Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка
1.общие сведения о ребёнке.
2.анамнестические данные
3.данные обследования специалистов:
· Уровень физического развития и двигательной сферы (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
· Уровень социализации и развития личности;
· Уровень развития коммуникативных способностей: вербальных и невербальных
(звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматического строя и связной речи).
· Уровень развития игровой деятельности;
· Уровень развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)
· Уровень развития познавательной деятельности:
пространственные представления, временные представления, представления о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
· Уровень развития эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
4.Основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми составляются индивидуальные перспективные планы. Календарный план индивидуальной работы с ребенком и семьей по направлениям работы (составляется сроком на 1 месяц)
В рамках каждого направления определяются собственные задачи коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
1.Профилактика и укрепление здоровья (ЛФК, массаж, плавание);
2.Развитие двигательной сферы
развитие крупной и мелкой моторики, артикуляционной моторики, пространственной ориентации, формирование схемы тела, зрительно-двигательной координации, развитие интереса к подвижным играм;
3.Коммуникация
- Невербальной:
подражательных, имитационных способностей и др.;
- Вербальной:
развитие и коррекция всех компонентов экспрессивной речи (накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте, коррекция звукопроизношения, уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, формирование слоговой структуры слова, грамматического строя речи, диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
4. Познавательное развитие:
· ознакомление с окружающим и формирование целостной картины мира;
· сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
· развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
5.Развитие основных видов деятельности
· формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
· освоение предметно-практической, исследовательской деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
· освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
6.Психо-эмоциональное развитие
· формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия;
· развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)
· развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-понятийного (для детей с сохранным интеллектом);
· развитие личности ребёнка (формирование образа «Я» и личностных качеств)
7. Социальное развитие
•Развитие мотивации и навыков участия в коллективных играх;
•Формирование умения удерживать правила и следовать им;
•Формирование способности положительно реагировать на других детей;
•Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;
Сроки реализации индивидуальных маршрутов для каждого конкретного случая определяются индивидуально с учетом анализа ряда факторов: основного диагноза и осложнений здоровья; соотношений между первичным и вторичными дефектами развития; степени отставания в развитии; социальными условиями воспитания др.
Планирование и организация коррекционных занятий с детьми
Одним из важнейших принципов работы с детьми является принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Начинать проводить занятия в присутствии родителей и при их активном участии. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребенок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе развивающих занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком. Психолог, работая с родителями, дает рекомендации другим специалистам для осуществления эффективного взаимодействия с мамой на совместных занятиях, т.е. обеспечивается единство подхода и стиля общения.
Принцип постепенного усложнения заданий:
а) поступенчатое усложнение заданий, например:
1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;
2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или на слово;
3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой
продуктивной деятельности;
б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или
практической деятельности игрового материала.
Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета (желтый – красный), по мере усложнения более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании
усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;
в) постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т. д.
Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой.
Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфические задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала. Содержание занятий постоянно варьируется в зависимости от задач коррекционного воздействия и возраста ребенка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.