Технологии досуговой деятельности людей среднего возраста.

Задача социальных работников и работников культуры - оказать содействие пожилым в оборудовании площадки, беседки, организовать отдых и развлече­ния, привлекая финансовые и материальные средства местной администрации, спонсоров и самих ветеранов.

Учитывая тот факт, что проблема старения во всем мире, и особенно в Рос­сии, встала особенно остро, в настоящее время создаются территориальные геронтологическне центры.

Задачи геронтологического центра:

1) научное обеспечение деятельности социальных служб, занимающихся об­служиванием пожилых;

2) отработка социальных технологий и внедрение новых форм работы с по­жилыми в системе социальной защиты;

3) ) оказание организационно-методической помощи социальным службам;

4) анализ деятельности учреждений социальной защиты:

5) создание и распространение социальных технологий работы с пожилыми

людьми;

6) проведение мониторинга пожилых;

7) участие в разработке социальных программ;

8) консультационная помощь пожилым;

9) просветительная работа и помощь в обучении навыкам взаимопомощи.

В процессе своей деятельности геронтологическис центры руководствуются принципами гуманизма, демократизма, законности, учета условий жизни пожи­лых, выявления их творческого потенциала посредством искусства.

Конечные цели центра состоят в обучении пожилых методам выхода из со­циального сиротства, мобилизации биологического здоровья, стимулировании творческой активности, борьбе с депрессией и чувством социальной*) одиноче­ства, повышении уровня правовой защиты с учетом адреса.

Основными методами работы геронтологического центра являются марке­тинг. психологические методы управления, развития творчества пожилых.

Структура геронтологического центра такова: организационно-методический отдел с секторами: информации, социаль­ного менеджмента, социокультурного;

- отдел социально-правового и медицинского консультирования с выездом бригад;

отдел социально-медицинской помощи;

- отдел социальной помощи на дому;

- стационар временного пребывания с реабилитационным отделением и от­делением м ил осерди я.

Задачи областного геронтологического центра заключаются п следующем;

1.) научное обеспечение деятельности социальных служб;

2) отработка новых технологий:

3) взаимодействие е научно-исследовательскими и образовательными учре­ждениями;

4) проведение научных исследований;

5) организация семинаров и конференций;

6) участие в разработке социальных программ;

7) создание статистической базы данных.

Рассмотрим теперь конкретно содержание работы геронтологи чес кого цен­тра. На первом плане находится организационно-методическая помощь домам- интернатам, домам для престарелых, пансионатам, отделениям милосердия, со­циальным клубам.

Формы работы центра таковы - доклады, семинары, инструкции, консульта­ции и разнообразные развлекательные формы типа вечеров, праздников, тури­стических походов и экскурсий, шоу-программ и разнообразных игр. Исполь­зуются также школы и университеты культуры.

Таким образом, геронтологические центры оказывают пожилым социально- правовые, социально-бытовые, социально-медицинские, социально- психологические, культурные услуги.

Помощь пожилым оказывается поэтапно. На первом этапе - социальная и соцна1ьно-мсднцн некая помощь на дому. Па втором этапе вступают в действие отделения временною пребывания и реабилитационные центры. На третьем этапе пожилым оказывают помощь дома-интернаты, дома престарелых и отде­ления милосердия. 11а четвертом этапе подключается геронтологический центр. Штат геронтологического центра примерно пятьдесят человек.

Таким образом, можно сделать следующий вывод преимущество геронто­логического центра состоит в том, что он универсален и позволяет обслуживать все слои пожилых людей.

Одной из форм социальной реабилитации пожилых являются дома малой вместимости (10 30 мест), которые имеют свои преимущества. В них создается уют, приближенный к домашнему. Люди живут в том же городе, районе, им предоставляется возможность некоторое время в лечений период жить в своем доме. Все это положительно сказывается на психологическом состоянии вете­ранов. придает им уверенности, устраняет нервозность.

В этих домах проживают в основном одинокие, из них две трети женщин со слабым здоровьем, брошенных родственниками.

Дома малой вместимости разнотипны сеть самостоятельные дома Петры, общежития.

Среди ветеранов ведется многогранная социально-культурная работа. В них отмечаются религиозные и другие праздники, приглашаются актеры, самодея­тельные художественные коллективы из образовательных и культурных учреж­дений. священнослужители.

