физкультурным движением.

Курс на демократизацию жизни общества получил преломление в расширении прав органов образования в об­ласти физического воспитания учащейся молодежи. Но их реализация была неоднозначной. Наметились тенденции к увеличению количества часов на предмет «физическая культура» в общеобразовательных школах, но эта мера не была подкреплена государственным финансированием: по усмотрению местных учреждений образования разрешалось увеличивать количество часов до 5-6 в неделю при усло-118




вии, если сами школы смогут изыскать на это необходимые средства. Большинство школ таких возможностей не имело. Нововведением стали зачеты или экзамены по физической культуре для выпускных классов. Учителям физической культуры позволялось самостоятельно совершенствовать содержание государственных программ и даже полностью заменять их т.н. «авторскими программами» при условии положительной оценки их экспертными комиссиями мест­ных органов образования. Но и это новшество не дало ожи­даемого эффекта из-за недостаточной компетентности мно­гих учителей.

В связи с изменением условий финансирования в боль­шинстве школ свернулась внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Практически ис­чезла такая организационная структура как школьный кол­лектив физической культуры.

В 1994-95 годах федеральные органы образования предложили проект классных спортивно-оздоровительных игр-тестов, получивший название «Президентские состяза­ния», которые были внедрены в ряде городов России. Про­ект предусматривал проведение дважды в течение учебного года тестирования с помощью специально подобранных физических упражнений всех школьников, допущенных к урокам физической культуры. Смысл тестирования - по­мочь оценить физическую подготовленность учащихся и корректировать в соответствии с полученными результата­ми содержание работы.

Из-за отсутствия финансирования заметно сузились масштабы внешкольной спортивной работы. Сократилось количество детско-юношеских спортивных школ и оздоро­вительных лагерей. В стране резко упал охват спортом де­тей школьного возраста, были вынуждены оставить работу многие опытные тренеры-преподаватели. Одним из послед­ствий упадка детско-юношеского спорта, несомненно, стал рост правонарушений среди детей и подростков.




В середине 90-х годов было пересмотрено содержание вузовских программ физического воспитания. Увеличилось общее количество часов на учебные занятия, которые стали обязательными на всех курсах обучения студентов в вузе с итоговой аттестацией их физической подготовленности. Вместе с тем, сложилась критическая ситуация в студенче­ском спорте. Вузы практически лишились средств на со­держание студенческих спортивных клубов и спортивно-оздоровительных лагерей.

Если учесть, что в России более миллиона школьников и студентов по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и наметилась тревожная тенденция снижения физической подготовленности призывников, то следует признать, что мерам, предпринятым для улучшения физического воспитания и спорта среди учащейся молоде­жи, не достает пока последовательности.

Еще более тяжелое положение сложилось в организа­ции физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди взрослого населения. Профсоюзы, прежде обладав­шие для этого необходимыми финансами, материально-техническим и кадровым потенциалом, резко сократили масштаб своей деятельности по развитию физической куль­туры и спорта. Приватизированные предприятия, вставшие перед проблемой выживания, сочли экономически нецеле­сообразным оплачивать расходы на содержание штатных физкультурных работников и организацию физкультурно-спортивной работы. Прекратилось проведение производст­венной гимнастики, стали закрываться физкультурно-оздоровительные центры, была парализована деятельность производственных коллективов физической культуры и спортивных клубов. Предприятия стали снимать с баланса принадлежащие им спортивные и оздоровительные базы, которые либо вовсе прекращали деятельность, либо сдава­лись в аренду коммерческим структурам и чаще всего ис­пользовались не по назначению. Все это лишало работников 120

предприятий и членов их семей возможности пользоваться удобными и доступными условиями для активного отдыха, укрепления здоровья, занятий физическими упражнениями. Только со второй половины 90-х годов стали появляться первые признаки оживления деятельности спортивных клу­бов и коллективов физической культуры в учебных заведе­ниях и на производстве.

Большие трудности переживает физкультурно- спор­тивная работа по месту жительства. Пришло в запусте­ние большинство спортивных и игровых площадок во дво­рах жилых домов и микрорайонах, что также объясняется отсутствием должного финансирования и материально тех­нического обеспечения.

