Основныенаправлениясистемыфизического воспитания.

Преимущественноерешениетехилииныхпедагогическихзадачпозволяетвыделитьтриосновныхнаправлениявфизическомвоспитании.

ОБЩЕЕФИЗИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ

Общеефизическоевоспитаниенаправленонаукреплениездоровьяиподдержаниеработоспособностивучебнойилитрудовойдеятельности.Всоответствиисэтимсодержаниефизическоговоспитанияориентированонаовладениежизненноважнымидвигательнымидействиями,согласованноеисоразмерноеразвитиесилы,быстроты,выносливости,ловкостииподвижностивсуставах.Общеефизическоевоспитаниесоздаеттотобязательныйминимумфизическойподготовленностичеловека,которыйнеобходимдлянормальнойжизнедеятельности,дляспециализациивлюбомвидепрофессиональнойилиспортивнойдеятельности.Оноосуществляетсявдошкольныхучреждениях,наурокахфизическоговоспитаниявобщеобразовательныхшколах,всекциях(группах)общейфизическойподготовкиигруппахГТО,вгруппахздоровьяидр.

ФИЗИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕСПРОФЕССИОНАЛЬНОЙНАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Физическоевоспитаниеспрофессиональнойнаправленностьюпризванообеспечиватьтотхарактериуровеньфизическойготовности,которыйнеобходимчеловекувконкретномвидетрудовойиливоеннойдеятельности(вэтомзначенииговорятоспециальномфизическомвоспитанииучителяобщеобразовательнойшколы,оспециальномфизическомвоспитаниикосмонавтаит.д.).Физическоевоспитание,направленноенаподготовкучеловекакизбраннойимпрофессиивтрудовойиливоеннойдеятельности,принятоназыватьфизическойподготовкой,арезультатподобнойподготовки,выраженныйвопределенномхарактереиуровнефизическойготовностиосваиватьизбраннуюпрофессиюиэффективнотрудиться,—физическойподготовленностью.

Содержаниефизическойподготовкиифизическойподготовленностивсегдаобусловленотребованиямиконкретноговидапрофессиональнойдеятельности.Поэтомуифизическиеупражнениядлязанятийподбираютсятакие,которыевнаибольшейстепенисодействовалибыформированиютрудовыхумений,соответствовалиусловиямнастоящейилибудущейтрудовойдеятельности.Физическаяподготовкаосуществляетсявспециальныхсреднихивысшихучебныхзаведениях, в армии.

Возможностьиспользованияфизическоговоспитаниядляподготовкичеловекактрудуоснованананаличиизначительнойобщноститребований,которыепредъявляюткчеловекутрудифизическоевоспитание.Самымобщимоснованиемтакойвзаимосвязислужитто,чтоитоидругоеявляютсяразновидностямичеловеческойдеятельностиинаправленынаудовлетворениефизическихи духовныхпотребностейчеловека,имеютобщуюсоциальнуюнаправленность.Физическоевоспитание содействуетподготовкечеловека ктрудовойдеятельностипутемукрепленияегоздоровья,развитияспособностей,необходимыхдляуспешногоовладенияизбраннойпрофессией идостижениявнейвысокогомастерства,атакжеподготовкикслужбеармии.

Общностьмеждутрудовойдеятельностьюифизическимвоспитаниемможнопроследитьпо следующиммоментам:

1. Каквпроцессетрудовойдеятельности,такивфизическомвоспитанииовладениедвигательнымидействиямидостигаетсязасчетактивноговзаимодействияиндивидуальныхсвойствличности.

2. 2.Вобоихвидахдеятельностичеловекдействуетвколлективе.Вфункционированиитрудовогоиспортивногоколлективовестьмногообщего:наличиецели,задач,правиобязанностейчленовколлектива,режимадеятельностиивзаимоотношениймеждулюдьми.

3. Обучениедвигательнымдействиямивоспитаниечеловекакаквтрудовойдеятельности,такивпроцессефизическоговоспитанияосуществляютсянаосновеоднихитехжезакономерностей:теориипознания,теорииобразованиявременныхусловныхсвязей,теорииинформацииитеориипроизвольныхдвижений.

