Контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

— оценку специальной физической подготовленности;

— оценку технико-тактической подготовленности:

— оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Методы оценки отдельных физических качеств приведены в соответствующих разделах главы 7 «Теоретико-практические ос­новы развития физических качеств».

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат — важный, но pre единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая зако­номерность — обратно пропорциональная зависимость между уров­нем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Обычно контроль тактическом подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

21.3. Контроль за факторами внешней среды

Для того чтобы принять правильное решение по итогам ком- лексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

В практике часто случается, что уровень подготовленности спорт­смена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

К таким факторам относятся:

— климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра. атмосферное дав енпе);

— состояние спортивного сооружения или соревновательныч трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу):

— качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

— поведение зрителей (фактор своего и чужого поля):

— социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

— объективность судейства;

— продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Только оценив влияние этих внешних фякторов на ход соревнова­тельной и тренировочной деятельности, можно составить полно представление об уровне подготовленности спортсмена.

21.4. Учет в процессе спортивной тренировки

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и.

активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым).

Предварительны и у чет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внесли коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спорпшные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контро ш позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

В качестве примера далее приводится один из вариантов днев­ника тренировки спортсмена.

Дневник тренировки спортсмена

(фамилия, имя, отчество)

(учебная группа)

Отделение_______________________________________

(спортивная специализация)

Спортивная школа_________________________________

(город)

Тренер__________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

I. Индивидуальный план тренировки на_______ учебный год

II. Содержание тренировочно-соревновательного процесса

Дата. Содержание Объем Интен­ Методы Само­ Приме­ Указания
время тренировоч­ного занятия   сивность   чувствие чание тренера

Итого за неделю: количество тренировочных дней, количество тре­нировочных часов, средства тренировки и их объем (кг, км, м, ч, с, т, количество повторений), объем и интенсивность тренировочной нагруз­ки в главных (специфических) и вспомогательных (неспецифических) средствах, методы тренировки (в %), восстановительные мероприятия.

III. Рез>льтаты участия в соревнованиях

  К 2 Е о с. о о £ Г"1 Вид соревновательной деятельности (бег, программа в гимнастике, толчок или рывок штанги и т.д.) Спортивно-технический результат Занятое место Условия соревновании и ход соревновательной борьбы (температура внешней среды, график бега, самочувствие и пр.) Недостатки в подготовленности, выявленные в процессе соревнования 'U. X CJ 5 = - о 3 и 3 2 s— — о J — PD е:
               
IV. Результаты контрольных испытаний
Раздел подготовки Контротьные испытания Дата Рсзупьтат
Физическая 1. 2. 3.    
Техническая 1. 2. 3.    
Тактическая 1. 2. 3.    

Глава 22. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценю! его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональ- ные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помошыо психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной де­ятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтигельные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необхоаимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблн^ аются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр коитиигентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра де­тей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-спра­вочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.

Т а б л и ц а 42

Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР
Признаки Массовый Отбор
  просмотр в учебно-
  детей тренировоч­ные группы
Физическое развитие:    
длина тела + +
весоростовой индекс + +
жизненная емкость легких + +
окружность грудной клетки +
сила мышц-сгибателей кисти + +
длина стопы +
Общая физическая подготов 1енность:    
бег на 30 м со старта + +
непрерывный бег 5 мин + +
скоростной бег на месте 10 с + +
челночный бег 3x10 м + +
прыжок в длину с места +
подтягивание в висе +
бросок мяча 2 кг +
прыжок в высоту с места +
Функциональные возможности:    
PWC я темпы прироста спортивных показателей +
+
специальная физическая подготовленность +
параметры тренировочной деятельности +
координационные способности + +

14 ж. к. Холодов


В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тести­ровании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно- тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной полготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 пе­речислены требования, предъявляемые к занимающимся некото­рыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физи­ческих качеств и морфоф) нкциональных показателей, которые яв­ляются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической фебле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных ис­пытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Й Таблица43

