Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка

1.общие сведения о ребёнке.

2.анамнестические данные

3.данные обследования специалистов:

· Уровень физического развития и двигательной сферы (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).

· Уровень социализации и развития личности;

· Уровень развития коммуникативных способностей: вербальных и невербальных

(звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматического строя и связной речи).

· Уровень развития игровой деятельности;

· Уровень развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)

· Уровень развития познавательной деятельности:

пространственные представления, временные представления, представления о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

· Уровень развития эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

4.Основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми составляются индивидуальные перспективные планы. Календарный план индивидуальной работы с ребенком и семьей по направлениям работы (составляется сроком на 1 месяц)

В рамках каждого направления определяются собственные задачи коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

1.Профилактика и укрепление здоровья (ЛФК, массаж, плавание);

2.Развитие двигательной сферы

развитие крупной и мелкой моторики, артикуляционной моторики, пространственной ориентации, формирование схемы тела, зрительно-двигательной координации, развитие интереса к подвижным играм;

3.Коммуникация

- Невербальной:

подражательных, имитационных способностей и др.;

- Вербальной:

развитие и коррекция всех компонентов экспрессивной речи (накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте, коррекция звукопроизношения, уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, формирование слоговой структуры слова, грамматического строя речи, диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

4. Познавательное развитие:

· ознакомление с окружающим и формирование целостной картины мира;

· сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

· развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

5.Развитие основных видов деятельности

· формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

· освоение предметно-практической, исследовательской деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

· освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

6.Психо-эмоциональное развитие

· формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия;

· развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)

· развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-понятийного (для детей с сохранным интеллектом);

· развитие личности ребёнка (формирование образа «Я» и личностных качеств)

7. Социальное развитие

•Развитие мотивации и навыков участия в коллективных играх;

•Формирование умения удерживать правила и следовать им;

•Формирование способности положительно реагировать на других детей;

•Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;

Сроки реализации индивидуальных маршрутов для каждого конкретного случая определяются индивидуально с учетом анализа ряда факторов: основного диагноза и осложнений здоровья; соотношений между первичным и вторичными дефектами развития; степени отставания в развитии; социальными условиями воспитания др.

Планирование и организация коррекционных занятий с детьми

Одним из важнейших принципов работы с детьми является принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Начинать проводить занятия в присутствии родителей и при их активном участии. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребенок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе развивающих занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком. Психолог, работая с родителями, дает рекомендации другим специалистам для осуществления эффективного взаимодействия с мамой на совместных занятиях, т.е. обеспечивается единство подхода и стиля общения.

Принцип постепенного усложнения заданий:

а) поступенчатое усложнение заданий, например:

1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или на слово;

3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой

продуктивной деятельности;

б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или

практической деятельности игрового материала.

Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета (желтый – красный), по мере усложнения более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании

усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;

в) постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т. д.

Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой.

Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфичес­кие задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала. Содержание занятий постоянно варьируется в зависимо­сти от задач коррекционного воздействия и возраста ребен­ка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.

Наши рекомендации