Периодизация. Общая характеристика эпохи.

Лекции

Лекция 1. Введение. Теоретические проблемы истории.

1. История как наука.

2. Основные принципы и методы исторического знания.

1. История(от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат­ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело­вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об­щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто­рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен­ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Основная задача истории - обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), гово­рили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти от­веты на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.

Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значи­тельно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой по­ловине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, ха­рактеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоре­чивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю,в рамках которой изучается происхождение человека (его этноге­нез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций(отечествен­ная история) с древнейших времен до наших Дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.

История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоя­тельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по веществен­ным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие срав­нительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким об­разом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом, К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и род­ственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), ну­мизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая си­стемы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукопис­ные памятники и старинное письмо) и др.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и исто­риография (история исторической науки), задача которой — описание и ана­лиз взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю со­вокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, поли­тику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, техни­ческих) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следую­щие группы:

— история мира в целом;

— история какого-либо континента, региона (история Европы, африка­нистика, балканистика);

— народа (китаеведение, японоведение);

— группы народов (славяноведение).

История России— научная дисциплина, изучающая процесс развития на­шего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых ис­точников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теорети­ческих знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Совре­менная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современ­ной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые крити­чески, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом поня­тие «социально-экономическая формация».

Сложность исторического развития человечества, многообразие миро­воззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

1) религиозный (теологический, провиденциальный):Е.Н. Трубецкой — объяс­нение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Со­ловьев — постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;

2) естественно-научный (натуралистический):а) географический детерми­низм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхно­сти являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер истори­ческого развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные ци­вилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с от­крытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необуздан­ное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н.Гумилев различает со­циальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарностъ;

3) социально-экономический (формационный):К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле­нин и историки советского периода — человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Фор­мации различаются между собой способом материального производства, осо­бенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается спе­цифика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);

4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный):а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культу­ры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер ис­торического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;

5) мир — системный анализ Иммануила Валлсрстайна— попытка интегри­ровать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.

Для выявления объективной картины исторического процесса истори­ческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователя­ми материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы полу­чения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономер­ности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они су­ществуют не.в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех яв­лений и событий в истории.

2. Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассмат­риваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаи­мосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.

Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содер­жании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в со­вокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обес­печении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.

Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречи­ях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотно­сить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учи­тывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оцен­ке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечелове­ческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимо-дополнять.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществле­ния того или иного события, явления, процесса на основе анализа объектив­ных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользован­ные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фак­тов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

- Общенаучные. К общенаучным методам исследования относятся исторический, логи­ческий методы и метод классификации. Исторический метод позволяет вос­произвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обоб­щает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих мето­да дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои позна­вательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выде­лить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, системати­зирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению но­вых законов.

— специальные (заимствованные у других наук).

Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.

собственно исторические методы, которые можно условно разделить на две группы:

1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования про­цессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхро­нистический, метод периодизации; Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хроноло­гического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной сто­роны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных мес­тах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить из­менения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей истори­ческого процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод ис­торического моделирования), структурно-системный.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенден­ции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восста­новить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать зако­номерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, поли­тические, культурологические системы общественного устройства в опреде­ленных хронологических рамках.

Лекция 2.1. Первобытность и археологические культуры России.

1) Проблемы антропогенеза и антропосоциогенеза.

2) Периодизация первобытности

1) Существуют две основные точки зрения на проблемы *антропогенеза (происхождение физического типа человека) и *антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Первая – религиозная, В Библии отмечается, что сотворение физического типа человека был скорый, одноразовый, но затем был продолжительный период социологизации человека. Вторая - научная, материалистическая. Здесь отмечается, что длительными, эволюционными были оба процесса формирования человека.

Ещё ученые Древности указывали на примитивность строения тела пралюдей, костные останки которых обнаруживались в то время. В 18 в. шведский учёный К.Линней в своей классификации животного мира отнёс человека и обезьяну к одному виду – приматам. Но человек получил название – Homo sapiens – умелый. В середине 19 в. Ч.Дарвин обосновал теорию эволюции человека на основе естественного отбора (приспособления к окружающей среде). Ф.Энгельс обосновывал положение о том, что «труд создал человека», то есть в процессе изготовления орудий труда и социальной коммуникации сформировался современный тип человека.