о

Ориентировочные нормативы опенки физического развития спортсменов (мальчики и подростки) (по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели Оценка, Возраст, лет
  уровень
Рост см 154 и пыше 160 и выше 168 и выше 177 и выше 185 и выше 188 и выше
  146-153 153-159 160-167 168-176 178-184 180-187
  138-145 146-152 152-159 159-167 170-177 172-179
  130-137 139-145 144-151 150-158 162-169 164-171
  129 и ниже 138 и ниже 143 и ниже 149 и ниже 161 и ниже 163 и ниже
Вес кг 48 и выше 54 и выше 58 и выше 65 и выше 75 и выше 78 и выше
  41-47 46-53 50-57 56-64 64-74 69-77
  34-40 37-45 42-49 47-55 53—63 60-68
  27-33 28-36 34-41 38-46 42-52 51-59
  26 и ниже 27 и ниже 33 и ниже 37 и ниже 41 и ниже 50 и ниже
ЖЕЛ. см3 3101 и выше 3501 и выше 3801 и выше 4601 и выше 5201 и выше 5801 и выше
  4 2601-3100 3001-3500 3301-3800 4101-4600 4601-5200 5201-5800
  2101-2600 2501-3000 2801-3300 3601-4100 4001-4600 4601-5200
  1501-2100 2001-2500 2301-2800 3101-3600 3401-4000 4001-4600
  1500 и ниже 2000 и ниже 2300 и ниже 3100 и ниже 3400 и ниже 4000 и ниже
Сила кисти 28 и выше 35 и выше 40 и выше 46 и пыше 52 и выше 55 и выше
руки (силь­ 23-27 29-34 33-39 39-45 45-51 48-54
нейшей), кг 18-22 23-28 26-32 32-31 38-44 41-47
  13-17 17-22 19-25 25-31 31-37 34-40
  12 и ниже 16 и ниже 18 и ниже 24 п ниже 30 и ниже 33 и ниже

Длина руки, в % от длины тела 5 4 3 2 1 45,6 и выше 44,8-45,5 44,0—44,7 43,2-43,9 43,1 и ниже 45,6 и выше 44,8-45,5 44,0—44,7 43,2-43,9 43,1 и ниже 45,3 и выше 44,6-45,2 43,9-44,5 43,2-43,8 43,1 и ниже 45,6 и выше 44,5-45,5 43,4-44,4 42,3-43,3 42,2 и пижс 45,8 и выше 45,0-45,7 44,2-44,9 43,4—44,1 43,3 и ниже 45,8 и выше 45,0-45,7 44,2-44,9 43,4—44,1 43,3 и ниже
Длина стопы, в % от длины тела 5 4 3 2 1 16,6 и выше 15,8-16,5 15,0-15,7 14,2-14,9 14,1 и ниже 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже 16,5 и выше 15,8-16,4 15,1-15,7 14,4-15,0 14,3 и ниже 16,5 и выше 15,8-16,4 15,1-15,7 14,4-15,0 14,3 и ниже

Табл и ца 44

Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки) (по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели Оценка, Возраст, лет
  уровень
Бег на 30 м, с 5,6 и меньше 5,3 и меньше 5,1 и меньше 4,9 и меньше 4,7 и меньше 4,6 и меньше
  5,7-5,8 5,4-5,5 5,2-5,3 5,0-5,1 4 8-4,9 4,7-4,8
  5,9-6,0 5,6-5,7 5,4-5,5 5,2-5,3 5,0-5,1 4,9-5,0
  6,1-6,2 5,8-5,9 5,6-5,7 5,4-5,5 5,2-5,3 5,1-5,2
  6,3 и больше 6,0 и больше 5,8 и больше 5,6 и больше 5,4 и больше 5,3 и больше
Непрерывный       1376 и больше 1446 и больше 1576 и больше
бег 5 мин, м       1281-1375 1341 —1445 1476-1575
  1186-1280 1236-1340 1376-1475
        1191-1185 1131-1235 1276-1375
        1190 и меньше 1130 и меньше 1275 и меньше
Прыжок 170 н больше 182 и больше 198 и больше 213 и больше 238 и больше 251 и больше
в длину 155-171 165-181 183-197 198-212 219-237 235-250
с места, см 140-154 150-164 168-182 183-197 200-218 219-234
  125-139 135-149 153-167 168-182 181-199 203-218
  124 и меньше 134 и меньше 152 и меньше 167 и меньше 180 и меньше 202 и меньше
Прыжки вверх 3S и больше 40 и больше 45 и больше 50 и больше 55 и больше 60 и больше
с места, см 33-37 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59
  28-32 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54
  23-27 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49
  22 и меньше 24 и меньше 29 и меньше 34 и меньше 39 и меньше 44 и меньше

