Изменяя силу голоса и тембр, используя элемент звукоподражания, исполните колыбельную от лица лошади, свиньи, наседки, щуки, кошки.

И-го-го! — поет лошадка, —

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Стала петь мышонку щука

— Не услышал он ни звука:

Открывает щука рот,

А не слышно, что поет.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

— Баю, баюшки — хрю-хрю,

Успокойся, говорю.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка,

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Закудахтала наседка:

— Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло,

Там и тихо, и тепло.

(С. Маршак)

Дикция — это следующий компонент техники речи, требующий специального рассмотрения. В отличие от бытовой, речь профессионала должна отличаться дик-ционной чистотой, четкостью, разборчивостью. «Лет 20 назад... при поступлении на работу, связанную с выходом в эфир, претенденты обязательно сдавали эк­замен, состоящий из чтения новостей, художественной прозы и стихов, импровизаций. У них отмечались де­фекты произношения, общий интеллектуальный уро­вень», — пишет М. Гоголева в «Литературной газете» и с иронией добавляет: «А сейчас... даже непрофессио­налу нетрудно заметить, что некоторые ведущие увле­каются скороговоркой (вероятно, с целью экономии до­рогостоящего эфира), забывая, что она хороша только при отличной дикции. И тогда мы слышим, как пред­приятие из «эффективно работающего» превращается в «фиктивно работающее», «дедушка» — в «деушку» (читай «девушку»), «сфинкса» — в «свинкса»... Му­рашки бегут по коже, когда слышишь, что куда-то «тру­пы прибыли» (трубы прибыли?) и удивляешься, что «молодежь просит наркотиков» (молодежь против нар­котиков?). После прослушивания таких сообщений уже легко проглатываются и «с наилучшими пожевания-ми», и «прощай, любимый голод».

Возникает вопрос, почему в некоторых случаях мысль так уродуется при ее воплощении в речи. Прежде всего, потому, что человек не владеет техникой речи и, в част­ности, дикционной четкостью. Нечеткость произноше­ния порождается небрежным отношением к произноси­тельной стороне речи, дикционной неряшливостью, не имеющей отношения к дефектам речи, над исправлени­ем которых работают специалисты-логопеды. Дикция имеет эстетическую ценность, это один из самых ярких показателей культуры звучащей речи.

Дикция — четкое произношение звуков речи, со­ответствующее фонетической норме языка. Четкое, разборчивое артикулирование звуков напрямую связа­но с тренированностью артикуляционного аппарата — губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Поэтому артикуляционная гимнастика — необходимое условие тренировки органов речи, их энергичной работы, сле­довательно, — выработки дикционной четкости. В про­цессе упражнений приобретаются стереотипы движения органов речи, необходимые для произношения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают устранить не­поворотливость губ, скованность челюстей, вялость язы­ка, торопливость, замедленность, растянутость и неко­торые другие недостатки речи. После того как они бу­дут устранены, следует отрабатывать правильные фо­нетические позиции при произнесении гласных и со­гласных звуков. Работая над дикцией, нужно помнить о важности отработки окончаний слов, чтобы они зву­чали отчетливо (-ей, -ов, -ым), удвоенных согласных, чтобы звук произносился как долгий, словосочетаний, образующих так называемые «смысловые сдвиги»: «Слы­хали ль вы?» — «Слыхали львы», «под арку» — «по­дарку» и др.

Для развития дикционной четкости эффективна ра­бота с чистоговорками, в которых повторяется нужный нам звук, и со скороговорками, способствующими быст­рой смене артикуляционных позиций. С этой же целью используются различные дикционные упражнения.

Упражнения на дикцию

Упражнения № 1

Упражнение для губ:

1. Движение замкнутых губ вперед, вправо, влево (при сжатых челюстях).

2. Движение сжатых губ вперед и в стороны (на улыбку) при сжатых челюстях.

3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх (челюсти сжаты).

4. Движение сомкнутых губ вперед и затем круго­вое движение ими (сначала медленно, постепенно все убыстряя), сначала в правую сторону, затем в левую.

