Информационная культура учителя.
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-педагогической
и воспитательной работе
_________________Я.В.Полякова
«___»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"
направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиль: Педагогика и методика дошкольного образования
Педагогика и методика начального образования
Педагог дополнительного образования
Музыкальное образование
Образовательный уровень: бакалавр
ПРИНЯТО
Советом факультета
Протокол № 1 от 30.09.2016 г.
Донецк – 2016 год
Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" для студентов всех профилей направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и всех форм обучения
«02» сентября 2016 года 20с.
Разработчик:
К.пед.н. Матузова И.Г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры дошкольного и начального образования.
Протокол № 1 от «02» сентября 2016 года
Заведующий кафедрой ___________ И.Г. Матузова
«02» сентября 2016 года
ÓДОНПИ, 2016 год
1. Общая информация о дисциплине
Описание дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 2 | Область знаний: 44.03.01 Педагогическое образование | Базовая дисциплина профессионального цикла Б.1 В ОДЗ16 | ||
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование | ||||
Профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования Педагог дополнительного образования Музыкальное образование | Семестр | |||
Общее количество часов – 72 | 5-й | 7-й | ||
Лекции | ||||
Самостоятельная работа студента – 36 ч (очная форма) 62 ч. (заочная форма) | Образовательный уровень: бакалавр | 18ч | 6ч. | |
Практические | ||||
18ч. | 4ч. | |||
Самостоятельная работа | ||||
36ч. | 62ч. | |||
Индивидуальные задания: - | ||||
Вид контроля: экзамен | ||||
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина междисциплинарного курса "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" относится к базовой части профессионального цикла дисциплин профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО 44.03.01 Педагогическое образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Для освоения дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе, а также при изучении дисциплин «Информационные технологии», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Использование ИКТ в начальной школе»
Изучение дисциплины базируется на курсах «Педагогика», «Теоретические основы обучения и воспитания», «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» и др.
Освоение дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Организация методической работы», «Основы педагогического мастерства», «Проектирование пространственно-образовательной среды в образовательных организациях», а также для прохождения учебной и производственной практики.
Цели и задачи дисциплины
Цель:дать представление об информационной культуре и информационном обществе, роли информационных технологий и глобальных информационных сетей в формировании информационной культуры учителя.
Задачи:
- подготовка к эффективному поиску значимой информации на основе информационных технологий;
- ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах воспитательной деятельности;
- обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
- ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности дошкольника в условиях использования ИКТ;
- воспитание информационной культуры студента.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- специфику информационной культуры учителя;
- основные способы обработки информации;
- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.
уметь:
- использовать современные информационные технологии для сбора, обработки, анализа и хранения информации;
- использовать в образовательном процессе ресурсы Интернет;
- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.
владеть:
- навыками работы с программными средствами общего и специального назначения;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, образовательные порталы, форумы);
- базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины ««Теоретические и прикладные аспекты методической работы в дошкольном учреждении» студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-2); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-3); способен логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-7); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-8) готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность и использовать методы физического воспитания, самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-9); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-10);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-11); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
2) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).
3) профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
педагогическая деятельность:
готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-2); способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-3); способностью использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-5);
проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-12); способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-13); способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-14);
исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-15);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-17); способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно- просветительской деятельности (ПК-18); способностью к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-19); способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно- просветительской деятельности (ПК-20).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематический план изучения дисциплины
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | ||||||||||||||||
Очная форма | Заочная форма | ||||||||||||||||
ВВсего | в том числе | Всего | в том числе | ||||||||||||||
л | п | лаб | инд | с. р. | л | п | лаб | инд | С.р. | ||||||||
Содержательный модуль 1. Методическая деятельность и её специфика в системе дошкольного образования | |||||||||||||||||
1. Информационная культура учителя. Роль информации в развитии общества. Информационное общество. Информационная культура учителя. Структура информационной культуры. Показатели сформированности информационной культуры учителя. | |||||||||||||||||
2. Правовое регулирование процессов информатизации. Информационные ресурсы. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности. Правовое регулирование в области информационных ресурсов. | |||||||||||||||||
3. Локальные и глобальные компьютерные сети и технологии их использования в дошкольном общеобразовательном учреждении. Разновидности компьютерных сетей. Возможности глобальной сети Интернет. Этика сетевого общения. Технология поиска информации в Интернете. Достоверность информации Интернет-ресурсов. | |||||||||||||||||
4. Компьютерные игры в организации образовательного процесса младших школьников. Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом. Роль компьютерных игр в образовательном процессе. | |||||||||||||||||
5. Компьютерная и интернет зависимость. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей | |||||||||||||||||
ВСЕГО | |||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы лекций
Тема 1. Информационная культура учителя.
