Виды педагогической деятельности и соответствующие

Им педагогические действия

Виды педагогической деятельности Педагогические действия
Прогностическая — предвидение и прогно­зирование результата педагогической деятель­ности и моделирование педагогического про­цесса Анализ педагогической ситуации; выдвижение педагогических целей; отбор возможных способов их достижения; предвидение результатов; определение этапов педагогического процесса и распределение времени
Проектировочная и конструктивная — проектирование и пла­нирование педагоги­ческого процесса Конкретизация целей и задач на основе диагностики потребностей, интересов и возможностей учащихся; определение этапов и способов их реализации; отбор и композиция учебного материала; определение педагогических условий: материальных, организаторских, психо­логических; планирование своих действий и действий учащихся
Организаторская — организация своих педа­гогических действий и деятельности учащихся Создание мотивации у учеников к предсто­ящей деятельности; интеграция и адаптация учебного материала к уровню подготовленности обучающихся, их жизненному опыту; организация совместной деятельности школьников с помощью разнообразных форм и методов; стимулирование познавательной само­стоятельности и творческой активности учащихся
Коммуникативная — построение межличност­ного взаимодействия и отношений, создающих условия для организа­ции эффективного педагогического процесса Восприятие (перцепция) психологического состояния партнеров по общению; определение их индивидуальных особенностей на основе адекватной интеграции внешних сигналов; осуществление коммуникативной атаки — привлечения к себе внимания; установление психологического контакта с классом, с каждым учеником; управление общением в процессе совместной деятельности: распределение внимания, быстрое реагирование на возникающие барь­еры в общении и их преодоление на основе сотрудничества и равноправного партнерства
Рефлексивная — под­ведение итогов своей педа­гогической деятельности Контроль результатов образовательного процесса; анализ и оценка полученных результатов с точки зрения их соответствия замыслу и условиям; выяснение причин успехов и неудач; определение направлений коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования

Основные компоненты педагогической деятельности, обеспе­чивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункцио­нальный характер, что позволило исследователям выделить дан­ные компоненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых учителем обеспе­чивает его профессиональную умелость и компетентность. На ос­нове анализа существующих подходов (Н.В.Кузьмина, Е.И.Ро­гов, В.А.Сластенин) выстраивается следующая система данных деятельностей и действий (табл. 3).

Представленная в таблице 3 структура педагогических действий, безусловно, не отражает полностью их многообразия. Необходимо помнить также, что педагогический процесс состоит из двух рав­но значимых составляющих — обучения и воспитания, которые сами по себе являются специфичными сферами педагогической деятельности и имеют свои особенности. Вместе с тем каждая из них включает в себя данные действия, овладение которыми дает возможность учителю строить целостный педагогический процесс системно и технологично.

ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ

Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

Вьетнамская поговорка

Тысяча учителей — тысяча методов.

Китайская поговорка

Строгому учителю учеников не видать.

Бенгальская поговорка

В наших руках величайшая из всех ценностей мира — Человек. Мы тво­рим человека как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего... Только тот, кто верит в Человека, может стать настоящим мастером.

В. А. Сухомлинский

Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писа­теля или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обра­щается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помо­щью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Д. Лихачев

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

Толковый и стоящий человек делает то, что может, платит ли ему об­щество за это или нет. Люди бестолковые предлагают свою бестолковость тому, кто дает больше, и вечно рассчитывают получить влиятельную долж­ность.

Г. Д. Торо

В упоминании священного слова «творчество» уже заключается залог того, что вы не пойдете омертвелыми обычными путями. Вы широко раз­двинете рамки возможностей. Вы поймете и оттеплите каждую индивиду­альность. Вы обогреете каждое наболевшее от невыраженных чувств сер­дце. Ведь в этих священных болях крепнет зерно прекрасных достижений.

Н. К. Рерих

Воспитание — это наука, научающая наших детей обходиться без нас.

Э. Легуве

Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к верши­нам.

А. Моруа

Если культура — это то, что остается, когда все забыто, то воспитание остается, когда все потеряно.

Н. Ротшильд

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Д. Локк

Образование метода мышления, помыслов и нравов — вот что заслужи­вает имени воспитания, а никак не преподавание, обучение.

И. Гердер

Обучать ребенка — значит помочь ему познать суть свободы и полноты жизни.

Д. Кришнамурти

Глубоко, даже блестяще знать свой предмет — еще не значит быть пе­дагогом. Хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за пере­устройство мира и человека — значит плохо делать свое главное учитель­ское дело — ваяние личности учеников.

М. П. Щетинин

Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек мо­жет быть Образован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образования в проти­вовес той, которая не оправдала надежды. Идти путем проб и ошибок, с целью поиска лучших педагогических достижений опасно тем, что если бу­дут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упуще­ние в развитии ребенка какой-либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначения в жизни.

Ш. А. Амонашвили

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Когда и почему возникла необходимость в педагогической деятель­ности и профессии?

2. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от

1. непрофессиональной?

2. Выделите наиболее существенные особенности педагогической де­ятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятель­ности.