5. Верхняя губа поднимается вверх (не слишком высоко, чтобы не обнажать десен).

6. Нижняя губа опускается вниз (при неподвижной нижней челюсти).

Все эти упражнения тренируют губы, делают их легкоподвижными, упругими, что способствует четко­му произнесению звуков.

Упражнение № 2

Упражнение для челюсти:

1. Раскрыть рот (расстояние между губами пример­но 3 см). Язык должен лежать плашмя, кончик — у концов нижних резцов (передних зубов). Спинка языка слегка углублена, корень языка, как при зевке. Уп­ражнение проделать 5—6 раз.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед.

3. Круговое движение нижней челюсти — вправо и влево.

Эти упражнения отрабатывают четкость движений и подвижности нижней челюсти, что способствует чет­кости артикуляции.

Упражнение № 3

Упражнение для языка:

1. Язык высунуть и опустить вниз, выдвинуть впе­ред, поднять вверх, убрать за зубы.

2. Движение кончика языка у углов приоткрытого рта — вправо и влево.

3. Поднять язык вверх и повернуть назад к ма­ленькому язычку, вернуть в исходное положение.

Упражнение № 4

Энергично произнесите П-В, П-Г. Эти звуки укреп­ляют мышцы губ.

Для укрепления мышц языка энергично произнеси­те Т-Д, Т-Д, Т-Д.

Для укрепления мышц глотки энергично произне­сите К-Г, К-Г, К-Г.

Упражнение № 5

Читайте слоги быстро.

ро ра рэ ру ря ре рю ри рё

мо ма му мы мэ мя ме мю ми ме

мо ло дец ты мы мо лод цы

ла ло лу лы лэ ля ле лю ли ле

на но ну ны нэ ня не ню ни не

ца цо цу цы цэ ша шо шу ши ше

би бэ ба бо бу бы ки кэ ка ко ку кы

по ббо пу ббу пы ббм ик эк ак ок оу ык

пе пя пе пю бе бя бе ги гэ га го гу гы

иг эг аг ог уг ыг

Упражнение № 6

Произнесите звуки четко, ритмично:

ви-вэ-ва-ву-во-вы

фи-фэ-фа-фо-фу-фы

фиви-фэвэ-фава-фофо-фуву-фывы

фифи-вэфэ-вафа-вофо-вуфу-выфы

ти-тэ-та-ту-ты

ит-эт-ат-от-ут-ыт

ди-дэ-да-до-ду-ды

ид-эд-ад-од-уд-ыд

до-ду-да — гудят провода

та-та-та — открывай ворота

день — дед — дом — дуб — душ

дверь — двор — дрозд — друг — дрожь

зуб — зуд — звук — звон — зонт

жар — жарь — жадь — жук

ли-ле-ля-ле-ло-лы

лил-лэлл-лалл-лолл-лулл-лылл

ни-нэ-на-но-ну-ны

ми-ма-мо-му-мы-ма

ло-ло-ло — как на улице тепло

за-за-за-за — здесь привязана коза

зы-зы-зы-зы — мало травки у козы

зу-зу-зу-зу — отвязали мы козу

зи-зи-зи-зи-зи — обезьянку привези

зя-зя-зя-зя-зя — обезьянкам здесь нельзя

зи-зи-зи-зи-зи — раз нельзя — не привози

Скороговорки

Скороговорки могут служить материалом для уп­ражнений по технике речи и выразительному чтению.

В работе со скороговоркой нужно, прежде всего, доби­ваться чистоты и ясности их звучания. С этой целью каждую скороговорку рекомендуется произносить сна­чала только артикуляционною (беззвучно), затем тихо, громче и, наконец, совсем громко. Не следует стремиться сразу быстро говорить скороговорку. Сначала нужно произнести ее медленно, старательно выговаривая каж­дый звук, затем постепенно переходить к произнесению скороговорки в темпе обычной речи, а затем убыстрять темп, доходя до очень быстрого.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тугогуб, тугогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

На дворе трава, на траве дрова, не коли дрова на траве двора.

