Проверка и оценка письменных работ.
Основными видами письменных работ по русскому языку и литературному чтению в начальных классах КРО являются упражнения по формированию каллиграфических навыков;
· обучающие упражнения и предупредительные диктанты;
· звуковые диктанты и упражнения в звуко-буквенном анализе слов;
· словарные диктанты;
· упражнения для развития оперативной памяти учащихся (зрительные диктанты, письмо по памяти и т.д.);
· контрольные диктанты с грамматическим заданием;
· работы, проверяющие уровень развития письменной речи учащихся (сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы);
· списывание с печатного и письменного текста;
· тестирование;
· составление планов рассказов.
В 1 классе осуществляется преимущественно текущая знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится в виде заданий по звуко-буквенному анализу слов, письма под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой слоговой структуры, списывания небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов. Особое внимание уделяется таким видам работы, как звуковые и зрительные диктанты. В конце учебного года проводятся контрольные работы в виде списывания с печатного шрифта и письма под диктовку небольших по объему текстов.
В качестве текущих и итоговых работ во П-1У классах обычно проводятся диктанты или списывание с грамматическим заданием, за которые ставятся две оценки (отдельно за каждый вид работы).
С целью выявления уровня подготовленности учащихся на начало учебного года (после окончания летних каникул) в первую неделю сентября в каждом классе проводится входная контрольная работ. Объём и содержание входной работы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям учащихся в конце предыдущего года обучения.
Текущие проверочные работы имеют целью проверку усвоение изученного программного материала по всей теме или по определенному разделу. Количество и виды проверочных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, уменийи навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы. Содержание и частота таких работ определятся учителем. Для проведения текущих проверочных работ в классах КРО [часть урока (10-15 минут).
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
При оценке контрольной письменной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку. Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических навыков. Оценивая письменные работы и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву "и");
- ошибки на одно и то -же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, если ученик написал букву "«" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка");
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове,
б) перенос слова, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово.
Ошибкой не считается:
· ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались,
· Отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
· единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
· отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
а) нарушение орфографических правил при написании слов;
б) неправильное написание словарных слов, круг которых очерчен программой каждого класса;
в) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в
соответствии с программой;
г) дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и
вставку лишних букв в словах.
Оценка диктанта.
В I классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.
Во 2-4 классах контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматического задания, оценивается двумя отметками: отдельно диктант и отдельно задание. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими критериями.
Оценка «5»ставится за диктант,в котором нет ошибок. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в основном соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно два исправления.
Оценка «4»ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (или 3 фонетико-фонематических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической (2 фонетико-фонематических) и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии, исправления.
Оценка «3»ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-фонематических) ошибок в следующих вариантах:
а) 3 орфографические (фонетико-фонематические) и 2-3 пунктуационные ошибки;
б) 4 орфографические (фонетико-фонематические) и 2 пунктуационные ошибки;
в) 5 орфографических (фонетико-фонематических) и 1 пунктуационная ошибки.
Оценка «2»ставится за диктант, в котором допущено более 5 орфографических (фонетико-фонематических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.
Главными критериями оценки выполнения грамматических заданийявляются:
• усвоение правил и определений;
• умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
• умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
При оценке грамматических заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормами оценок.
Оценка «5»ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4»ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил 3\4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала, в работе правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант.
Оценки за словарный диктант в 1-4 классах выставляются
в соответствии со следующими нормами.
Оценка «5»ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4»ставится, если допущены 1-2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «3»ставится, если допущены 2 -3 ошибки, 2 исправления.
Оценка «2»ставится, если допущено более 3 ошибок.
Оценка творческих работ
Во 2-4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся излагать мысли в письменной форме: обучающие сочинения и изложения. На эти работы отводится не менее одного часа.
В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце И-Ш классов и два изложения в IV классе. Сочинения в начальных классах КРО проводятся только в виде обучающих работ.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), его речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны письменно передать чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.
При проверке творческих работ во Н-Ш классах ставится одна общая оценка. ВIV классе, учитывая остаточный объем работ, сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность. В изложении (сочинении) оценивается:
а) содержание (как передано основное содержание авторского текста - полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
б) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев)
в) построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
г) орфографическая и пунктуационная грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. Содержание и речевое оформление изложений и сочинений оцениваются следующим образом.
Оценка «5»ставится за работу, в которой правильно (без протеков существенных моментов) передано содержание авторского текста, логически последовательно раскрыта тема, грамматически правильно построены предложения и употреблены слова, отсутствуют фактические ошибки. Допускается не более 1 речевой неточности.
Оценка «4»ставится, если в работе правильно, достаточно полно передано содержание авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
Оценка «3»ставится за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; словарь беден, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и построении текста.
Оценка «2»ставится за работу, в которой допущены существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть), работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения мыслей, в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении, неправильно оформлены предложения. В целом в работе допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
3. Оценка контрольного списывания
К оценке работ за контрольное списывание зритель подходит с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, так как диктант дети пишут на слух, а при данном виде работы они имеют перед глазами текст. При оценке списывания учитывается внимание, аккуратность, умение сличать написанное с образцом. За ошибку при списывании считается любая допущенная ошибка орфографического, пунктуационного, дистрофического характера.
За контрольное списывание ставятся оценки
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
во II классе | в Ш классе | в IV классе | |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
1 На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению
[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
[3] Изучается во всех разделах курса.