Художественная культура XVII века

Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.

Факторы, влияющие на формирование культуры:

1. Иностранная интервенция.

2. Крестьянские войны и восстания.

3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства.

4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649).

5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад.

6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни.

7. Никонианская реформа и раскол церкви.

8. Расширение связей со странами Западной Европы.

9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.

Основные достижения:

1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни.

2. В литературе - формирование светского направления.

3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек.

4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.

1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.

Обучение грамоте в семье.Пособия по домашнему воспитанию и обучению.

1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого

к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения

Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу:

· лютеранская в Немецкой слободе

· частная школа боярина Ртищева для молодых дворян.

· школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора

· 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий

· 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон.

Развитие научных знаний.Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний:

· в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды.

· н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась.

· 1627 - «Новый чертеж».

· Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков.

· «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь.

· конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

Исторические сочинения нового типа:

· С. Медведев «Созерцание краткое лет»

· «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время.

· время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».

Литература

· Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии».

· Анонимные публицистические жанры - «подметные письма».

· Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография

· Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине

· Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».

Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг.провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

· Идеологи - Аввакум и Никон.

· Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика.

· Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.

Архитектура

Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».

· Строительство Нового Иерусалима - детище Никона

· 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I.

· Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр

· Ростовский Кремль построен в XVII веке.

Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи.

· Архангельский собор в Нижнем Новгороде

· Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского

· Успенская "Дивная" церковь в Угличе

· Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин.

· Церковь Ильи Пророка в Ярославле

· Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов

Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в.

· Церковь Троицы в Никитниках

· Церковь Рождества в Путинках в Москве

· Вознесенская в Великом Устюге

· Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.

Отличительные черты:

кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.

Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.

Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.

Живопись

В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века.

В первой половине века борьба двух школ:

· «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть».

· «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.

Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства.

Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы.

Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.

Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).

Монументальная живопись переживает последний взлет:

росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров

ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною

Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора:

· «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава.

Театр

1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.

Симеон Полоцкий -основоположник русской драматургии.

1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.

Наши рекомендации