Информационная культура учителя.

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-педагогической

и воспитательной работе

_________________Я.В.Полякова

«___»____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика дошкольного образования

Педагогика и методика начального образования

Педагог дополнительного образования

Музыкальное образование

Образовательный уровень: бакалавр

ПРИНЯТО

Советом факультета

Протокол № 1 от 30.09.2016 г.

Донецк – 2016 год

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" для студентов всех профилей направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и всех форм обучения

«02» сентября 2016 года 20с.

Разработчик:

К.пед.н. Матузова И.Г.

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры дошкольного и начального образования.

Протокол № 1 от «02» сентября 2016 года

Заведующий кафедрой ___________ И.Г. Матузова

«02» сентября 2016 года

ÓДОНПИ, 2016 год

1. Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень Характеристика учебной дисциплины
очная форма обучения заочная форма обучения
Количество зачетных единиц – 2 Область знаний: 44.03.01 Педагогическое образование Базовая дисциплина профессионального цикла Б.1 В ОДЗ16  
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования Педагог дополнительного образования Музыкальное образование Семестр
Общее количество часов – 72 5-й 7-й
Лекции
Самостоятельная работа студента – 36 ч (очная форма) 62 ч. (заочная форма) Образовательный уровень: бакалавр 18ч 6ч.
Практические
18ч. 4ч.
Самостоятельная работа
36ч. 62ч.
Индивидуальные задания: -
Вид контроля: экзамен
         

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина междисциплинарного курса "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" относится к базовой части профессионального цикла дисциплин профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО 44.03.01 Педагогическое образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Для освоения дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе, а также при изучении дисциплин «Информационные технологии», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Использование ИКТ в начальной школе»

Изучение дисциплины базируется на курсах «Педагогика», «Теоретические основы обучения и воспитания», «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» и др.

Освоение дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Организация методической работы», «Основы педагогического мастерства», «Проектирование пространственно-образовательной среды в образовательных организациях», а также для прохождения учебной и производственной практики.

Цели и задачи дисциплины

Цель:дать представление об информационной культуре и информационном обществе, роли информационных технологий и глобальных информационных сетей в формировании информационной культуры учителя.

Задачи:

- подготовка к эффективному поиску значимой информации на основе информационных технологий;

- ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах воспитательной деятельности;

- обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

- ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности дошкольника в условиях использования ИКТ;

- воспитание информационной культуры студента.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- специфику информационной культуры учителя;

- основные способы обработки информации;

- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.

уметь:

- использовать современные информационные технологии для сбора, обработки, анализа и хранения информации;

- использовать в образовательном процессе ресурсы Интернет;

- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.

владеть:

- навыками работы с программными средствами общего и специального назначения;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, образовательные порталы, форумы);

- базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины ««Теоретические и прикладные аспекты методической работы в дошкольном учреждении» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-2); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-3); способен логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-7); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-8) готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность и использовать методы физического воспитания, самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-9); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-10);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-11); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

2) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

3) профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность:

готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-2); способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-3); способностью использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-5);

проектная деятельность:

способностью проектировать образовательные программы (ПК-12); способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-13); способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-14);

исследовательская деятельность:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-15);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-17); способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно- просветительской деятельности (ПК-18); способностью к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-19); способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно- просветительской деятельности (ПК-20).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематический план изучения дисциплины

Названия содержательных модулей и тем Количество часов
Очная форма Заочная форма
ВВсего     в том числе   Всего в том числе
л п лаб инд с. р. л п лаб инд С.р.
Содержательный модуль 1. Методическая деятельность и её специфика в системе дошкольного образования
1. Информационная культура учителя. Роль информации в развитии общества. Информационное общество. Информационная культура учителя. Структура информационной культуры. Показатели сформированности информационной культуры учителя.                
2. Правовое регулирование процессов информатизации. Информационные ресурсы. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.              
3. Локальные и глобальные компьютерные сети и технологии их использования в дошкольном общеобразовательном учреждении. Разновидности компьютерных сетей. Возможности глобальной сети Интернет. Этика сетевого общения. Технология поиска информации в Интернете. Достоверность информации Интернет-ресурсов.                      
4. Компьютерные игры в организации образовательного процесса младших школьников. Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.                      
5. Компьютерная и интернет зависимость. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей                        
ВСЕГО          
                                   

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы лекций

Тема 1. Информационная культура учителя.

