Тема 3. Принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности.
Принцип (от латинского «основа»)- основное исходное положение какой либо теории, учения, науки, мировоззрения или той или иной организации.
В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установку». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют чётко видеть как идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, очерчивая главные правила реализации намеченных задач.
Принципы имеют в своей основе объективные, не зависящие от желания человека, закономерности.
Закономерность –это порядок или регулярность процесса; факт наличия постоянной или необходимой взаимосвязи между явлениями; это не до конца познанный закон.
Принципы ФК - общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания и развития личности, основные требования к построению, выбору средств и методов, организации процесса ФВ и спортивной тренировки.
3Х-модульная система принципов ФК (иерархия принципов):
I. Общие принципы социальной стратегии общества (общие) или общие принципы системы ФК(названы так потому, что определяют генеральное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ и их действие распространяется на всех работников в сфере ФКиС и на все звенья системы ФВ (ДОУ, школы, вузы и т.д.):
- принцип непрерывности развития обеспечивается преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности на каждом возрастном этапе её жизнедеятельности, обеспечивающими освоение промежуточных задач при постепенном переходе к достижению конечной системной цели.
- принцип целостного развитияобеспечивается единством телесного, интеллектуального и социально-психологического компонентов в формировании ФК личности. В его основе лежат идеи формирования всесторонне развитой личности в процессе её деятельности, единства мышления, сознания и деятельности. Своим содержанием он тесно связан с общенаучными принципами развития человека, отражающими необходимость единства социального и биологического, общественного и личностного.
- принцип деятельностного подходак формированию ФК личности строится на положении о том, что, только включая человека в разнообразные виды физкультурной деятельности и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять действенное формирование ФК человека. Этот принцип определяет направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности и её самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями ФК.
- принцип вариативности и многообразиясодержания и форм воспитания личной ФК основан на индивидуализации (организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей занимающихся) и дифференциации (например, организация спецшкол, курсов по выбору, на уроке разные задания для однородных групп учеников) процесса ФВ с учётом состояния здоровья занимающихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере ФК. Требует отказа от излишней стандартизации содержания физкультурных занятий, создания альтернативных программ с учётом национальных и исторических традиций, материально-технической базы и профессиональные возможности педагогических коллективов.
- принцип оптимизацииопределяет необходимость постоянного приведения средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем притязаний самого занимающегося, внешними условиями деятельности. Реализация этого принципа предусматривает соблюдение этико-гуманистических норм при определении индивидуальных физических нагрузок, использовании спортивных или оздоровительных методик в соответствии с теми целями, ценностными ориентациями и мотивами, которые привели человека к физкультурно-спортивной деятельности.
Общесоциальные принципы воспитательной стратегии общества конкретизируются в:
- принцип всестороннего развития личности;
- принцип оздоровительной направленности ФВ;
- принцип прикладности или связи ФВ с подготовкой человека к трудовой, военной, спортивной и другим видам деятельности.
II. Методические (Общеметодические) принципы– это отправные положения, определяющие общую методику процесса ФВ и включающие принципы обучения, воспитания.
1. Принцип сознательности и активности учащегося в процессе ФВ:
Этот принцип предусматривает определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности.
Сознательность– способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.
Активность– это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Сущность принципа заключается в формировании у человека устойчивой потребности в освоении ценностей ФК, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Принцип раскрывается в следующих требованиях:
- определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся, для того, что бы формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к этим целям и задачам;
- стимулировать потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспитательном процессе целенаправленные задания по развитию способности к оперативному анализу состояния, умению находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорости, времени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получаемой от преподавателя. (Проводился эксперимент: каждому участнику эксперимента предоставлялось по 120-150 попыток для прыжка в высоту с разбега с целью овладения техникой. Затем провели опрос, чтобы выяснить, как ученики представляют себе механизм этого движения. Большинство не смогли дать каких-нибудь ясных объяснений. Лишь после его детального разбора они стали верно воспринимать и оценивать движение);
- воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к двигательным заданиям.. Существенную роль в развитии занимающихся играет пробуждение у них интереса к занятиям, систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий. Немаловажную роль здесь играет авторитет преподавателя, уровень его профессиональной компетентности. Опыт показывает, что высокий авторитет преподавателя обеспечивает харизматическую веру занимающихся в его профессиональные знания и способствует повышению темпов освоения заданий.
2. Принцип наглядности
Наглядность – привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Данный принцип предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц.
В процессе построения образа разучиваемого действия важную роль играет объём сенсомоторной информации, хранящейся в памяти индивида. Он является предпосылкой к формированию таких сложно дифференцированных тактильных восприятий, как «чувство воды», «чувство весла», «чувство мяча» и т.д.
