Раскройте скобку, выбрав нужную форму. Прокомментируйте свой выбор.
Образец: Апельсинов в магазине не было (литературной является полная форма родительного падежа у существительных, обозначающих названия плодов и овощей).
1. Многие упускали из (вида, виду), что цеху не хватает рабочих. 2. На личном (счете, счету) многих спортсменов значительное увеличение скорости забегов. 3. Сидорову не хватило (духа, духу) признать свою вину. 4. Самолет совершил посадку в (аэропорте, аэропорту). 5. До сих пор в (цехе, цеху) нет радио. 6. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов). 7. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько (микрон, микронов). 8. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров). 9. Производство детских (шорт, шортов) будет скоро налажено. 10. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).
5. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из заключенных в скобки форм (А). Выберите одну из заключенных в скобки форм приложений (Б).
Образец: А. Первые два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер.
Б. Родом он был из села Крюково.
А. 1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные – неравных) части. 3. И первая, и вторая (половина – половины) встречи (прошла – прошли) в исключительно быстром темпе. 4. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов). 5. (Наши – наша) наука и культура (нуждаются – нуждается) в государственной поддержке.
Б. 1. Некоторое время он жил в городе (Воркута – Воркуте). 2. Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера (Байкал – Байкала). 3. Теплое течение проходит мимо полуострова (Флорида – Флориды). 4. Альпинисты остановились у подножия горы (Казбек – Казбека). 5. Астрономы изучали движение планеты (Марс – Марса).
6. Укажите смешение паронимов, нарушающее точность речи. Исправьте ошибки.
Образец: Подростки представлены самим себе, что является одной из причин роста преступности среди учащихся школ. Правильно: предоставлены самим себе (отданы в распоряжение самим себе).
1. Модельеры и работники обувной и кожевенной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической. 2. Многие города время стерло с лица земли, и их остатки теперь покоятся где-то у нас под ногами. 3. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 5. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды. 6. Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы. 7. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 8. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 9. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение. 10. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
7.Выделите в ряду синонимов доминанту.
Раскалённый, знойный, жгучий, горячий, жаркий.
Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Напишите заявление и резюме с целью трудоустройства.
Напишите текст короткого информационного выступления, посвященного новостям Вашей профессиональной сферы деятельности, из расчета, что время выступления должно занять 2 минуты.
Вариант 2
1. Поставьте ударение в словах. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь русского языка или словарь трудностей русского языка.
Жизнеобеспечение, искра, ломоть, мастерски, откупорить, танцовщица, украинец, укупорка, хвоя, экскурс.
Слова с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в виду.
Генетика, индекс, коттедж, пантеон, протекция, тезис, террор, компьютер, фанера.