Два дровосека, два дровокола, два дворуба.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпачить, пе-ревыколпаковать, надо колокол переколоколовать, пе-ревыколоколовать.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палке, палка ударила галку.

У Фени фуфайка, у Фай туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Палкой Саша шишки сшиб.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Столько у молодца золотца, что пуговка оловца.

Полчетверти четверика чечевица без червоточины.

Мылась Мила мылом.

Полили ли лилию, видали вы Лидию?

Маланья — болтунья, молоко болтала, выбалтыва­ла, да не выболтала.

Все бобры добры до своих бобрят.

Добыл бобыль бобров.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

У нас на дворе-подворье погода размокропогоди-лась.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель на щи.

Летели три вороны — черные, пестроголовы.

Орел на горе, перо на орле.

На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра. Два боб­ренка у бобра — лучше всякого добра.

Не перчи, Петр, поросенка перцем, а то перепер­чишь поросенка перцем.

Возле леса на пригорке тридцать три стоят Егорки. Из-за леса, из-за гор едет к ним еще Егор.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Интонация — еще один важный компонент техни­ки речи. Случается, что человека, имеющего хорошие речевые данные: правильное дыхание, благозвучный го­лос, четкую дикцию, — слушать затруднительно. Его речь может быть содержательной, но удерживать к ней внимание долго не удается. Даже интересная, ориги­нальная мысль, озвученная монотонно, невыразитель­но, перестает интересовать слушателей. Чаще всего за­трудненное восприятие устного высказывания объясня­ется неумением говорящего правильно, грамотно инто­нировать свою речь. По утверждению специалистов, 17— 20% информации слушателю дает интонация. А дет­ские психологи утверждают, что психологически ребе­нок обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содер­жание слова.

Таким образом, правильная интонация звучащей речи — одно из главных условий успешности работы человека, чья профессиональная деятельность связа­на с говорением. Интонация — сложное явление. Под интонацией понимают совокупность средств органи­зации звучащей речи. Так как каждый из компонен­тов интонации взаимодействует с другими, это поня­тие трудно расчленить. Но все же для выяснения всех сторон интонационной выразительности речи следует это сделать. Интонация — выразительное средство ус­тной речи.

Основные компоненты интонации следующие:

— тон голоса, определяющий характер звучания, эмоциональную окраску речи;

— интенсивность, или сила звучания, определяю­щая динамику речи, и выражаемую в ударениях;

— темп, определяющий ритм речи и выражаемый в длительности звучания и остановках (паузах);

— тембр, заключающийся в дополнительной артикуляционно-акустической окраске голоса, ее ко­лорит.

Термин «тон», используемый в разных сферах (фи­зике, медицине, живописи, музыке и др.), при всем раз­личии его толкований все же имеет нечто общее — он обозначает оттенок звука, цвета, ритма. В процессе речи движение голоса осуществляется по звукам разной вы­соты. С помощью тона создается мелодический рису­нок речи. По направлению движения голоса различа­ют несколько мелодических фигур. Полная включает в себя повышение — кульминационный пункт — и по­следующее понижение: В наш город пришла зима. Нис­ходящая — с понижением голоса к концу: Зима при­шла! Восходящая — с повышением голоса к концу: Зима пришла? Монотонная — с незначительными повыше­ниями и понижениями голоса (как правило, на низком регистре): Снегом занесло улицы.

Благозвучие речи складывается из разнообразия ме­лодических фигур. Поэтому каждый, кто пытается воз­действовать на собеседника голосом, должен уметь то­нировать речь, придавать ей мелодическое разнообра­зие. Интонационно-мелодический рисунок читателю нередко подсказывают знаки препинания:

— точке присуща полная интонационная фигура звукового понижения;

— вопросительный знак требует резкого и быстро­го подъема на вопросительном слове;

— восклицательный знак определяет нисходящую фигуру с резким понижением к концу предложения;

— запятая характеризуется небольшим повышени­ем звука, как бы предупреждающим, что продолжение фразы следует;

— на двоеточии, тире — большее повышение звука (своего рода звуковой толчок) с более длительной пау­зой, чем на запятой.