Бросок на­ 270 и больше 310 и больше 355 и больше 410 и больше 480 и больше 575 и больше
бивного мяча 230-265 275-305 320-350 375-405 445-475 540-570
(2 кг) двумя 195-225 240-270 285-315 340-370 410-440 505-535
руками из-за 160-190 205—235 250-280 305-335 375-405 470-500
головы, см 155 и меньше 200 и меньше 245 и меньше 300 и меньше 370 и меньше 465 и меньше
Подтягивание 8 и больше 9 и больше 10 и больше 13 и больше 17 и больше 17 и больше
из виса, 6-7 7-8 8-9 10-12 13-16 13-16
количество раз 4-5 5-6 6-7 7-9 9-12 9-12
  2-3 3-4 4-5 4-6 5-8 5-8
  1 и меньше 2 и меньше 3 и меньше 3 и меньше 4 и меньше 4 и меньше
NJ U)

Й Т а б л и ц а 45

4а»

Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта
Вид Требования к спортсменам
спорта необходимые дополняющие второстепенные
Баскетбол Волейбол Высокий рост, ловкость (мягкость движений) Быстрота, выносливосм., прыгучесть Гибкость, сила рук и становая сила
Бокс Быстрота, ловкость (мягкостьи точность движении) Силе рук, становая сила, вынос­ливость, ростовесовой показатель более 100 Гибкость, сила ног
Борьба Ловкость (мягкостьм точность движений) Сила рук, становая сила, вынос­ливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота Гибкость
Прыжки и воду. Фигурное катание на коньках Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показатель более 100* Сила, гибкость Выносливость, быстроте
Гребля Высокий рост, длинные конеч­ности, выносливость, ловкость Становая сила, сила рук и ног Быстрота, гибкость
Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции Выносливость, сила ног, ростовесовой показатель более 100 Ловкость, станов и сила, быстро га Гибкость, сила рук
Плевание В ы и ос л и вость, ги б кость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды* Высокий рост, сила, росто­весовой показатель более 100 Быстрота
Стрельба пулевая и стендовая Л овкос гь (тон ка и коорл и па ш iм движении) Выносливость Сила, гибкость, быстрота
Фехтование Ловкость (во всех се проявлениях), быстрота Высокий рост, сила ног. выносливость Гибкость

*Росговесовой показатель — разница между длиной и массой тела.

Т а б л и ц а 46

w U)

Степень влияния различных физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность

Вид спорта Оценка физических качеств и морфофункциональных показателей
  Мышечная Выносли­ Телосложение Гибкость Коорди­ Быстрота Вестибулярная
  сила вость     нация   устойчивость
Прыжки в иолу
Плавание:              
— короткие              
дистанции
— длинные              
дистанции
Бег на короткие              
дистанции
Бокс I
Борьба дзюдо
Фехтование
Спортивная              
гимнастика
Настольный теннис
Гандбол
Фугбол
Условные обозначения I — незначительное влияние; 2 — среднее влияние; 3 — значительное влияние

Т а б л и ц а 47

Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора

№ п/п Вид спорта Бег на 30 м Непре­рывны»! бег 5 мин Бег на месте 10 с Челноч­ный бег 3x10 м Прыжок в длину с места Прыжок вверх с места Подтя­гива­ние в висе Бросок набив­ного мяча
Бокс ++ ++ ++ ++ ++ + ++ ++
Борьба вольная, дзюдо + ++ ++ ++ ++ ++ ++
Тяжелая атлетика ++ + ++ ++ ++ ++ ++
Фехтование ++ ++ ++ ++ ++ + ++
Современное пятиборье ++ ++ + ++ ++ ++ ++ ++
Велосипедный спорт ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
Баскетбол + + ++ ++ ++ +4- ++ ++
Волейбол ++ ++ ++ ++ + + ++ ++
Гандбол ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
Теннис ++ ++ ++ 4-+ ++ ++ 4- ++
Хоккей на траве ++ ++

Наши рекомендации