Приблизительный период возраста

Рис. 5. Стадии развития профессиональной карьеры

Таблица 9

Стадии развития карьеры и проблемы, связанные с конкретными

Периодами развития

Стадии Проблемы Специфичные задачи
Формирование ожиданий по поводу развития карьеры     Вход в рабочую жизнь     Базисное обучение в рамках организации     Равноправное членство в период раннего развития карьеры   Равноправное членство в период середины развития карьеры     Кризис этапа середины развития карьеры     Поздний период развития карьеры (выполнение нелидерской роли)   Поздний период (выполнение лидерской роли)   Закат карьеры     Уход в отставку Развитие основы для реалистичного выбора сферы приложения труда. Получение образования, профессиональных навыков.     Экспериментирование. Устройство на работу.   Становление членом организации.     Ответственность за выполнение определенного вида работ. Развитие и демонстрация рабочих навыков.   Выбор специализации. Пребывание в состоянии профессиональной компетентности. Переоценка личных качеств, способностей, профессиональных компетенций.   Оценка достигнутых результатов, прогресса в соответствии с личными амбициями.     Выполнение роли ментора, наставника.     Использование знаний, навыков, опыта для организационного успеха.   Отбор и развитие подчиненных.   Снижение власти и ответственности.   Коренные изменения стиля жизни. Осознание и развитие личных потребностей и интересов. Получение максимальной информации о возможностях развития карьеры.     Обучение поиску и получению работы.   Преодоление отсутствия профессионального опыта, навыков. Установление взаимодействий с менеджерами и коллегами   Повышение эффективности деятельности. Принятие статуса подчиненного. Развитие инициативы и реалистичных ожиданий.   Получение определенной степени независимости. Реалистичная оценка возможностей развития внутриорганизационной карьеры.     Осознание карьерных достижений / провалов. Принятие решения по поводу настоящего и будущего рабочей жизни.   Сохранение профессиональной компетентности. Развитие навыков взаимодействия. Управление молодыми работниками.   Возрастание ответственности за деятельность организации. Умелое применение власти.   Балансирование между карьерой и семьей.   Нахождение новых источников удовлетворения.   Обретение смысла жизни вне работы.

Кризис личностного развития / развития карьеры

Кризис (от греч.поворотный пункт, исход) индивидуального развития / развития карьеры –нестабильность, неустойчивость (лабильность), тяжелое переходное состояние. Кризис - естественная составляющая личностного и профессионального развития.

Квазиангедония – отсутствие удовольствий от того, что ранее их приносило.

Эскапизм – уход от действительности, социальная изоляция.

Дауншифтинг – понижение социального статуса.

Выход из кризиса связан с обновлением моделей сознания и поведения, разработкой и реализацией стратегии личностного и профессионального роста. В организационной среде эта проблема решается в рамках реализации функции развития персонала (обучение + планирование и развитие карьеры).

Таблица 10

Модели развития карьеры

Модель Ориентация в сфере развития карьеры Потребности Период смены должности (в годах) Желательный вид вознаграждения
Линейная Непрерывное движение вверх по служебной лестнице Получения власти, достижения успеха, высокого социального статуса, возрастания влияния на окружающих, повышения ответственности 1-3 Продвижение по службе
Спиральная Расширение профессиональных специальных знаний, навыков, интересов, сопряженных с выполняемой работой Развития, проявления творчества, новизны, профессионального роста 5-10 Обучение, переподготовка
Транзитная / Горизонтальная Получение новых знаний, навыков, удовлетворение интересов, не сопряженных с ранее выполняемой работой Новизны, разнообразия 1-4 Ротация, увольнение
Устойчивая / Стабильная Постоянное совершенствование знаний и навыков в рамках выполняемой работы Безопасности, компетентности, экспертной власти 8-10 и более Признание экспертной власти


Тема 4 «Мотивация к труду»

План

1. Сущность и эволюция трудовой мотивации.

2. Теории содержания мотивации.

3. Теории процесса мотивации.

4. Основные практические выводы к теориям мотивации.

Наши рекомендации