Целенаправленные археологические раскопки обнаружили несколько типов *архантропов – древнейших человекоподобных существ. А вершиной эволюции был признан кроманьонец или Homo sapiens, возникший около 40 тыс. лет назад. На основании подобных открытий возникла версия о том, что около 30 млн. лет назад появились первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе их эволюционного развития, около 3 млн. лет возник отряд гоминид – существ, умевших пользоваться, а затем изготовлять орудия труда, и обладавших навыками прямохождения (австралопитек). Затем возникли более совершенные виды архантропа: питекантроп (!- 0,25 млн. лет назад), неандерталец (0,25 – 0,04 млн. лет), и наконец – кроманьонец (неоантроп). Однако четкой, признанной всеми учеными, генеалогии- эволюционного пути развития – не существует. Более того, современные генетические исследования указали на отсутствие видовой преемственности современного человека и древнейших архантропов.

Многие учёные считают важным учитывать внешние факторы, которые могли повлиять на антропогенез. Например, астрофизический, это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия) в результате чего произошло глобальное изменение климата и животного мира планеты. Другая гипотеза – радиоактивное воздействие на группы человекоподобных обезьян в районе Восточной Африки из-за тектонических процессов, что привело к мутации приматов. Ослабленный в физическом отношении примат начал развивать иные приспособительные механизмы для выживания в окружающем мире, это привело к случайному, а затем – к целенаправленному использованию орудий труда. Поиск таких факторов может привести к обоснованию, в конечном итоге, как Библейской версии антропогенеза, так и теорий Дарвина и Энгельса.

Археологическое изучение первобытности обосновало ещё одно важнейшее положение – непрерывность прогрессивного совершенствования орудий труда. На основании этого возникла основная теория периодизации первобытности. Вкаменом веке выделяется три эпохи: *палеолит (древний камень) – до 12 тыс. лет назад, *мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет, *неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи разделяются на периоды и на «культуры», характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Например, «шельская культура»- около г. Шель в северной Франции, «Костёнки» - от названия посёлка в Украине, «культура срубных захоронений» и др. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от р.Прут на западе до Чукотки на северо-востоке.

В нашем регионе каменные орудия труда, изготовленные неандертальцами, обнаружены у берегов Азовского моря в Неклиновском районе (ст. Амвросиевка) и около х. Хрящи на Северском Донце. Древнейшие стоянки кроманьонцев обнаружены в около с. Рожок в устье Миусского лимана. Стоянки неолита исследованы в районе Матвеева Кургана, Левенцовки и Константиновска. Собирательство в этот период сменилось мотыженным земледелием, поэтому возникали постоянные поселения. Здесь строились каркасные хижины, обмазанные глиной. Из глины изготовляли керамическую посуду, ёмкости для хранения запасов зерна и т.п.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись универсальными орудиями труда. Затем началось изготовление специализированный орудий – ножи, проколки, скребла, составные орудия, например, каменный топор и копьё. В мезолите преобладали микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставлялись в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит считается периодом первой технической революции – начался переход от потребляющего к производящему хозяйству. Земледелие и скотоводство потребовало создания принципиально новых орудий труда, это шлифованные инструменты из нефрита, сланца, шифера. Осваивалась техника пиления и сверления камня. Было изобретено керамическое производство и ткачество.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы 19 в. Л.Морган. Эпоху первобытности он разделил на два периода – дикость (сопоставим с палеолитом и мезолитом) и варварство (сопоставим с неолитом), после которых начался период цивилизации (создание государств, металлургия и т.п.).

Однако следует учитывать отсутствие строгой синхронности в развитии этих периодов первобытности. Многие народы Севера нашей страны не преодолели каменный век до прихода русских землепроходцев в 17 в., а южном полушарии планеты до сих пор существуют «застойные цивилизации» - племена, живущие по нормам первобытности.

Человек издревле считался стадным животным или коллективистом. Уже в палеолите создавались небольшие группы людей – стада во главе с вожаком. В позднем палеолите возникли крупные устойчивые коллективы – племена, разделявшиеся на парное число родов. В неолите возникла парная семья, и произошёл переход от матриархата к патриархату, мужчина как главный производитель материальных благ возглавил «ячейку общества».

