Системафизическоговоспитания.

Эффективностьиспользованиялюдьмифизическихупражненийзависиткакоторганизациипедагогическогопроцесса,такиотуровняматериальногоинаучногообеспечения,совершенстваоргановруководстваиконтроля.Целенаправленноевзаимодействиевсехэтихчастейисоздаеттуцелостнуюсоциальнуюорганизацию,котораяназываетсясистемойфизическоговоспитания.Каждаясистемафизическоговоспитаниясоздаетсятемилиинымобществомдлядостиженияпоставленнойцели,апоэтомуотражаетконкретно-исторический тип физическоговоспитания.

Понятие «система»(от др.-греч. Σύστημα — целое, составленное из частей; соединение)- это совокупность элементов или отношений, не сводимых к простой математической совокупности, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает новыми свойствами, качествами (называемых системными) отсутствующими у элементов или отношений их образующих.

Предназначениевсейэтойсовокупностиэлементовсостоитвтом,чтобысовершаласьглавнаяфункциясистемы—осуществлялосьфизическоесовершенствованиелюдей.Результативностьфункционированиясистемызависитотеецелевойнаправленностиисовершенствавходящихвсистемуэлементов.Системафизическоговоспитанияфункционируетвтеснойвзаимосвязисдругимисистемамиобщества.Развиваясьподвлияниемкультуры,науки,экономики,политики,искусства,системафизическоговоспитанияоказывает иобратноевлияниенавсесферыобщественнойдеятельности.

Вгосударствах,имеющиходнотипныйобщественныйстрой,цельизадачисистемфизическоговоспитаниямогутсовпадатьприодновременномразличиинекоторыхэлементовсистем.Наоборот,вразличныхпообщественномустроюгосударствахприразныхцеляхизадачахсистемфизическоговоспитанияиногдаиспользуютсяодинаковыесредства,методыиформыорганизациизанятий.

Полноценноевыполнениесистемойсвоихфункцийзависитотрядаусловий,преждевсегоотхарактераобщественно-политическогоустройства,внутрикоторогосоздаетсяиразвиваетсясистемафизическоговоспитания.Именногосударственныйстрой обусловливаетнетолькоидеологическуюнаправленностьфункционированиясистемыфизическоговоспитания,ноиуровеньматериальногообеспечения(строительствоспортивныхсооружений,изготовлениеспециальногоинвентаря,подготовкаквалифицированныхкадров,определениемерыоплатынаселения),научногообслуживания,снабженияметодическойлитературойипр.

Системафизическоговоспитания как часть социальной системы, представляетсобой социальнуюорганизацию,направленнуюнавсестороннеефизическоесовершенствованиевсехсоциальныхгруппнаселения.

Системафизическоговоспитанияскладываетсяизрядавзаимосвязанныхчастныхсистемфизическоговоспитания,отражающихособенностифизическоговоспитания лицразныхсоциальныхгруппнаселения(система физическоговоспитаниядетей,системафизическоговоспитанияшкольниковидр.).

Системафизическоговоспитаниядетейестьсоциальнаяорганизация,направленнаянавсестороннеефизическоесовершенствованиедетейвсехвозрастныхгрупп.

Основныепонятиясистемыфизическоговоспитания.

Основнымипонятиямисистемыфизическоговоспитанияявляютсяследующие:«физическаякультура»,«спорт»,«физическоевоспитание».

Существуютразличныеточкизрения структурногоанализаэтогоявления.Вданномслучаеанализдаетсячерезпризмуфизическоговоспитания,черезегофункции,связиивзаимодействиясдругимиэлементамисистемыфизическойкультуры.Каквиднонасхеме,наиболееобщимпонятиемявляется«физическаякультура».Спортжеявляетсялишьчастьюфизическойкультуры.Физическоевоспитаниевходитвпонятие«физическаякультура»какеедеятельнаячастьввидетрехнаправленийпедагогическогопроцесса:общегофизическоговоспитания,физическоговоспитанияспрофессиональнойнаправленностьюифизическоговоспитаниясоспортивнойнаправленностью.Следовательно,спортсвоейпедагогическойстороной,т.е.спортивнойподготовкой,составляетчастьфизическоговоспитаниявцелом,апоэтомуслужитинтересамвсейсистемыобразованияивоспитания.Встречающийсявсовременнойлитературетермин«физическаярекреация»отражаетоднуиззадачфизическоговоспитания—обеспечениеактивногоотдыха,переключениенадругойвиддеятельностисцельювосстановлениясил.Решениеэтойзадачиобеспечиваетсяформамиорганизациизанятий,характернымиидляобщегофизическоговоспитания(гигиеническаягимнастика,прогулкиипр.),идляфизическоговоспитанияспрофессиональнойнаправленностью(производственнаягимнастика),идляфизическоговоспитаниясоспортивнойнаправленностью(занятиявспортивнойсекцииипр.).Термин«физическаяреабилитация»отражаетспецифическоеиспользованиефизическихупражненийдлявосстановлениявременноутраченныхилисниженныхфизическихспособностейпослетравмизаболеваний.Однакоподобноеиспользованиефизическихупражненийявляетсяпрерогативойтакоймедицинскойдисциплины, каклечебнаяфизическаякультура.

