Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.
1. Её глаза то широко раскрытые и светлые и радостные как день то полузастланные ресницами и глубокие и тёмные как ночь так и стояли перед его глазами (Тургенев). 2. Тургеневу как, может быть, никому другому из русских писателей подходит звание мастера (Рыленков). 3. Купфер как один из распорядителей с белым бантом на обшлаге фрака суетился и хлопотал изо всех сил (Тургенев). 4. Хваченная инеем густая листва была живописна: жёлтая, фиолетовая, рдяная как кровь она радовала глаз (Шишков). 5. Она и держится и движется как намагнитизированная как сомнамбула (Тургенев). 6. Он как человек «фатальный» должен был выкинуть какую-нибудь необыкновенную штуку (Тургенев). 7. Ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря как у Грина (Паустовский). 8. Бунина большинство знает главным образом как прозаика (Паустовский). 9. Она вся словно окаменела (Л. Толстой). 10. Его подвижное как у актёра лицо вновь стало весёлым (Шишков). 11. Мне навстречу чистые и ясные словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола (Тургенев). 12. Иногда казалось, что вот-вот пойдёт дождь; но протянутая рука ничего не ощущала но глядя на рукав платья можно было заметить следы крохотных как мельчайший бисер капель (Тургенев). 13. Пульс как молоток, и руки холодные (Куприн). 14. Шёл мелкий жёсткий снег коловший лицо как иголками (Чехов). 15. Просто она ещё как ребёнок (Герасимов).
5.Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).
Литература:
1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. М. 1972.
2. Блинов Г.И. Об оценке пунктуационной грамотности // Рус. яз. в школе. 1973. № 6.
3. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1970.
4. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. М., 1979.
5. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.
6. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1996.
7. Гостеева С.А. О взаимоотношениях интонации и пунктуации // Рус. яз. в школе. 1974. № 4.
8. Гостеева С.А. Современная русская пунктуация: Пособие для практических занятий. Воронеж, 1995.
9. Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962.
10. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
11. Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М., 1975.
12. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: Практикум. Минск, 1988.
Практическое занятие № 4
Пунктуация в сложном предложении. Пунктуация при прямой речи
1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными частями.
4. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т.п.
5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
6. Пунктуация при прямой речи:
1. Знаки препинания при прямой речи.
2. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении.
Упражнения
Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).
Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.
1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов).
Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков). 2. Лишь только я удалился от берега в моей душе зародилось какое-то беспокойство (Лесков). 3. Они не желают знать о наших проделках ибо не желают быть о них спрошенными (Лесков). 4. Он уехал начисто так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (Лесков). 5. Не увлекайся до безрассудства дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Лесков). 6. Люди придумывали себе пороки лишь бы не прослыть пресными (А.Н. Толстой). 7. Она была до того избалована что не знала меры своим прихотям (Лесков). 8. По мере того как он приходил в волнение он начинал пыхтеть свистать кричать (Лесков). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно как будто он Аксакову в газету передовицу писал (Лесков). 10. Он пошёл легко словно только из милости касался земли (Лесков). 11. Перед вечером она оправилась настолько что позвала Надю (Распутин). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск хоть поначалу она и собралась к мужу (Распутин). 13. Но в то время к которому относятся мои воспоминания в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов (Лесков). 14. Всё что можно было сделать уже сделано (Солоухин). 15. Разумихин был ещё тем замечателен что никакие неудачи его никогда не смущали (Достоевский). 16. Произошло то что обычно бывает с ребёнком (Липягин). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то что вовсе и не важно (Лесков). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений какими я мог похвастаться (Лесков). 19. Неужели он опять будет таким каким был когда-то? (Лесков). 20. Не до такой степени я глуп чтобы не разобраться в этом (Федин).
Литература:
1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. М. 1972.
2. Блинов Г.И. Об оценке пунктуационной грамотности // Рус. яз. в школе. 1973. № 6.
3. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1970.
4. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. М., 1979.
5. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.
6. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1996.
7. Гостеева С.А. О взаимоотношениях интонации и пунктуации // Рус. яз. в школе. 1974. № 4.
8. Гостеева С.А. Современная русская пунктуация: Пособие для практических занятий. Воронеж, 1995.
9. Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962.
10. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
11. Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М., 1975.
12. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: Практикум. Минск, 1988.
13. Пешковский А.М. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания. М., 1959.
Практическое занятие № 5