Тема 2. Правовое регулирование процессов информатизации.
Тема 3. Возможности глобальной сети Интернет.
Тема 4. Этика сетевого общения.
Тема 5. Компьютерные игры в организации образовательного процесса младших школьников.
Тема 6. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.
Темы лабораторных занятий
Тема 1-4. Использование информационных ресурсов общества в работе педагога.
Тема 4. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему, почерпнутой из распределенного ресурса сети Интернет.
Тема 5-9. Обучающие компьютерные игры для младших школьников: «Баба Яга учится читать», «АРТ-студия», «Незнайкина грамота», «Веселая азбука», «Игры для тигры» и др.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. Роль информации в развитии общества.
2. Информационное общество.
3. Информационная культура педагога.
4. Структура информационной культуры.
5. Показатели сформированности информационной культуры педагога.
6. Информационные ресурсы.
7. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.
8. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
9. Разновидности компьютерных сетей.
10. Возможности глобальной сети Интернет.
11. Этика сетевого общения.
12. Технология поиска информации в Интернете.
13. Достоверность информации Интернет-ресурсов.
14. Жанры компьютерных игр.
15. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бес-компьютерным аналогом.
16. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.
17. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.
18. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей.
19. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости.
20. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. История развития цивилизации и основные информационные революции.
2. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.
3. Основы криптографической защиты информации.
4. Информационная свобода личности.
5.Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.
6. Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.
7. ИКТ в вопросах оптимизации образовательных систем.
Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, в процессе освоения дисциплины
Проверочный тест
Отметьте знаком»+» правильные ответы:
1. Интернет – это:
а) локальная сеть;
б) корпоративная сеть;
в) глобальная сеть;
г) региональная сеть.
2. WWW – это:
а) Wide World Web;
б) Web Wide World;
в) World Web Wide;
г) World Wide Web.
3. Связь слова или изображения с другим ресурсом называется ...
а) WEB-страницей;
б) Гиперссылкой;
в) Интернет;
г) WEB-сайтом.
4. Программы для просмотра WEB-страниц называются:
а) просмотрщиками;
б) браузерами;
в) мультимедийными программами;
г) электронной почтой.
5. Установите соответствие между названием сети ее описанием:
1. Локальная сеть | A. объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга |
2. Региональная сеть | B. объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач |
3. Корпоративная сеть | C. объединение компьютеров в пределах одного города, области, страны |
4. Глобальная сеть | D. объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга |
6. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
а) IP-адрес;
б) web-страницу;
в) домашнюю web-страницу;
г) доменное имя;
д) URL-адрес.
7. Подберите к изображению браузера его название:
1. | Opera |
2. | Internet Explorer |
3. | Mozilla-Firefox |
4. | Netscape Browser |
8. Web-страницы имеют расширение:
а) *.htm;
б) *.txt;
в) *.exe;
г) *.www
9. Гипертекст — это …
а) способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагмента-ми;
б) обычный, но очень большой по объему текст;
в) текст, буквы которого набраны шрифтом большого размера;
г) распределенная совокупность баз данных, содержащих тек-сты.
10. В электронном почтовом адресе до знака @ записывается…
а) имя пользователя;
б) название домена;
в) имя провайдера;
г) имя сервера.
Темы рефератов
1. Культура как объект информационной безопасности.
2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологию ребенка.
3. Интернет и правовые отношения.
4. От компьютерной грамотности детей к информационной культуре общества.
5. «Сетевая литература» как феномен культуры информационного общества.
Вопросы к экзамену
1. Роль информации в развитии общества.
2. Информационное общество.
3. Информационная культура учителя.
4. Информационные ресурсы.
5. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.
6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
7. Разновидности компьютерных сетей.
8. Возможности глобальной сети Интернет.
9. Этика сетевого общения.
10. Технология поиска информации в Интернете.
11. Достоверность информации Интернет-ресурсов.
12. Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом.
13. Роль компьютерных игр в образовательном процессе .
14. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современно-
Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Раздел 1.
1. В каком соотношении находятся понятия «Информационное образовательное пространство» и «Информационная образовательная среда»?
2. Почему современная сфера образования может развиваться только на основе информационных технологий?
3. Назовите характеристики информационного образовательного пространства.