В первобытности человек создавал не только практически необходимые орудия труда, но и элементы духовной культуры, что также выделяло его из «животного царства». Возникли различные направления искусства – изготовление скульптур (пластика), наскальные рисунки, танцы, музыка, а также мифология и религиозные верования. Всё это свидетельствовало о развитии абстрактного мышления людей и их человеческих чувств.

Религиозные верования были свойственны всем народам, начиная от 100 тыс. лет назад, - устраивались упорядоченные захоронения, рядом с усопшим клали орудия труда и запасы пищи – чтоб пригодились в «ином мире». Религия имела важнейшие гносеологические корни – она позволяла объяснить многие явления окружающего мира и состояния человека. По мнению Э.Тейлора первой религией был *анимизм – вора в наличие души у всех существ и явлений природы. На этой основе возникли магические обряды «воздействия» на эти души. Затем возникли верования – тотемизм (представление о родоначальнике данного племени – животном, рыбе и т.п.) и фетишизм (культ неодушевленных предметов – талисманов). Возникли верования в сверхъестественную силу ушедших предков, культ матери-земли и др.

Постепенно первобытный человек накапливал знания в области *географии (топография места обитания), *минералоги (породы и свойства камней), *ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, отличия съедобных и ядовитых растений), *физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различные рычаги, *химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), *медицины (лечение ран, вывихов) и др. Осваивались различные технологии обработки камня, кости, дерева. Создавались простейшие транспортные средства (волокуши, плоты, вьюки). От использования пещер и гротов человек перешёл к строительству разнообразные конструкции жилищ – хижины, землянки, срубы, иглу и т.п.

Поэтому не совсем верно определять период первобытности как «доисторию» человечества, как эпоху застоя. Именно в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, зачатки науки и искусства, религия. Эти достижения, при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека каменного века, имели ни чуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в период первобытности был создан фундамент современной цивилизации – то есть запас знаний, практического опыта и психофизических достоинств человека.

Лекция 2.2. Древние цивилизации Востока и Античности.

1) Особенности перехода от Первобытности к Цивилизации Древности.

2) Цивилизации Востока – Междуречье, Египет и др.

3) Античность – основа европейской цивилизации.

1) Как отмечалось выше, по Л.Моргану, вслед за первобытными периодами дикости и варварства наступил период *цивилизации или Древности, по иной системе периодизации. Основные его признаки: металлургия (бронзовая, потом железная), второе общественное разделение труда (выделение ремесленников), товарно-денежные отношения, возникновение городов и государств, патриархальное рабовладение, письменность, зачатки науки, религиозный политеизм, реалистическое искусство и т.д. IY- Ш тысячелетия до н.э. - период *ранней Древности (переход от родового строя к соседской общине, общинная собственность на землю, небольшие государства (номовые на Востоке, полисные – на Западе). П-I тысячелетия до н.э. – *поздняя Древность (создание крупных государств – деспотия на Востоке, монархия или республика на Западе), частная собственность на землю и другие средства производства, классическое рабство, религиозный монотеизм и т.д.

По теории К.Ясперса основные качественные перемены в обществе произошли между 800 и 200 гг. до н.э., это - «осевое время» - духовное и интеллектуальное пробуждение человечества. Но перешли этот рубеж не все цивилизации Древности, а лишь – Китай, Индия, Персия, Иудея, Греция, Рим, а остальные утратили своё могущество. Причины этого не ясны, но Ясперс видел в этом повиденциалистские основания.

В Древности сформировались два основных типа общества: *традиционное на Востоке, развивающееся эволюционно, использующему принцип: «власть – собственность»; и *индустриальное на Западе, в его основе 0 индивидуализм, частная собственность и принцип: «собственность – власть».

2) На Востоке цивилизации начали складываться с IY т.л. до н.э. в наиболее плодородных долинах рек – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ. Это позволяло вести экстенсивное земледелие, используя самые примитивные орудия труда. Однако при этом следовало осуществлять периодически крупные общественные работы по водозадержанию, строительству каналов, Поэтому здесь утвердился конформизм личности, устойчивость земельно-водной общины и формирование деспотического централизованного государства.