В условиях перехода к рыночной экономике на коммер­ческие начала перестроилась деятельность большинства спортивных сооружений. Это повлекло за собой возраста­ние арендной платы и многократное повышение цен на оп­лату физкультурно-спортивных услуг, что сделало их не­доступными и для многих физкультурных организаций и для большинства малоимущих граждан. Не по средствам основной массе населения стали заметно подорожавший спортивный инвентарь индивидуального пользования, спортивные одежда и обувь. В свою очередь, снижение спроса на спортивные товары вызвало задержку в развитии отечественной индустрии спорта и туризма.

Неблагоприятно сложилась стартовая ситуация для рос­сийского спорта.С упразднением СССР распалась сущест­вовавшая до того стройная система организации спорта высших спортивных достижений. Сократились спортивные связи с бывшими союзными республиками, распались сбор­ные команды, нарушился календарь спортивных соревнова­ний. За пределами России остались прекрасно оснащенные спортивные комплексы - центры олимпийской подготовки для большинства видов спорта. Многие молодые перспек­тивные спортсмены из-за отсутствия средств лишились

возможности выезжать на учебно-тренировочные сборы и ответственные спортивные соревнования. Начался отток наиболее квалифицированных спортсменов и тренеров за рубеж в поисках более благоприятных условий для жизни и работы, что отрицательно сказалось на общем состоянии российского спорта.

Резкое сокращение государственного финансирования сферы физической культуры и спорта побудило спортивные федерации и клубы к поиску внебюджетных источников существования, развитию коммерческих начал, предприни­мательской деятельности, привлечению спонсорских средств, профессионализации спортивной деятельности. Официальное признание получил в эти годы профессио­нальный спорт.

В сложных для российского спорта условиях проходили и проходят подготовка и участие российских спортсменов в международных олимпийских играх.

f Первые после распада СССР олимпийские игры состоя­лись в 1992 году. На XVI Зимних играх в Альбервиле и XXV летних в Барселоне выступали объединенные коман­ды СНГ. В Альбервиле команда СНГ была второй (9 золо­тых, 6 серебряных и 8 бронзовых) в Барселоне - первой ( 45 золотых, 38 серебряных, 29 бронзовых медалей) в НКЗ.

Зимних олимпийских играх, состоявшихся в 1994 году в Лиллехаммере, впервые в соревнованиях вы­ступила сборная команда России. Российские спортсмены завоевали 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовых медали, заняв 1 место в НКЗ. Блестяще выступила лыжница Л. Его­рова, завоевавшая три золотые медали. За этот спортивный подвиг она была удостоена почетного звания Героя России. У" В 155*6 году в Атланте, где состоялись Игры XXVI Олимпиады, совпавшие с праздником столетия междуна­родных олимпийских игр, российская команда в упорной спортивной борьбе вышла на второе место в НКЗ вслед за командой США. Российские спортсмены завоевали 26 зо-122

лотых, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей. Героями игр стали пловец А. Попов, фехтовальщик С. Поздняков и бегу­нья С. Мастеркова, завоевавшие по две золотые медали. Аб­солютное первенство по гимнастике выиграл А. Немов. Свою третью золотую олимпийскую медаль завоевал борец А. Карелин. Вместе с тем, неудачно выступили представи­тели игровых видов спорта, не завоевавшие ни одной олим-пийской награды.

>f В 1^9о году на XVII Зимних олимпийских играх в На-гано, российские спортсмены завоевали 9 золотых, 6 сереб­ряных и 3 бронзовые медали, заняв в итоге третье место в НКЗ после команд Германии и Норвегии. Повторив подвиг Л. Егоровой, трехкратной олимпийской чемпионкой стала лыжница Л. Лазутина. Ей тоже было присвоено звание Ге­роя России. Игры в Нагано были последними зимними олимпийскими играми XX столетия.