В речевой практике мелодика многих синтаксичес­ких построений принята как нормативная: повествова­тельная, вопросительная, восклицательная, перечисли­тельная, противительная, аффективная (эмоциональ­ная). Именно они и создают те яркие мелодические от­тенки, которые делают звучащую речь благозвучной, приятной для восприятия.

Недостатком речи считается монотонность, кото­рая возникает тогда, когда высота звука остается неиз­менной на всем протяжении речи. Такая речь утоми­тельна для слуха. Правда, в определенных высказыва­ниях монотон обусловлен речевой ситуацией, напри­мер, когда речь идет о чем-то однообразном, повторяю­щемся.

Высота тона может определяться эмоциональным состоянием говорящего. Бодрое, жизнеутверждающее или же взволнованное состояние, как правило, выра­жается в словах, которые произносятся высоким то­ном, как говорят специалисты, «в плоскости верха». Наоборот, грустное, подавленное настроение проявляется в приглушенных низких тонах — «в плоско­сти низа». Задача профессионала — определить диа­пазон своего голоса и уметь переводить его на разные регистровые уровни. Делать это надо легко и непри­нужденно.

Другой компонент интонации: сила голоса — это его звучность, громкость. Она различается на слух по степени интенсивности звучания. Уровень интенсивно­сти может быть низким, средним и высоким. Случает­ся, что меняется не уровень силы звучания, а направ­ление и характер интенсивности. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Ударение является элементом интенсивности зву­чания. Оно отличается большей длительностью и вы­сотой произношения гласной в ударном слоге, кото­рый звучит и с большей силой сравнительно с без­ударным. Логическое ударение — это выделение сло­ва, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Если в предложении, взятом вне контекста, ло­гическое ударение можно ставить почти на каждом слове, то в контексте оно ставится с учетом смысла высказывания. Так, например, поочередно перемещая логическое ударение в предложении В воскресенье дети ездили на экскурсию мы получаем в нем новые смыс­ловые оттенки.

Но не всегда логическое ударение подсказывается смыслом высказывания. Установлены логические пра­вила устной речи, которые важно знать говорящему. Вот некоторые из них:

1. Логическое ударение подает на слова, которые противопоставляются: Не пойман — не вор.

2. Чтобы привлечь внимание к новому понятию, его выделяет логическим ударением: Зима пришла в наш город.

3. Прилагательное, как правило, не принимает на себя логического ударения.

4. Частицы «НЕ» и «НИ», сливаясь со словом, к которому относятся, интонационно не выделяются.

5. Инверсивный член принимает на себя логичес­кое ударение. Сравните: Синее небо и небо синее.

6. При сравнении выделяется то, с чем сравнивает­ся, а не предмет сравнения: Ее уста, как розы, рдеют (А. С. Пушкин).

7. В предложении с однородными членами каждый из них принимает на себя логическое ударение: Идет, гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум (А. Некрасов)/

8. При сочетании двух существительных, отвечаю­щих на вопрос чей? чего?, ударение падает на суще­ствительное в родительном падеже: Чьи это слова? — Это слова учителя литературы.

9. Нельзя ставить логическое ударение на место­имениях, например, в таких сочетаниях: благодарю вас: извините меня.

10. На слова сам, сама, совсем, совершенно, тоже, еще падает ударение. Это слова особого значения. Их называют выделительными: Вы это совсем не поняли. Я сделаю это сама (сам).

Правила эти применяются не механически, а с уче­том ситуации речи, содержания текста.