Колыбелью мировой цивилизации принято считать Междуречье (Тигр и Евфрат). Сначала здесь сформировались небольшие государства – Шумер, Аккад, Урук и др. Во главе стоял правитель (энси, лугаль), обожествлявшийся народом. На раннем этапе сохранялось сильное местное самоуправление (общинное), народное ополчение как основа армии. В дальнейшем происходило укрепление централизованной власти: в 18 в. до н.э. сформировалось единое Вавилонское царство. Правитель – Хаммурапи утвердил единые законы (выбитые на каменных стелах), начал скупать общинные и частные земли, создал профессиональную армию и усилил чиновничий аппарат. Государство теперь могло использовать силу не только против других стран, но и против собственного народ. В 12 в. до н.э. Вавилон был завоеван соседней Ассирией, возрождался в виде Нововавилонского царства, но затем окончательно утратил свое былое могущество. Однако культурные и научные достижения этой цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.

Древнеегипетского государство возникло позднее, но здесь сразу сформировалось централизованная форма правления. Фараон считался богом в земном воплощении. Сакрализацию его личности осуществляли жрецы, хотя они как замкнутая каста нередко преследовала собственные интересы. Попытка фараона Эхнатона в ХIY в. до н.э. провести секуляризацию и подчинить себе жрецов окончилась провалом. Образцом централизованного выполнения общественных работ стали египетские пирамиды, построенные за 2,5 тыс. лет до н.э. Египет подчинил себе многие народы Африки (Эфиопия, Нубия) и Азии (Палестина, Междуречье). Но и эта военная держава утратила своё могущество не только в результате агрессии соседних народов (гиксосы, ассирийцы, персы), но и в результате сепаратизма местных чиновников (номархов) и народных восстаний. Определённое возрождение культурного величия Египта в более поздний период связано с развитием на его территории греко-римской античной цивилизации.

На территории Китая древнейшей культурой является Яншао, возникшая в Y тысячелетии до н.э. Но первое раннерабовладельческое государство Шан-Инь возникли лишь в ХYI в. до н.э. В начале глава государства (Ван) соединял в себе функции племенного вождя Ии верховного жреца. В дальнейшем здесь складывается типичная восточная деспотия с государственной собственностью на землю и подчинением общин чиновничеству. Достоинством этой системы являлось, то, что в Китае возникла гибкая система карьерного роста чиновников. Например, применялись экзамены на звание. Серьезный вклад в разработку системы социальных отношений внёс Конфуций (550 – 480 гг. до н.э.). Государство уподоблялось большой семье, а император – его отцу. Но при этом допускалась возможность свержения правителя, если он не соответствовал своему призванию.

Особенно выделяется в истории Китая период правления императора Цинь Ши хуанди (221-207 гг. до н.э. Разрабатывается единое законодательство, вводится единая система мер и весов, денежная единица, единообразное написание иероглифов. Для защиты страны от внешних врагов начинается строительство Великой Китайской стены. Но это циклопическое сооружение привело лишь к геноциду самого населения страны, и всеобщему восстанию. Но китайцы сумели преодолевать свои проблемы эволюционно. Возникшее в 206 г. до н.э. государство династии Хань сумело объединить страну, гуманизировать законодательство, разрешить демографические проблемы, доставшиеся от империи Цинь, что обеспечило социально-экономическое развитие страны. Благодаря этому Китай сумел преодолеть полосу «осевого времени» и сохранил свое величие на долгие века.

3) Античность (по греч. - древность) – это период расцвета цивилизаций Средиземноморского бассейна (Греции и Рима) в первом тысячелетии до н.э. Сложившиеся здесь элементы индустриальной цивилизации оказали решающее влияние на последующее формирование и развитие западноевропейского региона. Причины этого во многом основываются на природно-климатических условиях. С одной стороны, сказалась скудность естественных ресурсов – 4/5 территории Греции занято горами и не пригодно для земледелия. С другой стороны, - горы богаты полезными ископаемыми, что является основой для развития ремесел, а близость моря способствует развитию судоходства и международной торговли. Эти факторы способствовали развитию особого типа личности европейцев – индивидуализм, чувство собственного достоинства, опора на частную собственность, активное участие в политической жизни страны. Античность утвердила основы республиканского строя, даже термины – демократия (греч. – власть народа) и республика (лат. – для народа) свидетельствуют об этом. Возникавшие здесь монархические режимы (Спарта и Рим императорского периода) обычно ограничивались народно представительными органами (народное собрание, сенат).

