Олимпизм – высшая форма спорта – нужен сегодня России как необходимый элемент системы мероприятий для возрождения как великого государства

Кому решать эту задачу? В первую очередь (не удивляйтесь!) – школьному учителю физической культуры. Ведь в школе реально возможно построить физическую культуру в духе олимпизма.

Во-первых, в школе учится все население страны. Уроки физической культуры должны посещать все здоровые учащиеся, а те, кто не совсем здоров, должны заниматься по специальным программам. Такое положение физической культуры позволяет реализовать основные принципы олимпизма: всеобщность, направленность на совершенствование, товарищеское взаимодействие, бескорыстие. Школа – надежный фундамент «пирамиды Кубертена».

Во-вторых, внедрение олимпизма в жизнь страны легче всего осуществить в процессе школьного обучения, ведь олимпизм – это не просто физическая культура, – это мировоззрение, реализуемое в образе жизни, точнее – в здоровом образе жизни. А формирование мировоззрения и навыков здорового образа жизни наиболее эффективно у детей школьного возраста: они верят учителю, восприимчивы к знанию, легче включаются в новые виды деятельности.

В-третьих, дети охотнее выполняют те задания, в которых отчетливо проявляется их прогресс. Поэтому установка на прогрессирование более эффективна, чем установка на освоение учебных программ. А выявить прогресс интереснее всего на соревновании: в нем ученик проявляет себя более ярко. Отсюда следует и необходимость изменения системы оценки успеваемости по нашему предмету – от нормативного принципа оценки надо переходить на оценку за прогресс индивидуальных показателей физического развития, физических качеств. Это позволит заинтересовать физической культурой всех учащихся, независимо от начального физического состояния: ведь оценивается прогресс, зависящий от трудолюбия и настойчивости. Постоянное участие в контрольных соревнованиях и ощущение собственного продвижения к совершенству позволит сформировать интерес к регулярным занятиям физической культурой, а в дальнейшем многие выберут спорт как предпочтительную форму совершенствования. Возникает необходимость создания условий для включения всех желающих в занятия физической культурой и спортом. Эта задача реально решается только в условиях общеобразовательной школы. Внеклассные формы занятий должны обеспечить прием всех желающих заниматься, без предварительных условий и бесплатно. Конечно, эти формы занятий с учащимися должны оплачиваться, вероятно, на тех же условиях, что и работа учителя: ставка заработной платы за установленное количество часов работы.

Вот и началось строительство «пирамиды» с фундамента, снизу. А постройка средних уровней и вершины – сфера деятельности других организаций: ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и т.д.

Возрождение олимпизма в России, безусловно, произойдет не сразу.

Первым и определяющим шагом должно быть законодательное отделение спорта от профессионального спорта и запрещение их соревновательных и организационных контактов.

Второй шаг – возрождение массового спорта, открытого, без ограничения для всех желающих. Это потребует государственной и финансовой поддержки, обеспечивающих также подготовку новых кадров педагогов, методистов, ученых, хозяйственников и других специалистов, делающих возможным полноценное функционирование системы.

Третий шаг – восстановление «пирамиды Кубертена» снизу вверх, для чего потребуется формирование новой системы соревнований (исключающей участие профессионалов) – от первичных коллективов до межрегиональных и международных.

Завершающим шагом в создании подлинного олимпизма будет возрождение международного олимпийского движения, построенного на принципах П. де Кубертена

Физкультура и здоровье

Первая доврачебная помощь при бытовых травмах

Вывих

Правда, у детей вывихи бывают редко – связочный аппарат сустава и его сумка отличаются большой эластичностью и крепостью.

Признаки этого повреждения известны – резкая болезненность, изменение формы сустава (по сравнению с таким же суставом здоровой стороны) и невозможность движения. Вправлять вывих нужно как можно скорее, в ближайшие часы; чем больше времени прошло после травмы, тем труднее это сделать. Вправление должен производить только врач или фельдшер, в противном случае могу возникнуть различные осложнения.

До вмешательства врача в первые часы к вывихнутому суставу надо прикладывать холод, но ни в коем случае согревающий компресс – он здесь вреден. Движения поврежденной рукой (или ногой) следует по возможности ограничить – наложить так называемую фиксирующую (закрепляющую) повязку или шину.

Переломы костей

Переломы костей бывают закрытые (раны нет) и открытые (на месте перелома имеется рана, причем из нее может выступать отломок кости). У детей чаще встречаются закрытые переломы. Оказание первой помощи требует бережного отношения к отломкам кости, чтобы не допустить их дальнейшего смещения и повреждения мышц, кровеносных сосудов и нервов. поэтому необходимо прежде всего обеспечить полную неподвижность поврежденной кости. Для этого надо на поврежденную конечность наложить шину. Предварительно подстелив под нее что-нибудь мягкое. Шиной может служить любая доска, палка, трость и т.п. ее накладывают поверх одежды и привязывают (бинтом, веревкой или ремнем) к поврежденной руке или ноге в нескольких местах. Шина должна быть достаточно длинной, чтобы она могла захватить те два сустава руки или ноги, между которыми произошел перелом (например, коленный и голеностопный при переломе костей голени).