ХГ В 2000 году в Сиднее состоялись Игры XXVII Олим­пиады. Несмотря на некоторые неудачи в отдельных видах программы в начале соревнований, в целом сборная коман­да России выступила в этих играх успешней, чем в преды­дущих. Спортсмены России получили 88 медалей - 32 золо­тых, 28 серебряных и столько же бронзовых, отстав от по­бедителя НКЗ - команды США всего на 9 медалей. По сравнению с Атлантой медалей у российских спортсменов стало на 25 больше. Свой вклад в этот успех внесли пред­ставители разных видов спорта. Двукратными олимпийски ми чемпионами стали вновь выигравший гимнастическое многоборье А. Немов и боксер О. Сайтов. Блестящую побе­ду в велогонке с раздельным стартом одержал В. Екимов, впервые получивший звание олимпийского чемпиона в 1988 году в Сеуле. В результате более чем трехчасового финаль­ного поединка олимпийское золото завоевал теннисист Е. Кафельников. Золотой медалью была награждена И. Привалова, выигравшая забег на 400 м с барьерами. Золотыми призерами стали российскиеПгавдо^5шс?ы7^

Физическая культура в постсоветской России - student2.ru ^

победу которых немалую лепту внесла игра вратаря -олимпийского чемпиона А. Лаврова.

ШШСоревнования показали, что при всех трудностях, кото­рые переживает российский спорт, за последние годы про­изошла смена лидеров: по две золотые медали завоевали юная гимнастю! Е. Замолодчикова и победительницы в со-стязаниях по сидх!КШНомуплаванию О. Брусникина и_М. ^^щелева, олимпийскими чемпионами стали ранее малоиз­вестные прыгуны в высоту С. Клю^гин и Е. Елесина, пяти­борец Д. Сватковский, батутисты И. Караваева и С. Моска­ленко, борцы классического стиля В. Самургашев и М. Кар­данов, вольного стиля - А. Сайтиев и Д. М*усульбес, пред­ставительница художественной гимнастики Ю. Барсукова, команды российских фехтовальщиков. Достойно провел все соревнования прыгун в воду Д. Саутин, завоевав золотую и серебряную и две бронзовые медали.

Всего российские спортсмены получили награды в 23 видах спорта из 38, вюпоченных в программу олимпиады. По сумме медалей, завоеванных в совокупности спортсменами СНГ, на сиднейской олимпиаде не было равной команды.

Вместе с тем, итоги олимпийских игр поставили перед российским спортом новые проблемы, требующие незамед­лительного решения.

Подводя итоги развитию физической культуры и спорта в России в условиях переходного периода, следует отме­тить, что принципиальное значение для успешного выхода физкультурного движения из кризисного состояния имеет создание для этого законодательной основы. уВ1993 году впервые в отечественной законодательной практике были утверждены «Основы законодательства Рос­сийской Федерации о физической культуре и спорте», кото­рые устанавливали общие принципы правового регулирова­ния в области физической культуры и спорта.

В 1999 году был принят новый, еще более важный юри­дический документ - Федеральный Закон «О физической 124

культуре и спорте в Российской Федерации». Он устанавлива­ет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций.

• В первой главе Закон раскрывает принципы государст­венной политики в области физической культуры и спорта и меры государственной поддержки их развития.

• Вторая глава определяет компоненты системы физиче­ской культуры и спорта в Российской Федерации, которая включает в себя: спортивные клубы, коллективы физиче­ской культуры, детско-юношеские спортивные школы, дет­ско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализиро­ванные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортив­ного мастерства, центры олимпийской подготовки, образо­вательные учреждения и научные организации в области физической культуры всех типов и видов, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, Олимпийский ко­митет России, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им орга­низации, муниципальные организации физической культу­ры и спорта. В главе раскрывается компетенция органов го­сударственной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского Комитета России, физкультурно-спортивных объединений и организаций.

• В третьей главе Закона раскрываются организационно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы и развития спорта, высших достижений.

Специальные главы посвящены пропаганде физической культуры и спорта, правам и обязанностям спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций и их социальной защите, ресурсному обеспечению в области фи­зической культуры и спорта.