Необходимо помнить, что может быть:
- зрительная наглядность, содействует уточнению пространственных и пространственно-временных параметров движений;
- звуковая наглядность, имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических параметров движений. Следует знать, что восприятие через зрительную систему идёт на трёх уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – только на уровне представление. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если оба способа передачи информации используются одновременно, человек может воспринять до 65% содержания;
- двигательная наглядность, (проведение по движению, собственно выполнение движения) наиболее специфична для ФВ. Она обеспечивает восприятие не только пространственных и временных параметров движения, но и возможность ориентироваться в динамике действующих внешних и внутренних сил, особенно инерционных.
В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа наглядности предусматривает комплексное использование прямой и опосредованной форм наглядности.
Форма прямой наглядности - натуральный показ двигательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его образное описание, демонстрация и разбор ошибок — формы прямой наглядности).
Форма опосредованной наглядности – слово, использование кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм, а также специализированных средств направленного воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обучения, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью).
Особое значение среди форм наглядности имеет слово, т.к. это сигнал всех сигналов в том смысле, что за время жизни и обучения слово связывается со всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменяя» их и может вызвать все те действия, которые вызываются любыми другими раздражителями.
В ходе объяснения движения формы наглядности должны меняться, лучше использовать их комплексно. При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной системы занимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
3. Принцип доступности и индивидуализации:
Предусматривает определение стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе ФВ, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности. Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и от объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, чрезмерной энергоемкости, опасности. Достижение в занятии полного соответствия между трудностями и возможностями занимающихся характеризует оптимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям техники движений, функциональным перенапряжениям. И наоборот, слишком легкие задания будут малоэффективными в повышении подготовленности занимающихся. В регулировании меры сложности заданий учитель должен руководствоваться:
- программными требованиями и нормами нагрузок для каждой возрастной группы;
- результатами текущей и оперативной диагностики их состояния объективного и субъективного здоровья и подготовленности.
Границы доступного в процессе ФВ изменяются. То, что недопустимо на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. Отсюда методические условия доступности:
- преемственность физических упражнений. Новые ДУиН возникают на базе ранее освоенных. Учебный материал распределяется так, чтобы содержание предыдущего урока служило предпосылкой к освоению последующих занятий - от неизвестного к известному, от главного к второстепенному, от близкого к далекому;
- постепенность в переходе от одних заданий, более лёгких, к другим, более сложным - от легкого к трудному, от простого к сложному.
Индивидуализация учебно-воспитательного процесса — следующее важное требование рассматриваемого принципа. Она выражается в дифференциации учебных заданий, норм физической нагрузки и способов её регулирования, форм занятий и приёмов педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально допустимый порог мощности и энергоёмкости выполняемых заданий. Игнорирование принципа индивидуализации закономерно вызывает эффект «ретроингибирования» (торможение темпов адаптации накопившимися в организме продуктами рабочего распада) даже при использовании умеренных физических нагрузок. Несомненно, что сущность принципа индивидуализации заключается в алгоритмизации, принятии адекватных управленческих решений относительно физического воспитания конкретной личности, а не группы. Тем не менее, индивидуальный подход нельзя противопоставлять методам группового управления, поскольку возможности саморегулирования организма занимающихся всегда будут обеспечивать выраженную индивидуальную компенсаторную реакцию на стандартное по содержанию для группы педагогическое задание. Несомненно, что эффективная реализация принципа индивидуализации обусловлена его связями с принципом доступности и общими закономерностями управления учебно-воспитательным процессом.
Нужно отметить, что учитывать индивидуальные особенности – это не значит идти на поводу у них. Многие индивидуальные свойства поддаются направленному изменению. Кроме того, в процессе ФВ стоит задача не только развить врождённые данные, но и сформировать новые ДУиН, формы поведения и т.д.
4. Принцип систематичности:
Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов управления. Он требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий:
- обеспечение последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим;
- строгого согласования и распределения нового учебного материала с предыдущим;
- соблюдение целесообразного порядка, направленности применяемых физических нагрузок.
В этом процессе важное значение имеет учёт закономерностей возрастного развития физических способностей, а также переноса двигательных навыков и физических способностей. Определяя последовательность освоения упражнений, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного переноса и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является объективной предпосылкой всестороннего и гармонического развития индивида.
III. Специфические принципы ФК - отражают специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями в сфере ФВ, спортивной тренировки и физической рекреации.
Принцип непрерывности
Его реализация предусматривает недопустимость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Даже небольшой перерыв (5-7 дней) ведёт к снижению функциональных возможностей. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. Чередование нагрузок и отдыха и обеспечивает непрерывность процесса ФВ.