Рис. 1. Основные виды мягких повязок: а – колосовидная повязка на верхнюю часть груди и лопатки; б – спиральная повязка на нижнюю часть груди; в – косыночная повязка на предплечье и плечо; г – повязка на локтевой сустав; д – спиральная повязка на палец руки; е – восьмиобразная повязка на голеностопный сустав; ж – спиральная повязка на палец стопы; з – повязка на коленный сустав Рис.2.Типы пращевидных повязок: а – пращевидная повязка (общий вид); б – повязка на нос; в – повязка на подбородок; г – повязка на верхнюю губу, (цифрами 1 и 2 обозначены концы пращевидной повязки) Рис. 3. Способы переноски пострадавшего: а – одним человеком; б, в, г – двумя: б – способ «друг за другом», в – на замке из трех рук, г – на замке из четырех рук. Рис. 4. Способы остановки кровотечений из артерий: а – схема точек прижатия артерий; б – сдавление жгутом бедренной артерии; в – наложение закрутки на предплечье; г – максимальное сгибание конечностей при остановке кровотечения из артерий предплечья; д – плеча; е – голени; ж - бедра
 
  Олимпизм – высшая форма спорта – нужен сегодня России как необходимый элемент системы мероприятий для возрождения как великого государства - student2.ru

Случается, однако, что под рукой нет подходящего материала для шины. В таких случаях поврежденную ногу можно несколькими узлами привязать к здоровой ноге, а поврежденную руку (при переломе плеча) в вытянутом положении прибинтовать к туловищу. При некоторых видах переломов (например, переломе ключицы) шину наложить невозможно. Поэтому нужно зафиксировать руку так, чтобы она была неподвижна в плечевом суставе. Для этого руку, согнутую в локте, прибинтовывают к туловищу или подвешивают на косынке. Таким же образом поступают при переломе плеча, предплечья и кисти (но предварительно наложив шину).

Перелом ребер сопровождается резкой болью при вдохе и выдохе. Возможно развитие подкожной эмфиземы (скопление воздуха), если повреждено легкое. Появление эмфиземы сопровождается вздутием кожи, хрустящими на ощупь припухлостями. Первая помощь заключается в тугом бинтовании грудной клетки бинтом или полотенцем, для того чтобы уменьшить ее движение при дыхании. Если у пострадавшего нет других травм, то ему легче находиться в сидячем или полусидячем положении. Для уменьшения болей при оказании первой помощи пострадавшему можно дать болеутоляющие средства – анальгин, пирамидон.

При переломах нижней челюсти, носа, подбородка, а также при повреждении верхней губы применяются пращевидные повязки. При переломах нижней челюсти пострадавший не должен есть и разговаривать до тех пор, пока его не осмотрит врач. Тяжелые переломы челюсти с повреждением подбородка иногда затрудняют дыхание, так как язык западает вглубь рта. В таких случаях надо положить пострадавшего лицом вниз и с таком положении доставить в больницу.

Очень серьезны повреждения позвоночника и таза. В случае перелома позвоночника пострадавший жалуется на боли в месте травмы, усиливающиеся при движениях. Если поврежден спинной мозг, наступает частичная или полная потеря чувствительности в ногах, а при травме в шейном отделе и в руках. Переломы таза могут ограничивать движение. Появляется так называемый симптом прилипшей пятки, когда лежащий на земле человек не может поднять ногу, оторвать от земли пятку.

Оказывая первую помощь пострадавшему с подозрением на перелом позвоночника, нужно соблюдать исключительную осторожность. Нельзя сажать его, заставлять самостоятельно поворачиваться или передвигаться. При грубом, неосторожном обращении можно сместить сломанный позвоночник, в результате чего возникает сдавление или повреждение спинного мозга с тяжелыми последствиями. Транспортировать такого пострадавшего можно, лишь уложив его на спину или живот, на носилках или на щите.

При переломах костей всякая неосторожность при перекладывании и транспортировке пострадавшего вызывает резкие боли и приводит к смещению отломков. Поэтому рекомендуется наложить шину, а уж потом поднимать пострадавшего. Переносить пострадавшего на руках на большие расстояния не следует. Лучше всего пользоваться обычными носилками, а если их нет – самодельными: в рукава пальто продевают длинные палки, а полы связывают узлом вокруг ноги пострадавшего. Зимой пострадавшего можно везти на лыжах.

Наши рекомендации