4. Овладениемастерствомвтрудовойдеятельностииуспехвфизическомвоспитаниизависятотоднихитехжеусловий:сознательногоиактивногоотношениякизбраннойдеятельности,удовлетворенностирезультатамисвоейдеятельности,характераобщения,осознаниясвоегоместавколлективе,состоянияздоровья,физическойиумственнойработоспособности,опыта,уровняразвитияспособностей.

Приопределенныхусловияхрезультатыфизическоговоспитанияпомеханизмуположительногопереносамогутблагоприятносказыватьсянауспехахвучебе.Переносэффектаотзанятийфизическимиупражненияминатрудовуюдеятельностьвозможенипонавыку,иполиниииндивидуальныхсвойствличности.

Большиевозможностиположительногопереноса эффектаот занятийфизическимиупражненияминатрудовуюдеятельностьзаложенывполиструктурностииполифункциональностифизическихупражненийитрудовыхдвигательныхдействий.Полиструктурностьфизическихупражненийитрудовыхдвигательныхдействийпроявляетсявтом,чтоотдельнаямышечнаягруппа(орган,системаорганизмаит.д.)можетобеспечиватьразнообразныедвигательныедействия.Полифункциональностьобусловливаетвыполнениекаждогоизнихзасчетактивизациифункциймногихоргановисистеморганизма,психическихиличностныхсвойствчеловека.Соднойстороны,одниитежефункцииорганизма(психическиепроцессы,личностныесвойствачеловека)можноразвиватьспомощьюразныхфизическихупражнений,сдругой—спомощьюдажеодногоупражнения,норазличнымиспособамиеговыполненияможноразвитьмногиефункцииорганизма.

Переносповидуможетбытьпрямымиопосредованным,апокачеству—положительнымиотрицательным.Примеромпрямогоположительногопереносаслужитоблегчающее влияние координациидвижений,развитойвпроцессезанятийспециальнымифизическимиупражнениями,набыстротуовладениянавыкамиуправлениясамолетом,наземнымитранспортнымисредствамии др.Прямойотрицательныйпереносвэтихвидахпрофессиональнойдеятельностинаблюдаетсявнеоправданнорезкихдвиженияхрукамиубоксеров,ногамиуфутболистов.Этинедостаткиостропроявляютсявсложнойситуацииполетаилидорожнойобстановки,привнезапноскладывающихсятрудныхобстоятельствах.

Опосредованныйпереноссположительнымэффектомнаблюдаетсявулучшенииоперативногоитактическогомышленияупредставителейводительскихпрофессийврезультатепреднамеренногоразвитияунихспортивнымииграмиспособностираспределятьипереключатьвнимание.Примеромопосредованногопереноса сотрицательнымэффектомслужитзатрудняющеевлияниеодностороннегоразвитиямышечнойсилыутяжелоатлетовнакоординированиедвижений,наспособностьраспределять'ибыстропереключатьвнимание,а, следовательно,инауспешностьовладениянавыкамивтехпрофессиях,гдеэтиспособностиявляютсяведущими(например,приуправлениитранспортнымисредствами).

Отрицательноевоздействиезанятийфизическимиупражненияминапроявлениеопределенныхспособностейвтрудовойдеятельностикомпенсируетсяразвитиемдругихспособностей.Например,отрицательноевлияниезанятиифутболом,боксом,тяжелойатлетикойнауспешностьовладениянавыкамиуправлениясамолетомнаначальномэтапеобучениякомпенсируетсязасчетразвитияуверенностив своихсилах,эмоциональнойустойчивостииволи,высокойработоспособностивусловияхукачиванияиперегрузок.Болеетого,лица,занимавшиесяэтимивидамиспорта,вконечномитоге,на15—20%быстрееикачественнееовладеваюттехникойпилотированиясамолета,вождениемназемныхтранспортныхсредств,сболеевысокимиобщимипоказателямиоканчиваютучебныезаведенияпосравнениюслицами,активнонезанимающимисяспортом.

