Трансформация практик наказания и власти в человеческой культуре (М. Фуко)

Фуко интересует эволюция политических технологий западного общества при переходе от эпохи феодализма к современности. Ещё в середине XVIII века для власти была характерна чудовищная жестокость. Казнь вписывалась в функционирование правовой системы. Преступление расценивалось как бунт против закона и государя. Палач приводит закон в жизнь силой. Если у палача не получилось, то его наказывали. Если казнь не удалась, считалось, что осужденный должен быть помилован. Иногда палач вставал на сторону осужденного, чтоб помочь избежать казни. Потом придумали формулировку казнь до конца. Неудача палача больше не значит, что осужденного можно отпустить.

Но уже в тридцатые годы XIX века, она стала более мягкой и гуманистичной. Если прежде преступников предавали публичным казням или подвергали пыткам, то позже их стали помещать под тщательный тюремный надзор, исключающий всякое насилие над телом. То есть изменилась сама социальная природа наказания. Сформировалось новое представление о субъекте преступления, сложилось рационально-расчётливое отношение к человеческому телу. Субъектом преступления перестаёт быть тело преступника, им становится его душа. Распространяется тезис о терпимости к подсудимому и о большей нетерпимости к преступлению. Для предотвращения преступлений предлагается распространять в сознании граждан представление о неотвратимости наказаний, рассматривается необходимость массовой профилактики преступлений.

С появлением гильотины сцены казни утратили свою зрелищность, но приобрели рационально-дидактический смысл. Утратив былую театральность, казни преступников должны были стать уроком для остальных граждан.

Главным и практически единственным наказанием за все уголовные преступления становится тюрьма. Она становится в один ряд с такими дисциплинирующими механизмами, как больница, школа, мануфактура, казарма, и при этом соединяет в себе черты каждого из них. Тюрьма оказывается пространством принудительной нормализации индивидов. Одновременно с этим активно эксплуатируется модель монастырской дисциплины. Заводы, казармы, тюрьмы и работные дома функционируют подобно закрытому монастырю. Извлечение полезности достигается созданием огороженных пространств.

Вопрос 11

Элвин Тоффлер делит историю на три цивилизационных этапа или волны. Первая волна – сельскохозяйственная цивилизация, результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Продолжительность первой волны – примерно от 7-8 тыс. лет до н.э. до XVII века н.э. Вехи прогресса здесь – стабильный урожай и безголодное существование населения. В социальном плане основная веха – создание государства. Тип общества – традиционное. Роль образования для жизненного успеха невысока. Социальная мобильность практически нулевая, все решает происхождение.

Вторая волна – цивилизация индустриальная. Признаки – машинное производство и привязка жизни людей к этому способу производства. Повышение уровня жизни за счет удешевления промышленных товаров, скученность рабочих в заводских районах городов, культивирование определенных качеств среди населения: дисциплина, чувство точного времени, хорошая техническая грамотность. Значительная социальная мобильность, для которой большое значение играет уровень образования и личные качества. Берет начало в передовых странах в XVII веке, к концу XIX века охватила весь мир, за исключением отдаленных труднодоступных уголков. Но во второй половине XX века в мире начались изменения – признаки наступающей уже сейчас третьей волны.

Третья волна – результат интеллектуальной революции, постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Нынешняя «Третья волна» – «информационное общество». Вызвана распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. Складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы – целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущая роль – сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены – ученым. Работа становится игрой человека с человеком. Природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. Компьютерная революция – глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве.

Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину.

Современная экономика предполагает решение таких задач, которые требуют для своего решения компьютерных расчетов со скоростью 3 трлн. операций в секунду. А США уже поставили перед собой задачу: через десять лет обеспечить быстродействие ЭВМ в 1000 трлн. операций в секунду. Такова мировая тенденция, о которой пишет Э. Тоффлер.

Особенности грядущего мира. Экономическим костяк – электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна.