В Заключении определяется ответственность должност­ных лиц за соблюдение положений Федерального Закона,

Введение Закона в действие позволяет создать систему правового обеспечения физкультурно-спортивной деятель­ности, реформирования и дальнейшего успешного развития физической культуры и спорта в России.

Вопросы для самопроверки

1. Как проходило восстановление и развитие физической культуры в послевоенные годы (1946-1959)?

2. Когда и где состоялся дебют советских спортсменов на летних и зимних олимпийских играх? Каковы его ито­ги?

3. Когда стали проводиться и как проходили Спартакиады Народов СССР? В чем их значение?

4. Какие новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы появились в связи с решением зада­чи внедрения физической культуры в быт населения?

5. Чем характеризовалось в 60-80-е годы развитие спорта и международных спортивных связей? Каковы итоги выступлений советских спортсменов на олимпийских играх?

6. Какие негативные явления появились в развитии физи­ческой культуры в годы застоя? Какие меры по их уст­ранению предпринимались в годы перестройки?

7. Чем характеризуется состояние физкультурного движе­ния в постсоветской России? Каково значение Феде­рального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»( 1999года)?

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

В послевоенные годы заметно усилилась роль комму­нистической партии в руководстве физкультурным движе­нием. В ряде партийно-правительственных постановлений 126

тех лет отмечалась возросшая социальная значимость физи­ческой культуры и спорта, и ставилась задача внедрить фи­зическую культуру и спорт в быт большинства населения, превратить физкультурное движение из массового во всена­родное.

Реализация этих указаний привела к качественному улучшению постановки физического воспитания среди учащейся молодежи, развитию физкультурно-спортивнои работы в национальных республиках, сельской местности., получила развитие работа по физической культуре и спорту по месту жительства населения, широко распространилось оздоровительное и рекреационное направление в физкуль­турной работе с детьми и взрослым населением. Дальней­шее развитие получила научная работа. Большое внимание стало уделяться развитию детско-юношеского спорта, росту мастерства советских спортсменов. Советский спорт дос­тиг больших успехов на международной арене. Советские спортсмены активно и успешно выступали в летних и зим­них олимпийских играх и других крупных международных соревнованиях.

Между тем, задача превращения физической культуры во всенародное движение не была решена. Лишь незначи­тельная часть населения была охвачена регулярными заня­тиями, уровень физической подготовленности основной части учащейся молодежи и взрослого трудоспособного на­селения оставался низким. Для развития массовой физиче­ской культуры не хватало спортивных сооружений, инвен­таря, кадров специалистов. Негативно сказывались остаточ­ный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта, частые и необоснованные перестройки структуры управления и другие факторы, связанные с нараставшими застойными явлениями в жизни общества.

Большие трудности приходится преодолевать физкуль­турному движению в условиях переходного периода в исто рии постсоветской России.

л

Литература

1. История физической культуры и спорта. Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1983.

2. Столбов В.В. История физической культуры. Учеб­ник для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1989.

3. История физической культуры народов СССР. Часть 1.-М.:ФиС, 1953.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

5. Харабуга Г.Д. История физической культуры. Мето­дические указания для студентов заочного обучения, инстМ р^Йерев- физической культуры. - М.: 1977.

6. Грачев А.В., Коган М. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Хрестома­тия.-М.: ФиС, 1940.

7. Грачев А.В. Физическое воспитание в России в эпо­ху реформ Петра I. Очерки по истории физической культу­ры. - М.: ФиС, 1938.

8. Крадман Д.А. Физическая культура в России в XIX веке. Очерки по истории физической культуры. Выпуск 5. -М.: ФиС, 1950.

9. Физическая культура и спорт в СССР. - ML: ФиС, 1967.

Ю.Все о спорте. Справочник. Т. 1,2. -М.: ФиС, 1978. 11. Хавин Б.Н. Все об олимпийских играх. - М.: ФиС, 1979.

Подписано в печать 22.10.2001г.

Формат 1/16. Гарнитура Times New Roman.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Объем 8 печ. л. Тираж 300. Заказ 1246. Учебная типография ПУ 22.

г. Балахна, ул. М. Ульяновой, 82



Наши рекомендации