Тема 2. Правовое регулирование процессов информатизации.

Тема 3. Возможности глобальной сети Интернет.

Тема 4. Этика сетевого общения.

Тема 5. Компьютерные игры в организации образовательного процесса младших школьников.

Тема 6. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.

Темы лабораторных занятий

Тема 1-4. Использование информационных ресурсов общества в работе педагога.

Тема 4. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему, почерпнутой из распределенного ресурса сети Интернет.

Тема 5-9. Обучающие компьютерные игры для младших школьников: «Баба Яга учится читать», «АРТ-студия», «Незнайкина грамота», «Веселая азбука», «Игры для тигры» и др.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Роль информации в развитии общества.

2. Информационное общество.

3. Информационная культура педагога.

4. Структура информационной культуры.

5. Показатели сформированности информационной культуры педагога.

6. Информационные ресурсы.

7. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.

8. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.

9. Разновидности компьютерных сетей.

10. Возможности глобальной сети Интернет.

11. Этика сетевого общения.

12. Технология поиска информации в Интернете.

13. Достоверность информации Интернет-ресурсов.

14. Жанры компьютерных игр.

15. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бес-компьютерным аналогом.

16. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.

17. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.

18. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей.

19. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости.

20. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. История развития цивилизации и основные информационные революции.

2. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.

3. Основы криптографической защиты информации.

4. Информационная свобода личности.

5.Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

6. Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.

7. ИКТ в вопросах оптимизации образовательных систем.

Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, в процессе освоения дисциплины

Проверочный тест

Отметьте знаком»+» правильные ответы:

1. Интернет – это:

а) локальная сеть;

б) корпоративная сеть;

в) глобальная сеть;

г) региональная сеть.

2. WWW – это:

а) Wide World Web;

б) Web Wide World;

в) World Web Wide;

г) World Wide Web.

3. Связь слова или изображения с другим ресурсом называется ...

а) WEB-страницей;

б) Гиперссылкой;

в) Интернет;

г) WEB-сайтом.

4. Программы для просмотра WEB-страниц называются:

а) просмотрщиками;

б) браузерами;

в) мультимедийными программами;

г) электронной почтой.

5. Установите соответствие между названием сети ее описанием:

  1. Локальная сеть     A. объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга  
  2. Региональная сеть   B. объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач  
  3. Корпоративная сеть   C. объединение компьютеров в пределах одного города, области, страны  
  4. Глобальная сеть     D. объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга  

6. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:

а) IP-адрес;

б) web-страницу;

в) домашнюю web-страницу;

г) доменное имя;

д) URL-адрес.

7. Подберите к изображению браузера его название:

1.   Opera
2.   Internet Explorer
3.   Mozilla-Firefox
4.   Netscape Browser

8. Web-страницы имеют расширение:

а) *.htm;

б) *.txt;

в) *.exe;

г) *.www

9. Гипертекст — это …

а) способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагмента-ми;

б) обычный, но очень большой по объему текст;

в) текст, буквы которого набраны шрифтом большого размера;

г) распределенная совокупность баз данных, содержащих тек-сты.

10. В электронном почтовом адресе до знака @ записывается…

а) имя пользователя;

б) название домена;

в) имя провайдера;

г) имя сервера.

Темы рефератов

1. Культура как объект информационной безопасности.

2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологию ребенка.

3. Интернет и правовые отношения.

4. От компьютерной грамотности детей к информационной культуре общества.

5. «Сетевая литература» как феномен культуры информационного общества.

Вопросы к экзамену

1. Роль информации в развитии общества.

2. Информационное общество.

3. Информационная культура учителя.

4. Информационные ресурсы.

5. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.

6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.

7. Разновидности компьютерных сетей.

8. Возможности глобальной сети Интернет.

9. Этика сетевого общения.

10. Технология поиска информации в Интернете.

11. Достоверность информации Интернет-ресурсов.

12. Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом.

13. Роль компьютерных игр в образовательном процессе .

14. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современно-

Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Раздел 1.

1. В каком соотношении находятся понятия «Информационное образовательное пространство» и «Информационная образовательная среда»?

2. Почему современная сфера образования может развиваться только на основе информационных технологий?

3. Назовите характеристики информационного образовательного пространства.

4. В чем состоят проблемы информационной коммуникации?

5. Назовите основные положения Концепции создания и развития информационно-образовательной среды.