Равноценностьтрехнаправленийфизическоговоспитаниясвидетельствует,с однойстороны,об ихравноправиивсистемефизическоговоспитания,сдругой—оразнообразиивзаимоисключающихкритериев(например,размераматериальногообеспечения иколичествазанимающихся),покоторымможнобылобыустановитьихудельныевесаврешениизадачвоспитания,атакжеобусловностиграницкаждогонаправления,обихвзаимопроникновении(например,ученикобщеобразовательнойшколыможетполучатьспортивнуюподготовкувДЮСШ).

Понятие«физическаякультура»относитсякпонятию«культура»какчастноекобщему.Другимисловами,физическаякультураявляетсячастьюобщейкультурынарода.

Физическаякультураестьпроцессирезультатдеятельностичеловекапопреобразованиюсвоейфизической(телесной)природы.Этоестьсовокупностьматериальныхидуховныхценностейобщества,создаваемыхииспользуемыхимдляфизическогосовершенствованиялюдей.

Подматериальнымиценностямипонимаютсяразнообразныесооружениядлязанятий,специальныйинвентарьиоборудование,финансирование,уровеньфизическогосовершенствалюдей(включаяихспортивныедостижения),поддуховными—социальные,специальныенаучныеипрактическиедостижения,обеспечивающиеидеологическую,научнуюиорганизационнуюнаправленностьсоветскойсистемыфизическоговоспитания.Созданиеинепрерывноеразвитиеэтихценностейнемыслимовнеэкономическогоисоциально-политическогоукладаобщества.Однакоэтонелишаетфизическуюкультуруотносительнойсамостоятельности,отражающейспецифичностьявления.

Всематериальныеидуховныеценностисоставляютнетолькокультурныетрадиции,помогающиесудитьорезультатахдеятельностиобществавобластифизическойкультуры,ноистимулируютихиспользование,а, следовательно,идальнейшеепополнение.Созданиематериальныхидуховныхценностейпроисходитвсферепроизводства,общественной,научнойипедагогическойдеятельностилюдей.Использованиежеценностейосуществляется,во-первых,вспециальноорганизованномпедагогическомпроцессе;во-вторых,ввидезанятийфизическимиупражнениямивбытовыхусловиях;в-третьих,вразличныхформахмассовыхкоммуникаций(печать,радиоит.п.).

Физическаякультуравшколеестьсовокупностьматериальныхидуховныхценностей,создаваемыхобществомииспользуемыхвшколедляфизическойподготовкидетейкжизни.

Ценностидляфизическойподготовкидетейсоздаютсяобществомвцелом,анетолькоработникамиобразования,втовремякакиспользуютсяонитольковрамкахпедагогического процесса (во всех его социальных проявлениях ).

Спортявляетсяорганическойчастьюфизическойкультурыипредставляетсобойсовокупностьматериальныхидуховныхценностей,которыесоздаютсяииспользуютсяобществомдляигровойфизическойдеятельностилюдей,направленнойнаинтенсивнуюспециализированнуюморфофункциональнуюипсихическуюподготовкудляпоследующегомаксимальногопроявленияспособностейпутемсоревнованиявзаранееопределяемыхдвигательныхдействиях.

Следовательно,во-первых,спортестьдеятельность,котораяслужитинтересамобщества,реализуявоспитательную,подготовительную икоммуникативнуюфункции.

Во-вторых,спорт—этонепроизводственнаядеятельность,т.е.он непосредственно несвязанспроизводствомматериальныхблаг.В«детскомспорте»обапризнакавыражаются в том,чтоспортивнаядеятельностьучениковявляетсявнеучебной,непредусмотреннойгосударственнымипланамиипрограммамивкачествеучебнойдисциплиныобщеобразовательнойшколыиосуществляетсячерезвнеклассныеивнешкольныеформыработы,т.е.насугубодобровольныхначалах.

В-третьих,спортабезинтенсивнойспециальнойподготовкинетинеможетбыть.Характерееопределяетсявидомспортивнойспециализации,осуществляемойнабазеобщейфизическойподготовки.В«детскомспорте»этотпризнакреализуетсяполностью,дажесакцентомнаболееширокуюидлительнуюподготовку.

