Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
«Божественная комедия» как итог жизни и творчества Данте; жанровые особенности «Божественной комедии»; композиционное своеобразие «Божественной комедии»; поэтика «Комедии» в контексте замысла Данте; происхождение и устройство Ада
Данте Алигьери (1265-1321 гг.) известен прежде всего как автор гениальной «Божественной комедии». Эта поэма стала итогом его жизненного пути, и для ее создания Данте понадобились все 4 его опыта: куртуазного влюбленного, литератора, ученого и политического деятеля.
Опыт куртуазного влюбленного запечатлен в «Новой жизни». Это сложное по жанру произведение, посвященное мистической любви Данте к Беатриче Портинари, которая воспринималась им как живая аллегория Праведности.
Опыт литератора. Данте был одновременно «модернистом» и «традиционалистом». Он принадлежал к поэтам так называемого «сладостного нового стиля» (итальянский вариант лирики трубадуров) и в то же время прекрасно знал и любил латинскую классику (Вергилия, Стация, Лукана и др.).
Как ученый-философ Данте остался в истории европейской мысли трактатами «Монархия» и «О народном красноречии». Политическая деятельность Данте – самая бурная часть его биографии. Он был лидером партии белых гвельфов и некоторое время занимал один из высших выборных постов во Флорентийской республике. После государственного переворота, устроенного в 1302 г. его политическими противниками, Данте был навсегда изгнан из Флоренции. Катастрофический итог политической карьеры, лишивший его родины и гражданского полноправия, побудил Данте переосмыслить свой жизненный путь в контексте судеб человечества и законов миропорядка. Для этого он и создал свою поэму.
Жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии». Привычное нам название поэмы в сущности таковым не является, поскольку состоит из указания на жанр произведения («комедия») и оценочного эпитета, добавленного Боккаччо («Божественная»).
Жанровые особенности. Три формообразующих жанра: визион, эпическая поэма, научный трактат. Жанровые законы визиона и эпической поэмы Данте во многом нарушил.
Композиционные особенности. Текст поэмы вырастает из священного для христиан числа 3, нумерологического символа святой Троицы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется ему: троична строфика «Комедии» (терцины); число кантик поэмы – три («Ад», «Чистилище», «Рай»); в каждой кантике (за исключением первой) – по 33 песни. С помощью нумерологических символов Данте стремился придать своей поэме атрибуты священного текста, поскольку «Комедия», по его замыслу, должна была повлиять на ход мировой истории, изменить состояние человечества и самого автора. На это указывает и выбранное Данте время путешествия – 1300 г., бывший одновременно и серединой мирового цикла и серединой жизненного пути самого поэта.
Путешествие Данте по трем мирам начинается с Ада.
Происхождение Ада. Он возник после падения свергнутого с неба Люцифера, предводителя восставших против Бога ангелов. Люцифер застрял в недрах Земли, которая, отодвинувшись от него, образовала гигантскую воронку.
Принципы распределения наказаний в Аду. В XIпесни «Ада» Вергилий, ведущий Данте через два из трех миров, объясняет своему спутнику устройство преисподней. Из его слов выясняется, что Ад устроен «по науке» - в соответствии с «Этикой» Аристотеля, где выделяются три главных человеческих порока: «несдержанность, буйное скотство и злоба». Грехи – это проявление пороков в поступках людей.
Грехи несдержанности – самые легкие; они караются в Верхнем Аду (2-5 круги); Остальные – в Нижнем Аду (6-9 круги). Грех, порожденный скотством, карается в 7-ом круге. Порок злобы – самый тяжелый; он наказывается в 8 и 9 кругах.
Структура Ада. Сначала – адские сени, где томятся равнодушные, не сделавшие выбор между добром и злом. В 1-ом кругу наказаний нет: это Лимб, где заключены души праведных язычников, живших до Христа, и младенцев, умерших до Крещения. С этих душ не снят первородный (родовой) грех, но личных грехов у них нет.
2-й круг – сладострастники, казнимые адским ветром; 3-й круг – чревоугодники, казнимые ледяным ливнем; 4-й круг – скупцы и расточители; 5-й круг – гневные и унылые; 6-й круг – еретики и безбожники в огненных саркофагах; 7-й круг – состоит из трех поясов, соответственно видам насилия: 1-й пояс – насильники над ближним (тираны, убийцы, разбойники), 2-й пояс – самоубийцы; 3-й пояс – насильники над божеством, естеством и искусством (богохульники, извращенцы, ростовщики); 8-й круг – «Злые щели» - место казни обманщиков (лицемеров, льстецов, воров, взяточников, прорицателей, лукавых советчиков и т.д. – всего 10 видов обмана); 9-й круг – предатели (родины, родных, друзей, благодетелей). В этом круге Данте и Вергилий видят самого Люцифера с тремя грешниками (Иудой, Кассием и Брутом) в зубах и здесь заканчивается путешествие по Аду.