4. В чем состоят проблемы информационной коммуникации?
5. Назовите основные положения Концепции создания и развития информационно-образовательной среды.
6. Назовите компоненты информационной образовательной среды дошкольной и начальной образовательной организации.
Раздел 2.
1. В чем особенности характеристики информационной образовательной среды ОУ?
3. Объясните эффективность виртуального методического кабинета в ОУ.
4. В чем суть информационной культуры педагога?
5. Назовите требования к информационной культуре педагога.
6. Структурируйте все ИКТ – компетенции участников образовательного процесса в ОУ.
7. Обоснуйте требования СанПиНов по организации работы с детьми на компьютерах.
8. В чем проявляется вред здоровью детей при взаимодействии с компьютером?
9. Назовите гигиенические условия использования информационных технологий в дошкольном образовании.
10. Какие педагогические приемы можно использовать с детьми для обоснования необходимости соблюдения режима работы и игр на компьютере?
Раздел 3.
1. Назовите условия организации работы с детьми в компьютерных классах.
2. Возможности информационных технологий в обучении детей.
3. Назовите дидактические условия применения компьютерных технологий в процессе обучения.
4. Перечислите компьютерные программы для детей дошкольного возраста.
5. В чем состоит роль дистанционных технологий во взаимодействии с родителями?
6. Каковы формы взаимодействия с родителями с использованием информационных технологий?
7. Какие можно создать сайты для работы с родителями?
8. Как можно организовать взаимодействие родителей и психолога по вопросу диагностики детей?
9. Как можно с помощью информационных технологий создавать электронные газеты и видеожурналы для родителей?
Темы рефератов
1. «Информационное общество и формирование информационно- творческой парадигмы образования».
2. «Информационная культура педагога-исследователя и ее формирование в системе высшего педагогического образования»,
3. «Системообразующее значение информационной компетенции в структуре деятельности педагога дошкольного образования»,
4. «Новые информационные и коммуникационные технологии и их значение для осуществления непрерывности и мобильности образования»,
5. «НИТ и развитие дистанционного образования»,
6. «Персональный компьютер и научно-исследовательская деятельность»,
7. «Образовательные возможности Интернет»,
8. «Соотношение традиционных и новых информационных технологий в образовании»,
9. «Компьютерные технологии и развитие личности обучаемых»,
10. «Интерактивность в обучении, средства ее обеспечения»,
11. «Программированное обучение: история, современное состояние и перспективы»,
12. «Информационные технологии и активизация познавательной деятельности детей»,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Нормативные документы
1.Закон ДНР «Об образовании».
2.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 уч. гг.
3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015).
Основная
1. Мещеряков, В.Н. Жанры учительской речи: учеб. пособие / В.Н. Мищеряков. – М.: Флинта, 2003. – 248 с. – 5 шт.
2. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. – М.: пед. общ-во России, 2001. – 480 с. – 1 шт.
3. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / Н.Д. Десяева. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – 1 шт.
4. Мазоха, Д.С. На шляху до педагогiчноï професii: навчальний посiбник / Д.С. Мазоха. – Киïв: Центр навчальноï лiтератури, 2005. – 168 с. – 1 шт.
5. Новиков, А.М. Я – педагог / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2011. – 136 с. – 1 шт.
6.Киричек П.Н. Информационная культура общества. М.: РАГС, 2010.
7.Зыкова И.В. Культура как информационная система. Духовное, ментальное, материально-знаковое. -М.: Либроком, 2011.
Дополнительная
1. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Ин-формационные и коммуникационные технологии в образовании. -М.: Дрофа, 2008.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru/ Министерство образования Российской Федера-ции. Федеральное агентство по образованию
2. http://www.minobraz.ru/ Министерство общего и профессионально образования Свердловской области
3. http://www.fio.ru/ Федерация Интернет Образования
4. http://www.teenbook.ru Свердловская областная библиотека для детей и юношества
5. http://www.kinder.ru Детские ресурсы
6. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. https://cloud.mail.ru/public/DjjA/jno11EXHq
7. Толстова, О.С. Педагогические технологии : учеб. пособие / О.С. Толстова. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч.1. – 131 с. https://cloud.mail.ru/public/Ged5/BdUKXwKd2
Информационное обеспечение дисциплины
Пакет программ Microsoft Office, инструментальная система компьютерного контроля MyTest.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Проекционное оборудование (цифровой проектор, экран, ноутбук), компьютерный класс.
Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института…..
