Художественная культура XVII века
Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.
Факторы, влияющие на формирование культуры:
1. Иностранная интервенция.
2. Крестьянские войны и восстания.
3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства.
4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649).
5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад.
6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни.
7. Никонианская реформа и раскол церкви.
8. Расширение связей со странами Западной Европы.
9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.
Основные достижения:
1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни.
2. В литературе - формирование светского направления.
3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек.
4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.
1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.
Обучение грамоте в семье.Пособия по домашнему воспитанию и обучению.
1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого
к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения
Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу:
· лютеранская в Немецкой слободе
· частная школа боярина Ртищева для молодых дворян.
· школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора
· 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий
· 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон.
Развитие научных знаний.Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний:
· в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды.
· н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась.
· 1627 - «Новый чертеж».
· Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков.
· «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь.
· конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».
Исторические сочинения нового типа:
· С. Медведев «Созерцание краткое лет»
· «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время.
· время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».
Литература
· Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии».
· Анонимные публицистические жанры - «подметные письма».
· Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография
· Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине
· Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».
Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг.провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.
· Идеологи - Аввакум и Никон.
· Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика.
· Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.
Архитектура
Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».
· Строительство Нового Иерусалима - детище Никона
· 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I.
· Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр
· Ростовский Кремль построен в XVII веке.
Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи.
· Архангельский собор в Нижнем Новгороде
· Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского
· Успенская "Дивная" церковь в Угличе
· Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин.
· Церковь Ильи Пророка в Ярославле
· Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов
Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в.
· Церковь Троицы в Никитниках
· Церковь Рождества в Путинках в Москве
· Вознесенская в Великом Устюге
· Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.
Отличительные черты:
кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.
Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.
Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.
Живопись
В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века.
В первой половине века борьба двух школ:
· «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть».
· «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.
Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства.
Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы.
Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.
Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).
Монументальная живопись переживает последний взлет:
росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров
ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною
Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора:
· «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава.
Театр
1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.
Симеон Полоцкий -основоположник русской драматургии.
1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.