Тема 10: Культура как система знаков. Языки культуры

1.Язык культуры описывает реальность при помощи …

· формализации, метафоризации, искажения

системы художественных стилей

верификации, концептуализации, отождествления

конечных значений и смыслов

Решение:

Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках.

2.Знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется …

· символом

обычаем

обрядом

ритуалом

Решение:

Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

3.Задачей семиотики является исследование …

· невербальных языков культуры

естественных языков культуры

литературного языка

языков науки

Решение:

Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие: сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц (по законам лингвистики) с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц; исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции; исследование «семиосферы» (Ю. Лотман), как культуры, в особом ракурсе ее понимания, как сферы знаковой деятельности человека и ее результатов в целом, представляющей собой специфическую область культурной практики; исследование, наряду с вербальными, невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном (и любом ином) поведении людей, художественно-образных произведениях, опредмеченной в формах и чертах продуктов и технологий любой человеческой деятельности, во всей системе межчеловеческих отношений.

4.Лишним компонентом в классификации языков культуры являются ______ языки.

· первичные

вторичные

естественные

искусственные

Решение:

К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:

- естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.).

- искусственные языки – это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Понятно, для чего это необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам.

- вторичные языки (вторичные моделирующие системы) – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

5.Семиотический базис культуры образуется …

· вербальными знаковыми системами

конвециональными знаками

функциональными знаками

естественными знаками

Решение:

Семиотический базис культуры образуется вербальными знаковыми системами. Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных, например, формализованных, языков.

6.К языкам культуры нельзя отнести …

· инстинкты

этику

ритуалы

философские сочинения

Решение:

В качестве особых языков в культуре задействованы и акты человеческого поведения, имеющие высокую информативную значимость; и художественные образы в разных видах искусств; и специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; и особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений. Все, созданное руками и интеллектом человека, по определению наполнено символическим содержанием, представляет собой определенный текст культуры, изложенный на том или ином культурном языке.

7.Под культурным кодом понимается …

· набор символов, передающих информацию внутри группы

тайный язык творческой элиты

каллиграфическое письмо

система специальных шифров

Решение:

Культурные системы складываются вокруг комплексов символических значений – кодов, на основе которых они структурируются, особых сочетаний символов, в них используемых, условий их использования, сохранения и изменения как частей систем действия.

8.К основным типам знаков и знаковых систем не относятся …

· топографические

естественные

функциональные

иконические

Решение:

В составе семиотического поля можно выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, конвециональные (условные), иконические, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи.

9.Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является …

· культурным текстом

контркультурой

культурной интеграцией

аккультурацией

Решение:

Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является культурным текстом. Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя его исследование необязательно строится на лингвистической научной базе.

10.Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется …

· культурным кодом

культурными нормами

культурными заимствованиями

образом жизни

Решение:

Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека называется кодом культуры.

Тема 11: Динамика культуры

1. Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …

· трансформации уже существующих форм

возникновению новых феноменов

теоретическому моделированию

накоплению исторического опыта

Решение:

Культурогенез заключается в порождении как новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, так и в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения и интеграции в практику новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

3.Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость.

· социальную

· историческую

политическую

технологическую

Решение:

Процесс культурной изменчивости принято делить на социальную изменчивость, затрагивающую главным образом отдельные формы, черты, подсистемы, но не влияющую (или незначительно влияющую) на общее социальное устроение жизни общества, и историческую изменчивость, напротив, заметно отражающуюся на базовых основаниях общественной жизни.

4.Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …

· Ф. Энгельс

· Э. Тайлор

Л. Фробениус

К. Леви-Стросс

Решение:

Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей.

Наши рекомендации