Изучение дисциплины не предполагает специального учебно-лабораторного оборудования. Необходимым является лишь аудитория в соответствии с требованиями СанПиН, оборудованная компьютером, проектором и экраном. Семинарские (практические) занятия предпочтительно проводить в аудитории с подвижными столами (для моделирования различных образовательных пространств, в том числе, студийных, пространства групповой дискуссии и др.) Кроме того, во время самоподготовки у студентов должен быть доступ к компьютерам с выходом в Интернет и печатающим устройствам. В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются ноутбук, проектор и презентационные материалы к лекциям.т Аудиторный фонд включает учебную аудиторию на 30 студентов, оборудованную столами, стульями, доской и мультимедийным комплексом с использованием программных средств Microsoft WORD, Microsoft Power Point. Используются раздаточные материалы (тексты официальных документов, подборки тематических первоисточников, методические разработки, выдержки из педагогической периодики и др.).
Для обеспечения дисциплины необходимы:
1. Учебные пособия
2. Слайды, презентации лекций
3 Компьютерные демонстрации
4. Мультимедийное оборудование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА»
Состав учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД):
- программа учебной дисциплины;
- конспект лекций по учебной дисциплине;
- методические рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий;
- средства диагностики по учебной дисциплине;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине;
- индивидуальные задания(контрольная работа);
- сведения по обеспечению студентов учебной и методической литературой.
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-педагогической
и воспитательной работе
_________________Я.В.Полякова
«___»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"
направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиль: Педагогика и методика дошкольного образования
Педагогика и методика начального образования
Педагог дополнительного образования
Музыкальное образование
Образовательный уровень: бакалавр
ПРИНЯТО
Советом факультета
Протокол № 1 от 30.09.2016 г.
Донецк – 2016 год
Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" для студентов всех профилей направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и всех форм обучения
«02» сентября 2016 года 20с.
Разработчик:
К.пед.н. Матузова И.Г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры дошкольного и начального образования.
Протокол № 1 от «02» сентября 2016 года
Заведующий кафедрой ___________ И.Г. Матузова
«02» сентября 2016 года
ÓДОНПИ, 2016 год
1. Общая информация о дисциплине
Описание дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 2 | Область знаний: 44.03.01 Педагогическое образование | Базовая дисциплина профессионального цикла Б.1 В ОДЗ16 | ||
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование | ||||
Профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования Педагог дополнительного образования Музыкальное образование | Семестр | |||
Общее количество часов – 72 | 5-й | 7-й | ||
Лекции | ||||
Самостоятельная работа студента – 36 ч (очная форма) 62 ч. (заочная форма) | Образовательный уровень: бакалавр | 18ч | 6ч. | |
Практические | ||||
18ч. | 4ч. | |||
Самостоятельная работа | ||||
36ч. | 62ч. | |||
Индивидуальные задания: - | ||||
Вид контроля: экзамен | ||||
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина междисциплинарного курса "Теоретические основы формирования информационной культуры педагога" относится к базовой части профессионального цикла дисциплин профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО 44.03.01 Педагогическое образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Для освоения дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе, а также при изучении дисциплин «Информационные технологии», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Использование ИКТ в начальной школе»
Изучение дисциплины базируется на курсах «Педагогика», «Теоретические основы обучения и воспитания», «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» и др.
Освоение дисциплины «Теоретические основы формирования информационной культуры педагога» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Организация методической работы», «Основы педагогического мастерства», «Проектирование пространственно-образовательной среды в образовательных организациях», а также для прохождения учебной и производственной практики.
Цели и задачи дисциплины
Цель:дать представление об информационной культуре и информационном обществе, роли информационных технологий и глобальных информационных сетей в формировании информационной культуры учителя.
Задачи:
- подготовка к эффективному поиску значимой информации на основе информационных технологий;
- ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах воспитательной деятельности;
- обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
- ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности дошкольника в условиях использования ИКТ;
- воспитание информационной культуры студента.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- специфику информационной культуры учителя;
- основные способы обработки информации;
- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.
уметь:
- использовать современные информационные технологии для сбора, обработки, анализа и хранения информации;
- использовать в образовательном процессе ресурсы Интернет;
- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.
владеть:
- навыками работы с программными средствами общего и специального назначения;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, образовательные порталы, форумы);
- базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины ««Теоретические и прикладные аспекты методической работы в дошкольном учреждении» студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-2); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-3); способен логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-7); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-8) готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность и использовать методы физического воспитания, самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-9); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-10);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-11); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
2) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);