Чтобыдобитьсявозможнобольшейвеличиныпереносаэффектаотзанятийфизическимиупражненияминатрудовуюдеятельность,надо:а)ознакомитьзанимающихсясявлениемпереносаиеговидами,свозможностьюразвитияпрофессиональноважныхспособностейвпроцессезанятийфизическимиупражнениями,сформироватьунихсознательноеиактивноеотношениекфизическомувоспитанию спрофессиональнойнаправленностью; б)подбиратьтакиеупражнения,которыебыпоструктуредвижений,физиологическомуипсихологическомуобеспечениюбыливозможноболееблизкимикструктурепрофессиональныхдвигательныхдействий;в)обучениеспециальнымупражнениямдоводитьдоуверенноговыполнения;г)использоватьвозможнобольшийарсеналфизическихупражнений.

Однимизглавныхусловийэффективностииспользованияфизическихупражненийдлясодействияовладениюпрофессиейявляетсясвоевременноеизучение,развитиеипрогнозированиеобщихипрофессиональныхспособностейбудущихтружеников.

Основнымсредствомиметодомизученияиразвитияспособностейявляютсяфизическиеупражнения.Эффективностьихпримененияосновываетсянаследующихположениях:

1. Физическиеупражнениядолжныбытьблизкипопсихомоторнойструктурекизбранномувидупрофессиональнойдеятельностиивоздействоватьналюбуюфункциюорганизмаизбирательноистрогодозированно.Тольковэтомслучаеответнаяреакциянавыполненноеупражнениестанетобъективнымпоказателемсостоянияпрофессиональныхспособностей.2.Физическиеупражнения,применяемыекакконтрольные,должныотвечатьвсемтребованиямстандартизациитестов.

ФИЗИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕСОСПОРТИВНОЙНАПРАВЛЕННОСТЬЮ.

Физическоевоспитаниесоспортивнойнаправленностьюобеспечиваетвозможностьспециализироватьсявизбранномвидефизическихупражненийидостигатьвнихмаксимальныхрезультатов.Физическоевоспитание,направленноенаподготовкуквысокимдостижениямвизбранномвидеспорта,называютспортивнойтренировкой.Спортивнаятренировкавместесоспортивнойориентациейиотбором,теоретическимизанятиямиспортсмена,восстановительнымимероприятиямиит.п.составляютто,чтопринятоназыватьспортивнойподготовкой.Вспортивнойтренировкеусловновыделяютотдельныееестороны,втомчислефизическуюподготовку,котораяобеспечиваетвысокийуровеньфункциональныхвозможностейорганизмаиукреплениездоровьяспортсменадлямаксимальныхдостиженийвизбранномвидеспорта.Следовательно,физическаяподготовкавспортивнойтренировкетакжеимеетспециализированныйхарактер,ибоеесодержание связано стребованиями конкретноговида спорта.Спортивнаяподготовкаосуществляетсянаобщественно-самодеятельныхначалахвсоответствующихзвеньяхсоветскойсистемы(см.

«Спортивнаяподготовка»).

Всетринаправленияподчиняютсяединойцели,общимзадачамипринципамсоветскойсистемыфизическоговоспитания.Различиежесостоитлишьвпреимущественномрешениичастныхзадач.Например,задачадостиженияспортивногомастерства,решаемаявпроцессеспортивнойтренировки,должнаопиратьсянареализациюширокогокругаоздоровительных,воспитательныхиобразовательныхзадач,обеспечивающихподготовкучеловекактрудовойивоеннойдеятельности.Впрактикефизическоговоспитаниявсеэтинаправлениятеснопереплетаются;так,студентинститута,получивобщеефизическоевоспитаниевобщеобразовательнойшколе,встенахинститутапроходитобязательныйкурсфизическоговоспитанияспрофессиональнойнаправленностьюиодновременновсвободноевремяможетзаниматьсяспортивнойподготовкой.

Лекция № 4

Наши рекомендации