Этика и психология. мораль и право

Известный современный философ А. А. Гусейнов описал моральное сознание следующим образом: "... Моральное сознание выглядит как система оценок со знаками плюс и минус, отражая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла. Понятия добра и зла имеют в этом смысле существенное значение для понимания природы морального сознания. Они являются его внутренней пружиной подобно тому, как, например, противоположность плюса и минуса есть ключ для понимания количественных соотношений в мире". Однако категории добра и зла, хотя и являются исходными для понимания специфики морального сознания, тем не менее, не исчерпывают всего его содержания и структуры.

СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - субъективная сторона нравственности, разновидность социальных отношений.

МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - выражаются в форме идеи о должном и о том, что нечто не должно быть осуществлено.

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - рассматриваются как результат свободного выбора между добром и злом, благом.

МОРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ - выражение положительного или отрицательного отношения к моральным поступкам.

МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА- эмоции, возникающие в результате переживания содержания моральных поступков, моральной ценности явлений и т. д.

ИДЕАЛ - воплощение высших критериев предпочтительного поведения, взглядов и т. п.

МОРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - предписания нравственности, которые характеризуются нормативностью, обязательностью, безличностью, универсальностью.

Специфика нормативности морального сознания проявляется в том, что моральные нормы, с одной стороны, выступают как нравственное требование (должное), а с другой - является показателем практически закрепленного нравственного опыта, превращения должного в сущее.

МОРАЛЬ И ПРАВО

Связь права и морали - процесс, характеризующийся многообразием проявлений: 1 - единством и общностью; 2 - различием; 3 - взаимодействием и взаимообогащением. Например, неблагополучие в социальной сфере бытия напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, ведь каждое преступление аморально. Но не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный поступок тогда становится преступлением, когда из массы аморальных поступков право "выбирает" те, которые наиболее опасны для общества. Хотя необходимо подчеркнуть, что последствия аморальных поступков иногда переживаются людьми даже более болезненно, чем если бы они стали жертвами преступления. "Ах, злые языки страшнее пистолета", -восклицал еще в Х1Хв. герой А. Грибоедова - Чацкий.

Мораль и право развиваются на общем фундаменте - общечеловеческих ценностях. Мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю разных социальных групп, слоев общества в целом, а также некоторые представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. И мораль и право - зафиксированные в общественном сознании нормы поведения, отражающие социально-исторические потребности общества.

В системе права нет морально нейтральных элементов, особенно в уголовном праве. Любая проблема реализации правовых норм и требований есть одновременно и неизбежно моральная проблема. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедливость, совесть выступают одновременно как принципы морально-правовые. Принцип равенства в морали соответствует равноправию в праве. Нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из главных методов и в праве.

Опираясь на категории морали, право обосновывает необходимость такого устройства, например, уголовного законодательства, при котором бы оно не только карало за преступления, но и выполняло роль нравственного воспитания. Можно расшифровать эту мысль таким образом - право заставляет выполнять нормы морали методом принуждения, сначала "не за совесть, а за страх", но, входя в привычку, следование моральным нормам постепенно начинает осуществляться" не за страх, а за совесть". Большинство самых важных норм нравственности нашли свое отражение в государственных законах: Конституциях, Кодексах. Они также пронизывают все институты права.

МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА

Рассматривая соотношение морали и политики, следует остановиться на выяснении общих черт морального и политического сознания, моральной и политической деятельности, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность этих компонентов в духовном мире и служебной деятельности органов юстиции.

Общей чертой морали и политики является то, что и мораль и политика, отражая определенные социально-классовые, сословные, профессиональные и т. п. интересы, ставят перед собой задачу направлять поведение людей в соответствии с требованиями этих интересов.

К основным отличиям относятся следующие:

1. Мораль возникает раньше политики как ответ на потребности регуляции поведения в обществе с позиций добра и зла. Политика возникает в ответ на социальную дифференциацию общества и потребность разных общественных групп в защите своих интересов.

2. Мораль и политика различаются содержанием морального и политического сознания. У морального сознания оценочно-нормативный характер. Содержанием политического сознания является строго определенный вид интересов, связанных с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

3. Различаются мораль и политика и по механизму функционирования. Мораль функционирует в обществе без административного принуждения со стороны государства, а политика проводится в жизнь силой государства.

4. Мораль и политика различаются с точки зрения видовой обоснованности политической и нравственной деятельности. Нравственная деятельность - сторона любой деятельности, политическая деятельность особый вид социальной деятельности.

Необходимо также помнить, что мораль и политика взаимосвязаны и активно влияют друг на друга.

Наши рекомендации