6. Назовите компоненты информационной образовательной среды дошкольной и начальной образовательной организации.

Раздел 2.

1. В чем особенности характеристики информационной образовательной среды ОУ?

3. Объясните эффективность виртуального методического кабинета в ОУ.

4. В чем суть информационной культуры педагога?

5. Назовите требования к информационной культуре педагога.

6. Структурируйте все ИКТ – компетенции участников образовательного процесса в ОУ.

7. Обоснуйте требования СанПиНов по организации работы с детьми на компьютерах.

8. В чем проявляется вред здоровью детей при взаимодействии с компьютером?

9. Назовите гигиенические условия использования информационных технологий в дошкольном образовании.

10. Какие педагогические приемы можно использовать с детьми для обоснования необходимости соблюдения режима работы и игр на компьютере?

Раздел 3.

1. Назовите условия организации работы с детьми в компьютерных классах.

2. Возможности информационных технологий в обучении детей.

3. Назовите дидактические условия применения компьютерных технологий в процессе обучения.

4. Перечислите компьютерные программы для детей дошкольного возраста.

5. В чем состоит роль дистанционных технологий во взаимодействии с родителями?

6. Каковы формы взаимодействия с родителями с использованием информационных технологий?

7. Какие можно создать сайты для работы с родителями?

8. Как можно организовать взаимодействие родителей и психолога по вопросу диагностики детей?

9. Как можно с помощью информационных технологий создавать электронные газеты и видеожурналы для родителей?

Темы рефератов

1. «Информационное общество и формирование информационно- творческой парадигмы образования».

2. «Информационная культура педагога-исследователя и ее формирование в системе высшего педагогического образования»,

3. «Системообразующее значение информационной компетенции в структуре деятельности педагога дошкольного образования»,

4. «Новые информационные и коммуникационные технологии и их значение для осуществления непрерывности и мобильности образования»,

5. «НИТ и развитие дистанционного образования»,

6. «Персональный компьютер и научно-исследовательская деятельность»,

7. «Образовательные возможности Интернет»,

8. «Соотношение традиционных и новых информационных технологий в образовании»,

9. «Компьютерные технологии и развитие личности обучаемых»,

10. «Интерактивность в обучении, средства ее обеспечения»,

11. «Программированное обучение: история, современное состояние и перспективы»,

12. «Информационные технологии и активизация познавательной деятельности детей»,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Нормативные документы

1.Закон ДНР «Об образовании».

2.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 уч. гг.

3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015).

Основная

1. Мещеряков, В.Н. Жанры учительской речи: учеб. пособие / В.Н. Мищеряков. – М.: Флинта, 2003. – 248 с. – 5 шт.

2. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. – М.: пед. общ-во России, 2001. – 480 с. – 1 шт.

3. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / Н.Д. Десяева. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – 1 шт.

4. Мазоха, Д.С. На шляху до педагогiчноï професii: навчальний посiбник / Д.С. Мазоха. – Киïв: Центр навчальноï лiтератури, 2005. – 168 с. – 1 шт.

5. Новиков, А.М. Я – педагог / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2011. – 136 с. – 1 шт.

6.Киричек П.Н. Информационная культура общества. М.: РАГС, 2010.

7.Зыкова И.В. Культура как информационная система. Духовное, ментальное, материально-знаковое. -М.: Либроком, 2011.

Дополнительная

1. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Ин-формационные и коммуникационные технологии в образовании. -М.: Дрофа, 2008.

Интернет-ресурсы

1. http://www.ed.gov.ru/ Министерство образования Российской Федера-ции. Федеральное агентство по образованию

2. http://www.minobraz.ru/ Министерство общего и профессионально образования Свердловской области

3. http://www.fio.ru/ Федерация Интернет Образования

4. http://www.teenbook.ru Свердловская областная библиотека для детей и юношества

5. http://www.kinder.ru Детские ресурсы

6. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. https://cloud.mail.ru/public/DjjA/jno11EXHq

7. Толстова, О.С. Педагогические технологии : учеб. пособие / О.С. Толстова. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч.1. – 131 с. https://cloud.mail.ru/public/Ged5/BdUKXwKd2

Информационное обеспечение дисциплины

Пакет программ Microsoft Office, инструментальная система компьютерного контроля MyTest.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Проекционное оборудование (цифровой проектор, экран, ноутбук), компьютерный класс.