Однако в звучащей речи важно выделять не толь­ко отдельные слова, но и смысловые блоки, называе­мые речевыми тактами. В их центре как раз и нахо­дится слово, на которое падает логическое ударение. Паузы, которые отделяют один речевой такт от дру­гого, носят название логических пауз. Они не только объединяют слова в речевые такты, но и отделяют их друг от друга. Пауза может стать одним из приемов логического выделения слова. Логические паузы офор­мляют речь, придают ей законченность, стройность и в то же время осуществляют переход от одной части высказывания к следующей. В зависимости от места постановки паузы — между речевыми тактами, пред­ложениями, абзацами, главами — их длительность-различна. Соответственно бывают паузы короткие, средние и длинные. Однако паузы различаются не только по длительности, но и по значению. Психологичес­кие паузы используются в эмоциональной речи для выражения чувства — волнения, негодования, радос­ти, страха и т.д.: Да как ты (П) пошел? Вас ждет (П) приятный сюрприз.

В поэтической речи (в стихах) используются ко­роткие ритмические (стиховые) паузы после каждой строки.

В обыденной речи нередки физиологические паузы, вызванные утомлением, физической слабостью, сонли­востью и т.д.

Человеку, выступающему перед аудиторией, следу­ет помнить о начальной паузе (ее задача — привлечь слушателей) и финальной, завершающей выступление.

Как уже отмечалось, все компоненты интонации вза­имосвязаны. Тон, интенсивность звучания, наличие пауз определяют такой компонент интонации, как темп. Темп — это скорость произнесения речевых элемен­тов. Нормальный ритм — 120 слов в минуту. Темп может замедляться или ускоряться в зависимости от содержания высказывания, эмоционального настроя, си­туации речи. Строчки из стихотворения С. Маршака «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы нашей столицы» мы будем произносить в ускоренном темпе. Другие, из этого же стихотворения, — медлен­нее: «Шаг. Остановка. Другой. Остановка». И в пер­вом, и во втором случае темп определяется содержани­ем фраз, частотой пауз и длительностью звучания. Эмо­циональность высказывания: волнение, тревога, ра­дость — также ведут к ускорению темпа и соответ­ственно — к повышению тона. Инертность, подавлен­ные чувства, раздумье выражаются медленнее и соот­ветственно — пониженным тоном.

Если человек собирается выступать публично (с док­ладом, сообщением, речью), ему следует предваритель­но в тексте разметить речевые такты, расставить логи­ческие ударения, паузы, выстроить так называемую логическую перспективу речи, то есть выявить главные логические акценты и второстепенные. Стоит по­думать о силе голоса: громкость речи должна соотно­ситься с величиной помещения и количеством присут­ствующих в нем людей. Важно также помнить о темпе высказывания. Быстрая речь может вызвать у слуша­телей утомление и желание отключиться от ее воспри­ятия. Замедленная речь ослабляет внимание и тоже утомляет. Поэтому с учетом излагаемого материала темп нужно то замедлять (выделяя самые значительные мес­та), то ускорять (в местах не столь значительных). Следует знать также, что торжественная речь в офици­альной обстановке перед большой аудиторией должна быть неторопливой, четкой, разборчивой. Такой стиль произношения называется полным. В бытовой ситуа­ции чаще всего используется неполный, разговорный стиль речи.

Последний компонент интонации — тембр. Это до­полнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Индивидуальность тембра связана с особенностями устройства гортани, ротовой и носо­вой полости человека. Помимо основного тона, в ре­зультате большего или меньшего напряжения органов речи образуются добавочные звуки (обертона), кото­рые и придают ему особую окраску. Вот почему тембр еще называют цветом голоса. Тип голоса может быть общим (бас, баритон, тенор), но тембр неповторим. Несмотря на индивидуальную голосовую окраску, че­ловек умеет в известном пределе менять тембральные оттенки, отчего его голос может звучать то глуше, то звучнее, то резче, то мягче, то ярче, то тусклее. В художественном чтении тембр используется для созда­ния речевых характеристик персонажей.

Правильное интонирование делает речь выразитель­ной. Выразительность речи имеет свою шкалу: от ми­нимума, обеспечивающего понимание, до многоцветно­го, артистического исполнения, раскрывающего перед собеседником всю глубину мысли и чувства.

Наши рекомендации