Дома ветеранов имеют; как правило, свои огородные участки и частично на­ходятся на самообеспечении.

Существуют дома ветеранов, финансируемые за счет средств пенсий, спон­сорских средств, алиментов с детей, средств производственных коллективов.

Основные направления деятельности домов ветеранов таковы:

1. обеспечение комплексных услуг по проживанию:

2. медико-социальная и социально-психологическая работа (санитарио- просветительная пропаганда, физкультурная работа, организация общения;;

3. социально-педагогическая работа;

4. создание и сохранение социальных связей (участие в выборах, в общест­венных объединениях).

Некоторые ученые предлагают создавать дома малой вместимости с функ­циями домов ветеранов и домов-интернатов, деревень пенсионеров или соци­альных деревень, которые могут включать дома малой вместимости семейного типа, фермерские хозяйства.

В особенно бесправном положении находятся бомжи, у которых нет жилья, социальных связей, отсутствуют доходы, но есть в избытке неудовлетворитель­ное состояние здоровья и одиночество.

Бомжами становятся главным образом одинокие, хотя у некоторых имеются дети. Большинство бомжей имело судимость. Причиной роста числа бомжей явилось отвержение прежних норм и ценностей, начиная с девяностых годов XX века. Массовая безработица и бедность, приватизация жилья породили без­домность и бродяжничество людей, которым за пятьдесят.

Главная задача общес1ва состоит в том, чтобы предупредить бездомность, а именно: совершенствовать правовую базу зашиты в семье, развивать солидар­ность между поколениями в семье и обществе, содействовать созданию разно­образных объединении пожилых, домов ночного пребывания бомжей, социаль­ных гостиниц, центров социальной адаптации и реабилитации бомжей. В этой работе с бомжами необходимо применять дифференцированный подход, защи­ту прав и адресную поддержку.

Основные принципы социальной работы таковы:

- обеспечение независимости пожилых, их участие в общественной жизни;

- уход и защита со стороны семьи и общества;

- реализация внутреннего потенциала в процессе приобщения к культур­ным ценностям, образованию, духовной культуре и отдыху;

- защита достоинства пожилых.

Технология работы начинается с выявления бомжей и помещения их в соци­альные приюты, затем - в единый комплексный центр социального обслужива­ния. Цель этого центра состоит в восстановлении способностей бомжей вести нормальный образ жизни. Задача центра - выявлять и реабилитировать бомжей, оказать им все виды помощи. С этой целью необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, развитие солидарности между поколениями, орга­низация объединений пожилых и дифференцированный подход.

Острейшей проблемой нашего общества в целом и но отношению к пожи­лым встала проблема зашиты от злоупотребления и насилия. Эйджизм - это ущемление интересов пожилых, насилия над ними и злоупотребления, ведущие к стрессу и страданиям, недоверию, заниженной самооценке, инвалидности и прежде временной смерти.

Надо сказать, что эйджизм получил массовое распространение в нашем об­ществе с начала перестройки. Вседозволенность, беспредел, беззаконие стати обычным явлением. Люди поняли демократам как анархию и вседозволен­ность и, самое главное, безнаказанность.

Негативную роль сыграли в этом процессе средства массовой информации, которые взяли на вооружение ложь, клевету и травлю неугодных кому-то лиц, и вес это во имя сенсации и повышения рейтинга, а на деле - выполнения заказа толстосумов и бандитов.

К видам насилия относится физическое воздействие. Оно стало распростра­ненным. Разборки, оканчивающиеся убийствами, мы видим почти ежедневно. Пожилые тоже попали в пи жернова, например, при дележе наследства.

Не менее серьезным является и другой вид насилия - эмоционально- психологическая травля, которая ведет к психическому расстройству. Этот вид насилия является еще более распространенным и, главное, трудно наказуемым. Если в физическом насилии травма легко определяется, то эмоционально- психологическая травма проявляется не сразу и трудно доказуема. Не менее серьезным насилием является отсутствие ухода, когда близкие отказываются ухаживать за больными и старыми. Л между тем, это прямое нарушение кон­ституционной обязанности детей заботиться о своих родителях. Но такого рода насилие редко наказывается по закону. Общество чаше прибегает к уговорам, взывая к совести детей. К сожалению, это редко срабатывает. В наше время бездуховность и бездушие получили широкое распространение. Этому способ­ствует утверждающийся капитализм, который порождает индивидуализм, эго­изм и бездушие.