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института…..

Изучение дисциплины не предполагает специального учебно-лабораторного оборудования. Необходимым является лишь аудитория в соответствии с требованиями СанПиН, оборудованная компьютером, проектором и экраном. Семинарские (практические) занятия предпочтительно проводить в аудитории с подвижными столами (для моделирования различных образовательных пространств, в том числе, студийных, пространства групповой дискуссии и др.) Кроме того, во время самоподготовки у студентов должен быть доступ к компьютерам с выходом в Интернет и печатающим устройствам. В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются ноутбук, проектор и презентационные материалы к лекциям.т Аудиторный фонд включает учебную аудиторию на 30 студентов, оборудованную столами, стульями, доской и мультимедийным комплексом с использованием программных средств Microsoft WORD, Microsoft Power Point. Используются раздаточные материалы (тексты официальных документов, подборки тематических первоисточников, методические разработки, выдержки из педагогической периодики и др.).

Для обеспечения дисциплины необходимы:

1. Учебные пособия

2. Слайды, презентации лекций

3 Компьютерные демонстрации

4. Мультимедийное оборудование.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА»

Состав учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД):

- программа учебной дисциплины;

- конспект лекций по учебной дисциплине;

- методические рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий;

- средства диагностики по учебной дисциплине;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине;

- индивидуальные задания(контрольная работа);

- сведения по обеспечению студентов учебной и методической литературой.

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-педагогической

и воспитательной работе

_________________Я.В.Полякова

«___»____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика дошкольного образования

Педагогика и методика начального образования

Педагог дополнительного образования

Музыкальное образование

Образовательный уровень: бакалавр

ПРИНЯТО

Советом факультета

Протокол № 1 от 30.09.2016 г.

Донецк – 2016 год

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" для студентов всех профилей направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и всех форм обучения

«02» сентября 2016 года 20с.

Разработчик:

К.пед.н. Матузова И.Г.

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры дошкольного и начального образования.

Протокол № 1 от «02» сентября 2016 года

Заведующий кафедрой ___________ И.Г. Матузова

«02» сентября 2016 года

ÓДОНПИ, 2016 год

1. Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень Характеристика учебной дисциплины
очная форма обучения заочная форма обучения
Количество зачетных единиц – 2 Область знаний: 44.03.01 Педагогическое образование Базовая дисциплина профессионального цикла Б.1 В ОДЗ16  
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования Педагог дополнительного образования Музыкальное образование Семестр
Общее количество часов – 72 5-й 7-й
Лекции
Самостоятельная работа студента – 36 ч (очная форма) 62 ч. (заочная форма) Образовательный уровень: бакалавр 18ч 6ч.
Практические
18ч. 4ч.
Самостоятельная работа
36ч. 62ч.
Индивидуальные задания: -
Вид контроля: экзамен
         

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина междисциплинарного курса "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" относится к базовой части профессионального цикла дисциплин профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО 44.03.01 Педагогическое образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Для освоения дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе, а также при изучении дисциплин «Информационные технологии», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Использование ИКТ в начальной школе»

Изучение дисциплины базируется на курсах «Педагогика», «Теоретические основы обучения и воспитания», «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» и др.

Освоение дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Организация методической работы», «Основы педагогического мастерства», «Проектирование пространственно-образовательной среды в образовательных организациях», а также для прохождения учебной и производственной практики.

Цели и задачи дисциплины

Цель:дать представление об информационной культуре и информационном обществе, роли информационных технологий и глобальных информационных сетей в формировании информационной культуры учителя.

Задачи:

- подготовка к эффективному поиску значимой информации на основе информационных технологий;

- ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах воспитательной деятельности;

- обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

- ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности дошкольника в условиях использования ИКТ;

- воспитание информационной культуры студента.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- специфику информационной культуры учителя;

- основные способы обработки информации;

- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.

уметь:

- использовать современные информационные технологии для сбора, обработки, анализа и хранения информации;

- использовать в образовательном процессе ресурсы Интернет;

- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.

владеть:

- навыками работы с программными средствами общего и специального назначения;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, образовательные порталы, форумы);

- базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины ««Теоретические и прикладные аспекты методической работы в дошкольном учреждении» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-2); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-3); способен логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-7); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-8) готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность и использовать методы физического воспитания, самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-9); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-10);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-11); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

2) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

Наши рекомендации