В период Античности сформировалось классическое рабство. Физический труд считался уделом невольников, и величайший мыслитель Древней Греции Аристотель теоретически обосновал необходимость этого для самих же рабов – «говорящих орудий труда». Но и рабовладельческая система обеспечила интенсивное развитие экономики региона. В Греции создавались крупные предприятия – эргастерии для изготовления, востребованных на рынке товаров. В Риме были разработаны самые передовые технологии строительства, судостроения, металлургии и т.п. Многие технологии Античности потом были утрачены, и вновь изобретались в 19-20 вв.¸ например, цемент и бетон.

Античная цивилизация активно распространяла свои достижения среди соседних народов. Делалось это не только путём мирного влияния. Греки заложили основы создания колониальных владений. Например, самое варварское торжище – Танаис снабжал метрополию зерном и рабами. А.Македонский в IY в до н.э. создал гигантскую империю на территории стран Востока, доказав многие преимущества западной цивилизации. Крупнейшую империю, включившую районы Европы, Азии и Африки, создал Рим. Однако влияние римлян основывалась не только на военной мощи, но и на умелом хозяйствовании, успешном разрешении местных межплеменных конфликтов. Не случайно один из главных храмов Рима (Пантеон) был построен в честь всех богов народов Римской империи.

Античная цивилизация тоже столкнулась с проблемами сепаратизма, народных восстаний и агрессией соседних государств. Но не только это привело к распаду и крушению государств европейской Древности. Возникали внутренние проблемы социально-психологического характера, которые ослабляли, казалось бы, мощнейшие государства. Как отмечал К.Маркс: «римляне устали от порядка».

Лекция 3.1. Средневековые цивилизации Y – ХY вв.

1) Особенности западноевропейского Средневековья.

2) Средневековье на Востоке – Византия и Арабский халифат.

1) В первые века новой эры Римская цивилизация переживала серьёзный кризис. Возникло противостояние власти и общества. Жесткая регламентация всех сторон жизни, утверждение режима домината – абсолютная власть императора и лишение сената реальной власти. С другой стороны, - рост сепаратизма в провинциях, их фактическое отделение от центра. Другое проявление дезинтеграции - обособление крупных землевладельцев – магнатов. Они не видели необходимости выполнения гражданских обязанностей перед государством. Ведь государство перестало быть поставщиком дешевых рабов, а воинственные племена варваров, казалось, полностью побеждены. На виллах возник институт *колона – раба с хижиной. Таким образом, рабовладельческий строй себя исчерпал. Внутренние противоречия привели к тому, что Римское государство не смогло устоять перед неожиданно возникшей внешней угрозой - *Великим переселением народов. В IY в. гунны с Востока нанесли удар по европейским варварам – готам, славянам и др., а те – начали нападать на центральные римские провинции. В Y в. Рим три раза завоёвывали германские племена, и в 476 г. Западная Римская империя перестала существовать.

На карте Европы возникли десятки варварских королевств. Здесь был полностью преодолён рабовладельческий строй, и утверждалась феодальная формация (по материалистической концепции К.Маркса). В настоящее время историки чаще употребляют термин «Средневековье». Её основные признаки – натуральное хозяйство, приоритет аграрного сектора экономики, упадок городов, ремесел, торговли. Земля делится на феоды (наделы знати) и общинную (крестьянскую). Формируется система централизованной власти на различных уровнях, укрепляется церковная идеология, складывается корпоративная структура общества. Но, несмотря на эту пестроту, начинает формироваться единая западноевропейская цивилизация. Немалую роль в этом сыграла католическая церковь, утверждавшая единые нормы права и морали, мировоззрение, язык межнационального общения (латынь) и культуру.

Характерные преобразования на рубеже YШ – IХ вв., то есть в период расцвета Средневековья, происходил в крупнейшем государстве Европы - Франкском королевстве (империи).при Карле Великом. Он утвердил принципы абсолютизма, распространил систему государственных чиновников (графы и ревизоры), издал сотни указов (капитуляриев). Поддерживал католическую церковь в борьбе с ересями и ввел единый церковный налог, в ответ он получил поддержку церкви (принцип сакрализации). Карл Великий максимально расширил границы страны. Но в целях улучшения управляемости государством, Карл Великий вынужден был опереться на феодалов –

Наши рекомендации