Занятие 9. Как управлять отрицательными эмоциями и создавать положительное настроение
Цель: ознакомить студентов с некоторыми психотехническими приемами управления своими переживаниями.
Примерное содержание занятия
I. Рефлексия прошлого занятия.
II. Творческая разминка.
Инструкция преподавателя: «Проделаем следующее упражнение. Свободно расходимся по комнате. По команде "Стоп!" каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы. Как только снимете зажим, говорите "Готово!"».
Повторить несколько раз. Обсудить упражнение.
III. Экспресс-диагностика эмоционального состояния.
IV. Вопросы к беседе:
Что вы думаете по поводу следующих утверждений: «Человек творится мыслью», «Мысль создает характер», «О чем думает человек, тем он и становится», «Злоба, критика других, чувство вины и страх создают все наши проблемы»?
Каким образом влияет наше позитивное мышление на наши чувства и поведение?
Зафиксируйте, что вы думаете в данный момент. Это положительные или отрицательные мысли?
Какие способы помогают вам снять отрицательные переживания?
V. Выполнение упражнений.
Упражнение 1 на растворение чувства обиды.
Инструкция преподавателя: «Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите в памяти его образ. Произнесите про себя следующую формулу: "Перед моим внутренним взором появляется человек (тот или иной образ". Повторите это пять раз. Затем: "Образ становится все более четким". После некоторой паузы: "Образ стоит передо мной". Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении 2 — 3 мин, а потом пусть он исчезнет. Для этого произнесите следующую формулу: "Образ постепенно уходит" (2 — 4 раза), "Образ исчез".
Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Это упражнение растворяет темные облака накопленной обиды. Делайте это упражнение один раз в день в течение месяца и посмотрите, насколько вам станет легче жить.
Давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каждый из вас при выполнении этого упражнения».
Упражнение 2 на преодоление раздражительности.
Инструкция преподавателя: «Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своих переживаниях. Представьте ситуацию, когда вы больше всего раздражаетесь, или конкретного человека, вызывающего у вас это чувство. Вызовите образ (по примеру предыдущего упражнения). Максимально активизируйте воображение, переживите ситуацию, когда вы чувствуете, что этот человек раздражает вас до последней степени. Расслабьте лицо и руки, дайте себе волевой приказ успокоиться и почувствуйте, что вы абсолютно терпеливы и не поддаетесь ни на какой его вызов. Что бы ни делал в вашем мысленном представлении этот раздражитель, вы должны быть терпеливы. Вам это удается. Похвалите себя, почувствуйте удовлетворение. Зафиксируйте, что вам нравится ваше новое поведение. Улыбнитесь. Растворите в вашем воображении вызванный образ, отпустите его. Еще раз похвалите себя.
Повторяйте это упражнение в различных вариациях, с разными людьми каждый день до тех пор, пока вы перестанете чувствовать раздражительность в ответ на мелкие неприятности повседневной жизни. Таким путем вы можете постоянно работать над собой, изменяя себя.
Рефлексия: проанализируем ваши мысли, чувства, ощущения, возникшие в связи с выполнением этого упражнения». Упражнение Зна преодоление чувства униженности. Инструкция преподавателя: «Сосредоточьтесь на своих переживаниях и осознайте те из них, в связи с которыми вы испытываете чувство унижения. Расслабьте лицо, руки. Успокойтесь. Прочувствуйте, что вы человек, способный управлять своим внутренним состоянием. Испытайте гордость от этого чувства. Вспомните, что ваш противник не может унизить вас, если вы не будете ощущать этого.
Вспомните о чем-нибудь приятном и улыбнитесь. Улыбнитесь с насмешкой. Такая улыбка может быть достаточно болезненной для вашего собеседника.
Научитесь с помощью насмешливой или презрительной улыбки защищаться от людей, желающих унизить ваше человеческое достоинство». Рефлексия.
Упражнение 4 на формирование положительного настроя на весь день (с использованием фоновой музыки).
Инструкция преподавателя: «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, слегка откройте рот. Дышите ритмично, но неглубоко.
Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все более поверхностным. Прочувствуйте, как ваше тело обретает глубокую расслабленность. Попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри себя. Улыбка озаряет все ваше существо. Вы будто улыбаетесь животом.
Ваша улыбка мягкая, едва уловимая, подобная цветку розы, распустившемуся у вас в животе и источающему аромат по всему телу. Почувствуйте, как вместе с улыбкой у вас рождается хорошее настроение и удивительное чувство покоя и внутренней гармонии. Родив в себе такую улыбку, вы будете счастливы в течение всего дня.
А теперь считаем до шести. "Один" — ноги легкие, "два" — руки легкие, "три, четыре" — сердце и дыхание совершенно нормальны, "пять" — лоб прохладный, "шесть" — руки сильные; глубоко вздохнуть, глаза открыть! Вы чувствуете себя совершенно спокойно и бодро».
Это упражнение рекомендуется выполнять утром, чтобы положительно настроить себя на весь день.
VI. Подведение итогов всего занятия. Рефлексия.