Типы интерпретации культур (Л. Уайт)

Определяющей особенностью концепции Л.Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Он не согласен с точкой зрения, существовавшей в антропологии первой половины XX в., что есть только два способа исследований социокультурных явлений и процессов: исторический и функциональный. Американский ученый предлагал различать три вида процессов в культуре и соответственно столько же способов их интерпретации: временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий; их изучение есть история; далее, вневременные, структурные и функциональные аспекты исследуют в рамках функционального анализа; наконец, формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм, рассматриваются эволюционным методом.

Эволюция, по Л.Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры. По мнению Л.Уайта, если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, то можно увидеть последовательную смену их форм существования. В 1947 г. в статье "Стадии эволюции, прогресс и измерение культуры" он возрождает понятия стадий эволюции, прогресса и доказывает, что различные состояния культуры можно и необходимо оценивать, используя слова "лучше", "более развитый" и т. д.

Он признавал заслуги своих предшественников-эволюционистов (Тайлор, Морган), утверждая, что они не отрицали многолинейности развития культур. Но все же Л.Уайт не отказывался от основного постулата эволюционизма. " Очевидно , - пишет Л.Уайт, - что эволюционная интерпретация человеческой культуры должна быть однолинейной. Но человеческая культура как совокупность многих культур - ее родов, видов и разновидностей, если пользоваться терминологией Тайлора, должна быть интерпретирована мультилинейно. Эволюция письменности, металлургии, общественной организации, архитектуры, торговли и т. д. может быть рассмотрена и с однолинейной и с мультилинейной точек зрения" (1) . Он критиковал антиэволюционистов, точнее противников однолинейного развития культур. А ведь они различные направления и исходные пространственные точки развития культур. Самая простая из классификации принадлежит К. Ясперсу (древнегречески-европейский, индийский, китайский типы культур). Развитие отдельных форм и частей в этих типах могло подчиняться сходным закономерностям. Но сами типы культур в своем развитии имели качественные различия, причем весьма существенные. К сожалению, Л.Уайт не замечал и не отражал этих важных обстоятельств в своем отстаивании эволюционизма. Излишняя приверженность к некоторым постулатам классического эволюционизма XIX в. наложила отпечаток и на культурологическую концепцию Л.Уайта.

Вопрос 6

Этологический подход к изучению культур.

Этология - наука о поведении животных в естественных условиях. В 70е возникла наука этология человека, объект - традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Этология изучает культуру и человека в естественном состоянии. Упор делается на анализе раннего детства, анализ культуры охотников и собирателей. Используют киносъемку за запечатления непрерывности культурных взаимодействий.

Структура этологии человека:

1. Изучаются дети в досоциальном естественном состоянии.

2. Ведутся поиски сходных аспектов функционирования человека и животных.

3. Анализ развития ребенка с детских лет до взрослого состояния, движения от животного способа функционирования к человеческим. Особенности поведения взрослых в современных культурах и охотников собирателей.

В этологии большое значение имеет ритуал, понимаемый как коммуникативная модель поведения, выразительные движения - атомарные составляющие ритуалов, культурная адаптация. Анализ филогенетических (врожденных) и культурных форм( ритуалов) важнейшая особенность этологии, отличающая ее от социобиологии, которая является доказательством биологической сущности культуры и человека.

Другим определяющим понятием является Коммуникация, понимаемая как синхронизация стимульно - реактивного механизма при наличии специфических сигналов. Особую роль играет изучение невербальной коммуникации., прежде всего в эмоционально - жестовой форме. С коммуникацией связано удовлетворение потребности в общении и уединении. Разработана Концепция регуляции уединенности с использованием социально-механического механизма "Я- Другие".

Фундаментальное направление - изучение эмоционально-психологических состояний в современном обществе. Ненависть, враждебность, тревожность, страх, привязанность. Именно с анализа агрессии началось этологическое изучение культур. Без привязанности трудно сформировать полноценного человека в детстве. Нейтрализуя агрессивность она обеспечивает функционирование этно культурных общностей.

Большое роль в развитии этологии сыграл К. Лоренс "за зеркалом" 1977. Новая дисциплина оформилась, когда в ФРГ была проведена конференция. (1977) В 1979 издан труд "этология челвоека: задачи и пределы новой дисциплины" - уделялось внимание разработки теории понятийного аппарата.

1989 - Эйбл-Эйбесфельд "этология человека". Проанализировал социальное поведение, индивидуальное развитие человека, коммуникацию, роль пространства в традиционной и современной культурах. Ритуалы этого типа состоят из различных видов: ухаживания, встречи, приветствия, обмен подарками. Особо западногерманский ученый выделял ритуалы синхронизации, способствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий. Сплоченность достигается также ритуалами, выражающими общезначимые интересы или объединяющими в группу, изображающую "акты совместной агрессии против общего врага"(1). Обмен подарками - наиболее простой способ установления дружеских связей как внутри общности, так и вне ее.

