Функционально-смысловые типы речи

Если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст — устный, письмен­ный, мысленный — как раз и будет таким результа­том. Чтобы текст соответствовал понятию хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, излагаться в логической последовательности, а его компоненты — микротемы, подтемы, главы — обеспечивать наилуч­шее выражение мысли говорящим (пишущим) и наи­лучшее восприятие текста слушателем (читателем).

В зависимости от содержания и от внутренней орга­низации тексты делятся на описание, повествование и рассуждение. Правильный выбор того или иного типа речи обеспечивает ее уместность, а соотнесенность с функциональным стилем — точность и логичность. Существует своего рода стилистическая специализация функционально-смысловых типов речи. Описание мо­жет встречаться как в книжных, так и в разговорном стилях, рассуждение более употребительно в научном, публицистическом стиле, повествование широко ис­пользуется в художественной литературе, в разговор­ной речи.

Описание представляет собой последовательное пе­речисление признаков, свойств предмета или явле­ния при его словесном изображении. Композиция опи­сания представляет собой: 1) название предмета (явле­ния), 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете (явлении). Описание характеризуется статич­ностью, перечислительной структурой однородных ком­понентов и перечислительной интонацией. Именно так изображен герой рассказа А.П. Чехова «На пути»: «За большим некрашеным столом сидел высокий, широко­плечий мужчина лет сорока... Огарок сальной свечи... освещал его русую бороду, толстый широкий нос, за­горелые щеки, густые черные брови, нависшие над за­крытыми глазами. И нос, и щеки, и брови, все черты, каждая в отдельности, были грубы и тяжелы... но в общем они давали нечто гармоническое и даже краси­вое». Точное, немногословное описание портрета дает представление не только о внешнем облике человека, но в какой-то степени даже намечает его характер, его судьбу (одновременно тяжелую и интересную). В отли­чие от художественных, публицистических текстов, в которых описание с помощью соответствующих средств языка создает образ, вызывающий у читателя чувства, описания в научном, официально-деловом стилях безэмоциональны, для них характерно изображение пред­метов в строгом соответствии с фактами, объективность изложения.

Нарушение композиции, стилистики описания мо­жет повлечь за собой ошибки, отчего текст станет вос­приниматься как безграмотный или курьезный. Имен­но такое впечатление производит описание Москвы че­ховским Ванькой Жуковым, малограмотным девятилет­ним мальчиком, приехавшим из деревни: «А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а Ъвец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие... И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лав­ках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают». В этом тексте, помимо искаженных слов, просторечий и обо­ротов речи, характерных для разговорного стиля, на­рушается также логика описания, его последователь­ность (Ванька словно захлебывается от впечатлений), а, кроме того, неоправданно часто используется проти­вопоставление вместо перечисления. Через этот «непра­вильный» монолог Чехов раскрывает в своем герое очень многое: и его социальный статус, и низкий культурный уровень, и интересы, и даже некоторые черточки ха­рактера (эмоциональность, восприимчивость). Читатель, даже маленький, понимает значимость и уместность такого неграмотного описания в рассказе. В то же вре­мя этот пример свидетельствует о том, что речь в зна­чительной степени отражает общую культуру человека и уровень его образованности.

Рассуждение — это такой порядок изложения мыс­лей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности приводятся дово­ды. Полная композиционная форма рассуждения со­стоит из трех частей: 1) тезиса, 2) доказательства, 3) вывода, однако в обыденной речи может не быть первого или последнего компонентов. Рассуждение как единица речи характеризуется наличием сложноподчи­ненных предложений, наиболее точно передающих ло­гические отношения — причинные, временные, след­ственные и пр., вводными конструкциями со значени­ем порядка высказывания, то есть такими средствами речи, которые чаще всего используются в научной, на­учно-публицистической речи. Об этом свидетельству­ют, например, дневниковые записи известного русского ученого Н.Миклухо-Маклая: «Мне не хотелось селиться в самой деревне и даже вблизи ее, во-первых, потому, что я не знал ни характера, ни нравов моих будущих соседей; во-вторых, незнакомство с языком лишало меня возможности испросить на то их согласия; на­вязывать же мое присутствие я считал бесчестным; в-третьих, я боялся, что вблизи деревни меня будут беспокоить крики взрослых, плач детей и вой собак». Нужно помнить, что система доказательств нацеле­на на раскрытие тезиса, и нарушение логики рассуж­дения может привести к абсурдности высказывания. Именно это продемонстрировал К.Д. Ушинский в рас­сказе «Четыре желания». Когда маленький Митя, до­казывая прелесть сначала зимы, потом весны, потом лета и, наконец, осени, выражал желание, чтобы именно это время года длилось вечно, папа, который каждый раз записывал слова сына, открыл записную книжку и показал всю абсурдность его «четырех желаний».

Повествование служит для передачи последова­тельности событий, явлений, действий. Эта единица речи характеризуется динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых, отдельные предложения в нем чаще всего соединены цепной свя­зью. Полная композиционная форма повествования имеет следующие компоненты: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивыс­шего напряжения), 5) развязка (конец действия). При­мером развернутой формы повествования может слу­жить любой жанр эпоса — роман, повесть, рассказ, сказка и др. Если же оно представлено отдельным эпи­зодом, его композиция может включать не все компо­ненты. Таково изображение наступления грозы в рома­не Толстого «Воскресение»: «Черная туча совсем над­винулась, и стали видны уже не зарницы, а молнии, освещавшие весь двор и разрушающийся дом с отло­манными крыльцами, и гром послышался уже над го­ловой... Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воз­дух; все затихло, и не успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и раскатилось по небу».

Нарушение последовательности повествования, замечательно обыгранное Н.В. Гоголем в монологах Боб-чинского и Добчинского («Ревизор»), — пример пло­хой речи, которая показывает ограниченность ее носи­теля и вызывает смех: «Только мы в гостиницу, как вдруг молодой человек ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспрос-та-с». Да. А Петр-то Иванович уже мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели тому родила, и такой пребой­кий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спро­сил его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек?» Известно, что разговорный стиль допускает спон­танность речи, но все же требование логичности обяза­тельно и для разговорной речи. В монологе Бобчинско-го повествование неоправданно прерывается описанием младенца трактирщика Власа, описанием, совсем не­мотивированным в данном контексте.

Следует помнить, что речь человека чаще всего не представлена изолированными функционально-смысло­выми типами, является сложной по структуре конст­рукцией, которая может включать элементы и опи­сания, и рассуждения, и повествования. Однако пере­ход от одного функционально-смыслового типа к дру­гому должен быть мотивированным, уместным и логи­чески оправданным. Образцы такой сложной речевой структуры можно встретить и в художественных про­изведениях, и в газетно-журнальных публикациях, реже — в документах и научной литературе.

Соотнесите полученную по теме информацию с ма­териалом схем.

Наши рекомендации