3. С чем связаны и в чем заключаются гуманистическая природа и творческий характер педагогического труда?

4. Существует мнение, что с развитием новых информационных тех­нологий профессия учителя исчезнет. Согласны ли вы с этим утвержде­нием?

5. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог?

6. Определите на основе данных функций возможные профессиональ­ные роли педагога.

7. Назовите основные виды профессиональной деятельности педагога и раскройте специфику каждой из них.

8. Каким образом связана научно-методическая деятельность учителя с другими видами педагогической деятельности?

9. Попробуйте выделить основные этапы управленческой деятельно­сти классного руководителя, преподавателя.

10. Какова структура педагогической деятельности? Постройте на ос­нове ее последовательность действий педагога, лежащих в основе препо­давания.

Рекомендуемая литература

Алексин А. Школа — прежде всего учитель. — М., 1989.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983.

БелухинД.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. — М., 1991.

Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М., 1965.

Дубровский А. А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа. — М., 1988.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Соч. — Т. 1. — М., 1983.

Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972.

Глава 2

УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой де­ятельности должны начинаться с ее субъекта, творца и созидате­ля. Существует философский принцип — подобное создается по­добным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание — знанием, мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учи­телю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Не случайно в гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось личности учителя. Выдающийся пе­дагог XIX в. К.Д.Ушинский считал, что помочь растущей лично­сти воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью, способной образовать сердце и волю ребенка: «В воспитании все должно основываться на лично­сти воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности»[19].

Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-пе­дагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообра­зен.

Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплек­сное свойство профессиональная компетентность отражает един­ство теоретической и практической готовности педагога к осуще­ствлению деятельности и характеризует его профессионализм[20].

Виды педагогической деятельности и соответствующие - student2.ru

Основой профессионализма и профессиональной компетент­ности преподавателя обычно считают педагогическую умелость:

владение педагогическими умениями и навыками, обеспечиваю­щими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессиона­лизма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессио­нальной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности[21]. Составляющие мастерства педа­гога, предлагаемые разными авторами, достаточно многообраз­ны и обширны. Но все они могут быть объединены в несколько групп (схема 1).

Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих пе­дагогическое мастерство учителя, принадлежит личностному ком­поненту как единству его мотивационно-ценностной составляю­щей (профессионально-педагогическая направленность) и индивидуально-психологических особенностей (общие и профес­сионально-педагогические способности). Утверждая, что педаго­гическое мастерство связано прежде всего со сферой деятельно­сти учителя, Е.И.Рогов критически относится к стремлению расширить данное понятие и сместить его в сферу личности[22]. Но педагог включен в профессионально-педагогическую деятельность целостно, всей своей личностью. Уровень сформированности про­фессиональных умений и навыков зависит от его позиции, направленности его личности, системы ценностей, определяющих выбираемые им цели и задачи, способы педагогической деятель­ности, потребность и стремление к овладению ими и совершен­ствованию их.

Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя прежде всего составляет его личностная готовность к профессио­нальной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педа­гогической культуры, целостно проявляющейся в культуре педаго­гической деятельности как определенной степени ее совершенства. Педагог, чья деятельность по сути своей является «человекообразующей», должен сам воплощать тот образ человека культуры, который будет вдохновлять и побуждать его воспитанников к ду­ховному восхождению и возрастанию. Он должен иметь свою фи­лософию жизни и профессиональной деятельности, осознанно пред­ставлять цели и назначение человеческой жизни в целом и своей собственной жизнедеятельности, ибо без этого он не способен стать руководителем, наставником юношества.

Система взглядов и представлений об окружающем мире, о целях и смыслах профессиональной деятельности оформляется в позицию педагога — устойчивую систему его отношений к опреде­ленным сторонам действительности и профессиональной деятель­ности, проявляющихся в соответствующем поведении и поступ­ках, характеризующихся непротиворечивостью и относительной стабильностью.

В основе профессиональной позиции педагога лежат его про­фессионально-ценностные ориентации как избирательные отноше­ния к различным аспектам бытия и педагогической действитель­ности, представляющим для него ценность и значимость. Профессионально-ценностные ориентации учителя обнаружива­ются в его установках, представляющих собой наиболее устойчи­вую часть системы ценностных ориентации, через которую они находят свое реальное воплощение в поведении и активной дея­тельности личности.

Социальная и профессиональная позиция, профессионально-ценностные ориентации, установки учителя, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению педагогической де­ятельности, целостно проявляются в профессионально-педагогиче­ской направленности его личности.

Степень теоретической и практической готовности к педагоги­ческой деятельности определяется уровнем овладения учителем системой специальных, общенаучных и психолого-педагогических знаний, а также педагогической технологией и техникой, образу­ющими в своей целостности основу его профессиональной ком­петентности.

Наконец, успешное осуществление профессиональной деятель­ности и достижение педагогического мастерства во многом зависят от готовности педагога учитывать свои психофизиологические особенности и возможности, находить в соответствии с ними оптимальный индивидуальный стиль деятельности, обеспечива­ющий наилучшие результаты труда при наименьших затратах фи­зических и душевных сил.

Наши рекомендации