Видом эйджизма является также пренебрежение пожилых к собственному благополучию. которое вызвано пессимизмом и безразличием к жизни. Такое психоло­гическое состояние неизбежно ведет к депрессии. Этот вид самонасилия, самоуни­чижения, самоедства ведет к серьезным заболеваниям, а иногда и суициду.

Оставление пожилых родителей со стороны семьи и общества гоже своеоб­разный вид насилия, приводящий в конечном итоге к трагедии. Видом нравст­венного насилия является неуважительное отношение к личности, старшим. А ведь уважение к старшим передавалось о г поколения к поколению.

Неотвратимым видом насилия является экономическое насилие, которое по­рождает кризис.

Социально-бытовое насилие является производным от экономического на­силия. Его опасность состоит в том, что оно преследует пожилых повсюду; ока­зывает негативное влияние непосредственно на их здоровье и психику в семье и в обществе.

Учитывая актуальность проблемы, общество обязано защитить пожилых от насилия. Предание гласности актов насилия над пожилыми через средства мас­совой информации и в специальных информационных бюллетенях создает ши­рокое общественное мнение и обстановку нетерпимости к насилию.

Создание службы экстренной психологической помощи через телефон дове­рия и реабилитационно-психологические центры снижают напряженность и защищают, в некоторой степени., пожилых от насилия.

Наконец, укрепляют семейную солидарность поколений средства массовой информации, сиосма учреждений культуры и образовательных учреждений, Организующая семейные клубы, семейные вечера и праздники. Короче говоря, семейный досуг может снять остроту проблемы.

Не последнюю роль может сыграть в этом процессе служба социальной заши­ты, которая организует материальную и правовую защиту пожилых от насилия.

Таким образом, можно сделать общий вывод в России пожилые люди ока­зались наименее защищенной частью населения. Государство и общество не в состоянии в полной мере защитить пожилых. Сфера социальной, правовой и духовной защиты сужена до предела из-за недостаточности средств. Идет про­цесс ускоренного вымирания не только пожилых, но и других возрастных кате­горий. Нужны экстренные меры зашиты всех обездоленных слоев населения, в том числе и пожилых. Без этою не может быть будущего у общества, да и у са­мой России как государства. Ведь старость - это венец долгой жизни, а старики золотой фонд государства, которое должно заботиться о них. Поэтому наше правительство приняло специальную программу «Пожилые».

37. Социально-культурные аспекты образования взрослых.

Понятие образование взрослых (adult education) охватывает собой весь комплекс непрерывных процессов обучения - как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С помощью которых взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

Под профессиональным обучением (training) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education), в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.

При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:

- осознанное отношение к процессу своего обучения;

- потребность в самостоятельности;

- потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;

- практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

- наличие жизненного опыта — важного источника обучения;

- влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание уделять индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

Известный американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) сформулировал психологические особенности взромлых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:

- люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;

- обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;

- в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;

- большая часть обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту;

- самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.

Очевидно, что К. Роджерс рассматривает взрослого человека как ответственного участника процесса обучения, инициатора собственного обучения. Как тут не вспомнить слова профессора И.И. Ильясова о том, что глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя». Тем не менее, ответственность за определение целей обучения все-таки несет преподаватель.

Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых людей (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергетикой человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.

В то же время, многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентными в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы.

Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования - отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов, обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим:

1. Получение непосредственного опыта

2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал;

3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение;

4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения бизнес-тренингов, мы предлагаем использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:

1) личный опыт — осмысление опыта — теоретические концепции — применение на практике — рефлексивный анализ;

2) практика — рефлексивный анализ — теоретические концепции — экспериментирование — осмысление.

Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой, получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди оказывают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Исследователи выделили следующие четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» (см. рис. 3). Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде встречаются достаточно редко, как правило, у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей. Но все-таки именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на определенные методы и на усилия преподавателя.

При планировании обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Поэтому тренер должен стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, составляющих в совокупности цикл обучения от практики до практики. Также нужно включать в программу задания и методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые стороны.
38. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в углубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте. В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.


Наши рекомендации