Признаки Третьей волны:

· использование разнообразных источников энергии, в том числе солнечной, приливной, геотермальной;

· мощнейшая технологическая база с взаимодействием наук;

· повышение ценности информации ввиду быстрых изменений в мире;

· появление компьютеров, освободивших человека от механического умственного труда;

· появление интерактивных СМИ;

· сдвиг рабочего времени людей относительно некогда действовавшего строгого фабричного графика;

· уменьшение роли государств в жизни людей ввиду развития множества других типов интеграции и взаимодействия.

Вопрос 12

Группы, которые определяются как субкультуры, изучаются вне семьи. Также часто подразумевается что-то вражденно-оппозиционное в слове «субкультура». Это объясняется тем, что основная проблема субкультуры - борьба за территорию, место, пространство - связана с беспорядками и проблемой безопасности района. Субкультура часто характеризуется как часть городской культуры, скорее уличной, чем домашней. Поэтому часто можно услышать о молодежных субкультурах, а не о молодежных сообществах. Субкультуры, как их описывали в третьей четверти ХХ в., — это были группы, которые отклонялись от нормативных идеалов взрослого сообщества.Субкультуры обычно рассматриваются как неформальные и естественные, их участники могут объединяться добровольно, или быть вовлеченными в принудительные братства тюрем или приютов.

Молодежь − это не биологический, не естественный факт, а феномен социокультуры

Д.Лайт, С.Келлер и К.Калхаун: «группа людей, чья перспектива и жизненный стиль заметно отличаются от определяемых доминантной культурой и которые идентифицируют себя как отличные от других. Члены субкультуры разделяют общие нормы, ценности и аттитюды»

В функциональном определении Мэрдокаречь идёт о структурной позиции, о социокультурном статусе.

По мнению М. Брэйка, субкультура – это нормы, отделённые от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделённого от традиционного стиля, принятого в данном обществе.

Д. Хебдиджотмечает, что субкультура находится по отношению к доминантной культуре в зависимом положении, которое характеризуется относительным бессилием, отсутствием власти.

Д. Кларк с коллегами из Бирмингемского Центра современных культурных исследований определял социальные группы как молодёжные субкультуры при наличии чётко выраженных форм специфической деятельности, общих интересов и занимаемых территорий, если эти группы отличаются также по возрастным и поколенческим признакам.

По Парсонсу, молодежная культура вырабатывает ценности, инверсные по отношению к миру взрослых, который ассоциируется с работой на производстве, конформностью, рутиной и ответственностью. Молодежные ценности включают в себя потребление, гедонистический досуг, активность и безответственность.

Молодежная субкультура - противостоящая традиционной культуре взрослых и характеризующаяся повышенным единообразием в стиле поведения, языке, манере одеваться, времяпрепровождении.

Молодежная культура, согласно С. Эйзенштадту, понимается как феномен, связанный с процессами, посредством которых современное индустриальное общество «изымает» детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе. Общий жизненный опыт молодежи предполагает и общие проблемы: молодые люди пытаются обрести ощущение стабильности для нейтрализации ощущения изменения, чувство высокой самооценки для нейтрализации ощущения чувства собственной беспомощности перед лицом мира взрослых. Молодежная культура обеспечивает набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду молодости. Основная проблема молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, еще не взрослые) − молодежная культура облегчает и устраняет соответственные напряженности и неопределенности этого периода жизни.

Очевидно, своим возникновением молодежь как социальная группа обязана разделению труда и последующей индустриализации, которые обусловили изменение структуры свободного времени, способствовали увеличению ученической фазы, определили характер социокультурной дифференциации.

Причины и механизмы возникновения молодёжных субкультур в зарубежной и российской литературе рассматриваются в пределах: функционалистского подхода и подхода в рамках «теории конфликта», морализаторско-оценочного подхода (видит в них отражение морального распада и полной бездуховности)

Вопрос 13

Наши рекомендации