Технология организации досуга пожилых людей.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:

• занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

• досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

• спорт, активное движение, экскурсии, игры;

• деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

• спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепере­дач, слушание радио и др.).

Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей.

Предназначение досуговых технологий — помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социо­культурном окружении. Существуют психологические законо­мерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить па­циенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художествен­ным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слу­шанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улуч­шается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающие в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующие умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование незави­симого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педаго­гов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возра­стных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с пожилыми людей необходимо создать доступную, безба­рьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобиль­ность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При орга­низации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности по­жилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физи­ческих, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов дея­тельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

Существуют различные реабилитационные виды досугаж

Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направ­ленность осуществляется через художественное чтение, дискус­сии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурсы на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читаль­ного зала и абонемента библиотеки.

Изотерапия Терапия художественным творчеством — универсальный пси­хотерапевтический, междисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направлен­ный на устранение или уменьшение нервно-психических рас­стройств, восстановление и развитие нарушенных функций, ком­пенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий спе­цифическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивиду­альной и общественной ценности пожилых, а не только восста­новлении утраченных функций организма и приобщение к труду. Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалис­тами в целях реабилитации людей с ограниченными возможнос­тями

Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные сред­ства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способ­ностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптив­ных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к ос­новной деятельности (лепка, рисование, театр и др.).

Игровая терапия — это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом трав­мирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведе­ния, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятель­ности и общения является наиболее приемлемым для любого воз­раста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть со­циальными навыками и т.д.

Глинотерапия — эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пла­стилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает ан­тисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессио­нального мастерства.

Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Осо­бое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необ­ходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционально­го состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Спорт, активный отдых и туризм Спорт, активный отдых и туризм являются важными факто­рами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Дви­жения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недо­статком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической фи­зической активности пациентов.

Для эффективного использования туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать следующие правила:

• вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуаль­ной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место про­живания, ожидаемые реабилитационные результаты;

• обеспечение безопасности для туристов и окружения;

• программа включает осмотр достопримечательностей;

• наличие некоторой физической подготовки, психологичес­кой готовности к трудностям;

• планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здоровья.

Для правильной организации досуга и отдыха пожилым необ­ходимо выполнить следующие требования.

• Выяснить интересы пожилого человека. Пожилому пациен­ту нужно помочь определиться в выборе формы досуга, так как многие люди не имеют возможности разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в силу своего положения пожилые имеют лишь ограниченные представления о фор­мах свободного времяпрепровождения, их доступности. Прежде чем предлагать пожилому человеку какие-либо мероприятия, следует внимательно изучить интересы пациента, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента.

• Расширить представления об отдыхе пожилого пациента, делясь с ним опытом и обсуждая его проблемы.

• Не ущемлять интересы пациента.

• Оценить прошлые и настоящие интересы и наклонности пациента.

• Определить основные особенности деятельности, выбран­ной пациентом.

• Определить способы модификации и адаптации пациента, чтобы облегчить его участие в проведении досуга и отдыха.

Основными занятиями пожилых являются физические упраж­нения, экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинотеат­ров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными.

Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внима­тельно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функ­ций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает вни­мание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, напри­мер, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто един­ственным и доступным для больного видом досуга является чте­ние, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музы­кальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жиз­ни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, ко­торые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелоболь­ного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно исполь­зовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.


Наши рекомендации