Функционально-смысловые типы речи
Если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст — устный, письменный, мысленный — как раз и будет таким результатом. Чтобы текст соответствовал понятию хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, излагаться в логической последовательности, а его компоненты — микротемы, подтемы, главы — обеспечивать наилучшее выражение мысли говорящим (пишущим) и наилучшее восприятие текста слушателем (читателем).
В зависимости от содержания и от внутренней организации тексты делятся на описание, повествование и рассуждение. Правильный выбор того или иного типа речи обеспечивает ее уместность, а соотнесенность с функциональным стилем — точность и логичность. Существует своего рода стилистическая специализация функционально-смысловых типов речи. Описание может встречаться как в книжных, так и в разговорном стилях, рассуждение более употребительно в научном, публицистическом стиле, повествование широко используется в художественной литературе, в разговорной речи.
Описание представляет собой последовательное перечисление признаков, свойств предмета или явления при его словесном изображении. Композиция описания представляет собой: 1) название предмета (явления), 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете (явлении). Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов и перечислительной интонацией. Именно так изображен герой рассказа А.П. Чехова «На пути»: «За большим некрашеным столом сидел высокий, широкоплечий мужчина лет сорока... Огарок сальной свечи... освещал его русую бороду, толстый широкий нос, загорелые щеки, густые черные брови, нависшие над закрытыми глазами. И нос, и щеки, и брови, все черты, каждая в отдельности, были грубы и тяжелы... но в общем они давали нечто гармоническое и даже красивое». Точное, немногословное описание портрета дает представление не только о внешнем облике человека, но в какой-то степени даже намечает его характер, его судьбу (одновременно тяжелую и интересную). В отличие от художественных, публицистических текстов, в которых описание с помощью соответствующих средств языка создает образ, вызывающий у читателя чувства, описания в научном, официально-деловом стилях безэмоциональны, для них характерно изображение предметов в строгом соответствии с фактами, объективность изложения.
Нарушение композиции, стилистики описания может повлечь за собой ошибки, отчего текст станет восприниматься как безграмотный или курьезный. Именно такое впечатление производит описание Москвы чеховским Ванькой Жуковым, малограмотным девятилетним мальчиком, приехавшим из деревни: «А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а Ъвец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие... И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают». В этом тексте, помимо искаженных слов, просторечий и оборотов речи, характерных для разговорного стиля, нарушается также логика описания, его последовательность (Ванька словно захлебывается от впечатлений), а, кроме того, неоправданно часто используется противопоставление вместо перечисления. Через этот «неправильный» монолог Чехов раскрывает в своем герое очень многое: и его социальный статус, и низкий культурный уровень, и интересы, и даже некоторые черточки характера (эмоциональность, восприимчивость). Читатель, даже маленький, понимает значимость и уместность такого неграмотного описания в рассказе. В то же время этот пример свидетельствует о том, что речь в значительной степени отражает общую культуру человека и уровень его образованности.
Рассуждение — это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности приводятся доводы. Полная композиционная форма рассуждения состоит из трех частей: 1) тезиса, 2) доказательства, 3) вывода, однако в обыденной речи может не быть первого или последнего компонентов. Рассуждение как единица речи характеризуется наличием сложноподчиненных предложений, наиболее точно передающих логические отношения — причинные, временные, следственные и пр., вводными конструкциями со значением порядка высказывания, то есть такими средствами речи, которые чаще всего используются в научной, научно-публицистической речи. Об этом свидетельствуют, например, дневниковые записи известного русского ученого Н.Миклухо-Маклая: «Мне не хотелось селиться в самой деревне и даже вблизи ее, во-первых, потому, что я не знал ни характера, ни нравов моих будущих соседей; во-вторых, незнакомство с языком лишало меня возможности испросить на то их согласия; навязывать же мое присутствие я считал бесчестным; в-третьих, я боялся, что вблизи деревни меня будут беспокоить крики взрослых, плач детей и вой собак». Нужно помнить, что система доказательств нацелена на раскрытие тезиса, и нарушение логики рассуждения может привести к абсурдности высказывания. Именно это продемонстрировал К.Д. Ушинский в рассказе «Четыре желания». Когда маленький Митя, доказывая прелесть сначала зимы, потом весны, потом лета и, наконец, осени, выражал желание, чтобы именно это время года длилось вечно, папа, который каждый раз записывал слова сына, открыл записную книжку и показал всю абсурдность его «четырех желаний».
Повествование служит для передачи последовательности событий, явлений, действий. Эта единица речи характеризуется динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых, отдельные предложения в нем чаще всего соединены цепной связью. Полная композиционная форма повествования имеет следующие компоненты: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Примером развернутой формы повествования может служить любой жанр эпоса — роман, повесть, рассказ, сказка и др. Если же оно представлено отдельным эпизодом, его композиция может включать не все компоненты. Таково изображение наступления грозы в романе Толстого «Воскресение»: «Черная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не зарницы, а молнии, освещавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой... Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; все затихло, и не успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и раскатилось по небу».
Нарушение последовательности повествования, замечательно обыгранное Н.В. Гоголем в монологах Боб-чинского и Добчинского («Ревизор»), — пример плохой речи, которая показывает ограниченность ее носителя и вызывает смех: «Только мы в гостиницу, как вдруг молодой человек ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспрос-та-с». Да. А Петр-то Иванович уже мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спросил его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек?» Известно, что разговорный стиль допускает спонтанность речи, но все же требование логичности обязательно и для разговорной речи. В монологе Бобчинско-го повествование неоправданно прерывается описанием младенца трактирщика Власа, описанием, совсем немотивированным в данном контексте.
Следует помнить, что речь человека чаще всего не представлена изолированными функционально-смысловыми типами, является сложной по структуре конструкцией, которая может включать элементы и описания, и рассуждения, и повествования. Однако переход от одного функционально-смыслового типа к другому должен быть мотивированным, уместным и логически оправданным. Образцы такой сложной речевой структуры можно встретить и в художественных произведениях, и в газетно-журнальных публикациях, реже — в документах и научной литературе.
Соотнесите полученную по теме информацию с материалом схем.