Развитие прикладного искусства
Церковная утварь, образцы шитья. Ксения Годунова - дочь Бориса - была искусной вышивальщицей.
Литейное дело - Андрей Чохов «Царь-пушка».
Холоп Никита боярина Лупатова совершил первый полет на крыльях. Казнен, потому что «человек не птица, крыльев не имеет».
Быт, музыка, театр
Распространяются игры в кости, карты, шахматы. В шахматы любил играть Иван Грозный.
Развитие певческого искусства. Создание большого знаменного распева. Появляются авторы - Иван Нос и Федор Крестьянин. Создаются два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.
Элементы театра в святочных играх, проводы Масленицы, зимы, лета используются маски, ряженые, инсценировки. Скоморохи составляют большие группы до 100 человек. Являются зародышем народного театра. Цирковые представления с включением животных - коза, медведь.
Появляется народный кукольный театр, где главный герой - Петрушка. Осуждение церковью и в «Домострое».
1581-1585 - Покорение Сибири Ермаком. У В. Сурикова есть картина на этот сюжет.
Строгановы - богатые купцы, организаторы сибирского похода Ермака.
Русская культура XIV – XVI вв. · Начинается процесс возрождения русской культуры, пережившей упадок в результате монгольского нашествия 1240-х гг.: отстраиваются города, возобновляется каменное строительство, расширяется ремесленное призводство, возрождается летописание, появляются новые центры летописания. · Подъём русской культуры был обусловлен хозяйственным подъёмом, укреплением государственного единства Руси. · Переломным, главным событием в этот период, оказавшим влияние на дальнейшее развитие русской культуры, стала Куликовская битва. · В XVI веке завершается формирование великорусской народности. Ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре. | ||
Литература | ||
летописание | Возникновение новых центров летописания С1325 г.- летописные записи стали вестись в Москве 1408 г. – Троицкая летопись (Москва) 1410 г. – «Владимирский полихрон» 1420 г. – Ипатьеская летопись 1432 г. – новгородский летописный свод «Софийский временник» 1441 г. – Русский хронограф – сведения о всемирной истории 1455 г. Тверская летопись – проблема «несправедливости» возвышения Москвы 1479 г. – Московский летописный свод | Первый общерусский свод Митрополит Фотий Пахомий Логофет Историческая роль Москвы в объединении Руси |
Произведения, отражающие события монгольского нашествия | Около 1400г. – «Сказание о Мамаевом побоище» - описание Куликовской битвы «Дюденева рать» - события восстания в Твери в 1327 году XIV в. «Задонщина» - единение русских княжеств во главе с Москвой привело к великой победе в борьбе с Мамаем Конец XIV в. «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем» | Автор неизвестен Сафроний Рязанец |
Жития | «Житие Дмитрия Донского» «Житие Сергия Радонежского» 1554 г. «Великие Четьи- Минеи» - жития святых, располагавшиеся по месяцам в соответствии с днём памяти каждого святого, а также множество известных произведений. XVI в. «Домострой» - сборник житейской мудрости и наставлений | Епифаний Премудрый Митрополит Макарий Духовник Ивана Грозного Сильвестр |
Хождения | 1468-1474 гг. «Хождение за три моря» - первое в европейской литературе описание Индии | Тверской купец Афанасий Никитин |
Книгопечатание | 1563 г. основание первой московской государственной типографии 1564 г. «Апостол» - первая русская печатная книга 1565 г. «Часовщик» 1574 г. первая русская азбука В XVI в. в России типографским способом было издано 20 книг. | Иван Фёдоров – русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине, руководитель первой московской государственной типографии |
Публицистика | 1510-1511 гг. «Москва – Третий Рим» - идеологическая основа существования Московского государства Начало XVI в. «Сказание о великих князьях Владимирских» - литературно-публицистического и исторического сочинения, которое преследовало цель укрепить авторитет верховной власти 1518 г.прибытие в Москву Максима Грека Конец 40-х гг. XVI в.- литературно-публицистическое творчество Ивана Семёновича Пересветова Середина XVI в. «Царственная книга» - иллюстрированная всемирная история в 11 томах 1564-1577 гг. полемическая переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским | Монах Филофей Василию III В этом произведении происхождение русской царской династии велось от от римского императора Августа Максим Грек – публицист, философ, переводчик Пересветов Иван Семёнович Адашев Алексей Фёдорович |
Архитектура | 1360-1361 гг. церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде 1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде В XIV-XVI вв. центром зодчества становится Москва 1367 г. белокаменный Кремль 1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля 1484-1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей 1485-1495 гг. стены и башни Московского Кремля 1487-1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля 1505-1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница московских великих князей 1532 церковь Вознесения в селе Коломенском 1555-1561 гг. Покровский собор на Красной площади – храм Василия Блаженного в честь взятия Казани 1585-1593 стены и башни Белого города в Москве и крепостные стены Смоленска | Аристотель Фиораванти итальянский мастер Итальянские мастера Алевиз Новый – итальянец Первый памятник каменного шатрового зодчества Барма и Постник Фёдор Конь |
Живопись | 40-е гг. XIV в. роспись храмов Московского Кремля 1408-1425 гг.Икона «Троица» | Около 1370-1430 гг. Андрей Рублёв, Даниил Чёрный Около 1340-1405 гг. Феофан Грек Начало XVI вв. Дионисий, |
1360-1361 гг. церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. | 1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. | ||
1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году | 1484-1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. | ||
1367 г. белокаменный Кремль | 1485-1495 гг. стены и башни Московского Кремля Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари | ||
1487-1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. | 1505-1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница московских великих князей Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового | ||
1532 церковь Вознесения в селе Коломенском Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. | 1555-1561 гг. Покровский собор на Красной площади – храм Василия Блаженного в честь взятия Казани | ||
1585-1593 стены и башни Белого города в Москве и крепостные стены Смоленска | Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова. Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров[2]); мощных городских стен Смоленска (1596—1602); ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске; ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем. Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса. | 1408-1425 гг.Икона «Троица» |
Итоги
1. Возникло государство площадью 2.800 тыс. кв. км, население - 9 миллионов человек. Название - Россия!
2. Переход к централизованной монархии.
3. Сложение культуры великорусского народа. Собственно и начинается история культуры русского народа.
4. Культура носит ярко выраженный государственный характер, поставлена ему на службу.
5. Проблема Возрождения на Руси. Были предпосылки, но остановлены реакцией церкви (Стоглавый собор) в середине века.