В-четвертых,человекготовитсякмаксимальномупроявлениюфизическихидуховныхспособностейвузкоограниченномизаранееопределенномкругедвигательныхдействий.Этотпризнакостаетсяведущимидля«детскогоспорта»,ибопонятиемаксимумаотносительно:уровеньегозависитотиндивидуальныхвозможностей.Темнеменее,чтобыпредотвратитьнеправильноетолкованиемаксимумадляребенка,целесообразноговоритьобоптимуме.

В-пятых,максимальныепроявлениясопоставляютсятольковформесоревнованийсовсемивытекающимиотсюдапоследствиями(правила,спортивнаяклассификация,поощрения,зрелищностьит. п.). Именновсоревнованияхреализуетсяпрестижнаяфункцияспорта.Этотпризнакостаетсяопределяющимидля«детского спорта». Изменяютсятольковнешниечертысоревнования,носамдухстремленияксопоставлениюсвоихсилсохраняется.

Всепризнаки,характеризующиеспортвцелом,находятотражениеивдетскомспорте.Егоможноопределить,какразновидностьвнеучебнойдеятельностиребенка,состоящейизспециальнойподготовкиивыступленийнасоревнованияхдляоптимальногосучетомвозрастныхособенностейпроявленияспособностейвзаранееопределяемыхдвигательныхдействиях.Рамки«детскогоспорта» лимитируютсявозрастом:отмомента,когдаразрешаетсяприступатькспециальнойподготовке,довыпускаизобщеобразовательнойшколы.

Впонятие«юношескийспорт»заложеноболееузкоесодержание.Егограницыопределяютсялишьоднойвозрастнойгруппой—юношеской.Этоттерминусловен,таккакпредполагаетучастиевспортеидевушек.

Школьныйспортповозрастномупризнакуучастниковсходенс«детскимспортом».Разницажесостоитвтом,что«детскийспорт»организуетсяшколамиивнешкольнымиучреждениями,а«школьныйспорт»—толькошколами.

Перечисленныепризнакиспортамогутвтойилииноймереприсутствоватьивиграх,ивгимнастике,ивтуризме.Например,узкаяспециализацияпрониклавнекоторыеигры,вспортивнуюгимнастику,превративихвсамостоятельныевидыспорта.Втожевремясамспортнесетвсебеотдельныепризнакиигры(именнопоэтомуспортрассматриваетсякакигроваядеятельность),широкоиспользуетигровой метод.

Анализфизическойкультурыможетбытьданисточкизренияпедагогики,гдефизическоевоспитаниевыступаеткакдеятельнаясторонафизическойкультуры.Всоветскойпедагогикевоспитаниемназываютцелеустремленныйпроцессвоздействияначеловека,направленныйнаразвитиеунегоспособностей,отвечающихсоциально-политическиминравственно-эстетическимидеаламобщества.Воспитание—этообластькультурнойдеятельностилюдей,способпередачи,освоенияисовершенствованиядостиженийкультуры.

Физическоевоспитаниеестьпедагогическаясистемафизическогосовершенствованиячеловека.

Впроцессефизическоговоспитанияиспользуютсяразработанныекомплексыфизическихупражненийвсочетаниисестественнымисиламиприродыигигиеническимифакторамидляформированиядвигательныхумений,специальныхзнаний,воспитанияфизическихкачествиразностороннегоморфофункциональногосовершенствованияорганизмавсоответствиистребованиямиобщества.Другимисловами,физическоевоспитаниекакпедагогическийпроцесспризваноуправлятьфизическимразвитиемифизическимобразованиемлюдей(см.раздел«Оздоровительныеиобразовательныезадачисоветскойсистемыфизическоговоспитания»).

Задачафизическоговоспитаниясостоитвтом,чтобыкаждыйчеловекосвоилдоступноеемусодержаниефизическойкультуры.Следовательно,черезфизическоевоспитаниечеловекпревращаетобщиедостиженияфизическойкультурывличноедостояние(ввидеулучшенияздоровья,повышенияуровняфизическогоразвитияит.п.).Всвоюочередьизмененияличностиподвоздействиемфизическоговоспитанияведуткизменениямсодержанияфизическойкультуры,влияютнаглавныерезультатыфизическойкультуры.Естественно,этотпроцесспроисходитнеизолированноотдругихсторонвоспитания.

Физическоевоспитаниедетейестьпедагогическаясистемафизическогосовершенствованияребенка.

Физическоевоспитаниевшколеявляетсятойжесамойпедагогическойсистемой,нотолькоосуществляемойвпределахшколы,например,науроках,секционныхзанятияхит.д.

Физическоевоспитаниешкольниковпредусматриваетразличныеформыработысдетьмишкольноговозрастакаквпределахшколы,такивнеее.

Основныепринципыорганизациифизическоговоспитаниявшколеизложеныв«Положенииофизическомвоспитанииучащихся общеобразовательныхшкол».

Наши рекомендации