Согласно исследованиям этологов, человеку присуща агрессивность. У животных аналогичное поведение по отношению к особям своего вида тормозится специфическими биологическими механизмами. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные биологические механизмы заторможены.На смену им пришла культурная система торможения агрессивности. Ее И.Эйбл-Эйбесфельдт выделял в качестве второй фундаментальной функции ритуалов.

Агрессивное поведение человека ограничивается специфическими культурными моделями (правила поединков напр). "Интрагрупповая агрессия приводит к установлению иерархического устройства, которое дает преимущество не только тем, кто занимал высшие ранги, но и всей группе"(2). Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проигрывать ситуацию, будущие действия и тем самым готовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструктивные импульсы, дает им выйти в культурно-приемлемой форме. Считал, что войны - надбиологическое культурное явление.

Ритуалы выполняют также функцию сдерживания, нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д. Еще одна функция ритуалов связана со стремлением человека победить страх перед непознанными, необъяснимыми явлениями окружающего мира.

Альтман "Уединенность как межличностный и пограничный процесс". Понятие уединенность несет функциональную нагрузку. Состояние уединенности как избирательный контроль доступа к "я". Отношение "Я-другие" Альтман рассматривает как беспрерывный процесс, стремление к оптимизации желаемой и достигнутой уединенности. регуляция отношения "Я-другие" - явление универсальное для всех культур. Для доказательства своего тезиса он рассматривает этнокультурные системы, в которых уединенность максимизирована и минимизирована, и показывает, что даже в предельных случаях есть культурные регуляторы отношения "Я-другие".

Вопрос 7

Специфика восприятия детьми цвета и пространства.
Этнопсихологическое исследование.
Плач – первое проявление эмоций и начальная фаза коммуникативной деятельности. Крик младенца – особенность человека, порождает свои потребности. Определяется этнокультурными стереотипами поведения. Отношение варьируется от полного игнорирования до отклика на любой призыв. Плач определяется как сильно выраженная вокализация, сопровождающаяся слезами, крик – без слез. Бихевиоризм: плач и крик как ответная реакция на внешние раздражители или дискомфорт, но. Учитывается взаимодействие даже младенца со средой.
Этологическое обучение детства: исследования различных форм взаимодействия людей в младенчестве в естественной для них среде. Наследственные стереотипы ребенка. Формирование культурных моделей деятельности в детстве. Изучение невербальной коммуникации. Этот способ общий для человека и животных. Изучение внесловесных жестовых и эмоциональных форм общения, используемых ребенком. Разработка системы терминов для описания эмоционального состояния детей. Список из 136 сочетаний для эмоциональных состояний детей, только 10 видов улыбки. Глаза играют важную роль в коммуникации детей и родителей. Взгляд становится осмысленным уже в 4-6 недель от рождения. Привязанность. Комплекс оживления при виде родителей. 3 вида привязанности: устойчивая, неустойчивая, отсутствие привязанности. В 6-8 месяцев ребенок умеет отличать чужих от своих. Эйбл-эдесфельт. Дети и взрослые боятся не всех незнакомых, как они отличают их, как выбирают и т.п. Уже в 2-3 месяца дети могут улыбаться, а в 6-8 формируют избирательное отношение к людям.
Желание человека жить в кругу знакомых.

Вопрос 8

Он показал, что и отношение к детству, к ребенку, и восприятние смерти суть важные предметы исторического анализа.

Три основные идеи:

1. современное восприятие детства существовало не всегда. В «старом традиционном обществе» «продолжительность детства была сведена к его самому хрупкому периоду, когда маленький человек еще не может обходиться без посторонней помощи; очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался с взрослыми, разделяя их работу и игры». Детство не запоминалось как особый жизненный этап. Поверхностное восприятие ребенка ка забавной вещицы в самом раннем детстве

2. «семья не осуществляла и не контролировала передачу ценностей и знаний, или, в общем, виде, социализацию ребенка. Эмоциональные контакты и социальные связи осуществлялись вне семьи, благодаря очень плотной и активной «среде», состоящей из соседей, друзей, господ и слуг, детей и стариков, где привязанности осуществлялись вне строгих рамок»..

3. серьезные изменения в отношении к детству и ребенку начинаются только с конца XVII века и связаны с развитием школы. Она «заменила практическое обучение “в людях” в качестве способа получения образования. Это означает, что ребенок уже не смешивается с взрослыми и не постигает жизнь в непосредственном контакте с ними. Это отделение и осознание детства являются одной из сторон великого процесса морализации, осуществленного католическими и протестантскими реформаторами, церковными и государственными деятелями. Этот процесс стал возможным на практике лишь благодаря эмоциональной поддержке семьи». Невозможность производить детей часто. Ограничение количество, чтоб лучше заботиться. Добровольное снижение рождаемости уже с конца 18 века.

Развитие школьного образования и возникновение родительской любви — это две стороны одного процесса, в результате которого ребенок становится центральной фигурой в семье.

Вопрос 9

Наши рекомендации