Лекция 2 Мифологическое сознание.

Происхождение мифа. Миф и символ. Типологизация мифов. Основные мифологемы. Структура мифа. Современная мифология. Роль масс-медиа в распространении мифов.

Лекция 3 Культура и цивилизация. Истоки происхождения культуры и проблема протоцивилизаций

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Отличительные признаки и характерные черты цивилизации.

Раздел «История культуры»

Лекция 4 Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества

Проблемы возникновения человека. Периодизация истории первобытного общества. Духовный мир первобытного человека. Система мироздания в представлении первобытных людей. Первобытные представления о пространстве и времени. Первобытное искусство.

Лекция 5 Культура античного мира

Этапы развития античной культуры. Античная культура и полис. Древнегреческий эпос. Религия и мифология. Античная архитектура и пластика. Ордерная система, типы античных храмов. Акрополь в Афинах - жемчужина античной архитектуры. Культура эпохи эллинизма. Римская античность.

Лекция 6 Символы и культурные коды эпохи Средневековья (V- XVII вв.)

Этапы развития средневековой западноевропейской культуры.

Средневековая культура и христианство. Основные положения христианства. Кристаллизация христианских догматов в изобразительном искусстве Средневековья. Раскол церкви и его влияние на оформление западной и восточной архитектуры. Раннехристианская архитектуры. Романский стиль. Крестово-купольная система. Культура средневекового города. Готическое искусство.

Лекция 7 Культура Возрождения

Периодизация Ренессанса. Итальянское возрождение периода дученто. Титаны Возрождения: Леонардо, Микеланджело, Донателло, Рафаэль. Особенности Северного возрождения. Альбрехт Дюрер, И. Босх. Особенности культуры Барокко. Блез Паскаль – идеолог барочного мировоззрения. «Потерянный рай» Дж. Мильтона.

Лекция 8 Романтизм и стили 20 века

Романтизм как миропонимание. Особенности романтичного мировоззрения. Образ романтического героя. Влияние эстетики романтизма на культуру XX века. Экзистенциализм. Основные положения художественных школ современности.

Темы семинарских занятий

Тема 1 Понятие культуры

Вопросы: 1 Виды и формы культуры

2 Основные функции культуры и их реализация.

3 Субкультура и контркультуры. Примеры молодежных субкультур.

Тема 2 «Золотой век» русской культуры

Вопросы: 1 Романтизм в русской культуре первой половины XIX века.

2 Живопись XIX века: «академики» и «передвижники»

3 Российская музыкальная культура.

Тема 3 Русская культура конца XIX- начала XX века

Вопросы: 1 Символизм в русской культуре рубежа веков.

2 «Мир искусства» и его значение для русской культуры.

3 Синтез искусств в стиле Модерн.

2.3 Темы для самостоятельного изучения

1 Библия как памятник культуры. Декалог и Нагорная проповедь

2 Буддизм в контексте культуры

3 Возникновение и этапы развития христианства

4 Возрождение в Италии

5 Истоки и этапы западноевропейского Возрождения

6 Культовая мусульманская архитектура

7 Массовая и элитарная формы культуры

8 Молодежная культура и контркультура

9 Наука и искусство на средневековом арабском Востоке

10 Особенности развития русской культуры начала ХХ века

11 Пять столпов веры ислама

12 Религия и культура Общие черты мировых религий

13 Русский авангард и его влияние на мировую культуру

14 Христианство: основы вероучения и таинства

15 Художники Высокого Возрождения

Формы и виды контроля

Контрольные работы

Программой предусматривается выполнение одной работы в реферативной форме. Наличие работы считается необходимым условием для допуска студента к сдаче экзамена. Реферат должен быть представлен на кафедру не позднее чем за месяц до начала сессии лично студентом в кабинет 317 главного корпуса, находящегося по ул. Мира, 82 или отправлены по почте на адрес учебного отдела СибГТУ (660049, г. Красноярск, ул. Марковского, 57).

Контрольная работа выполняется по выбору на одну из предложенных тем:

1 «История моего рода»

2 «Моя православная Родина».

3 «Субкультура»

Изменение темы реферата предварительно согласовывается с преподавателем.

Для выполнения реферата по первой теме необходимо воспользоваться учебным пособием С.А. Рафиковой «История семьи. Изучение и составление родословной: Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения –Красноярск, СибГТУ, 2005. -37с.».

Вторая тема предполагает наличие двух разделов, один из которых посвящен истории создания и описанию одного из многочисленных памятников русской православной архитектуры: монастыря или храма. Второй – связан с историй жизни и деятельности одного из подвижников православия, имеющего отношение к созданию выбранного студентом для исследования архитектурного памятника. Особо отмечаются работы выполненные на местном материале. Реферат можно дополнить приложением, состоящим из копий документов, статьей из периодической печати и фотографий памятников и произведений искусства.

Третья тема связана с исследованием выбранной студентом субкультуры по её основным признакам. В качестве предмета рассмотрения могут выбираться как существующие, так и прекратившие свое существование субкультуры.

Объем реферата должен быть 12-15 листов формата А - 4, заполненных печатным текстом только с одной стороны и пронумерованных, начиная со второй страницы. Текст должен быть выполнен системным шрифтом Times New Poman Cyr, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева -3 см., справа – 1,5 см, вверху – 2 см, внизу – 2,5см. Сноски сквозные в тексте в квадратных скобках (например [2, с.24], в конце работы – список используемых источников и литературы не менее 5 в алфавитном порядке под номерами.

Реферат должен быть оформлен по определенным правилам, которые включают в себя наличие трех составных частей:

- титульный лист, с указанием всех необходимых данных;

- план, отражающего структуру и содержание работы;

- список использованных источников и литературы.

Пример оформления титульного листа реферата дается в Приложении В.

Содержательная часть реферата должна соответствовать выбранной для изучения теме. Заключение содержит обобщающие выводы по теме и личные оценки автора. Изменение темы реферата предварительно согласовывается с преподавателем.

Экзамен предполагает ответы на два вопроса: из теоретического и исторического разделов курса, а также определение архитектурных памятников, скульптурных и живописных произведений из ниже приведенного списка.

3.2 Контрольные вопросы по курсу

1 «Мир искусства» и его значение для русской культуры.

2 Владимир и Новгород как варианты развития древнерусской культуры.

3 Высокий русский иконостас: устройство и эволюция развития.

4 Живопись XIX века: «академики» и «передвижники».

5 Истоки и этапы западноевропейского Возрождения

6 Исторические особенности русской культуры.

7 Киевское наследие в древнерусской культуре.

8 Культовая архитектура буддизма

9 Культура Древнего Рима: мифология, религия, искусство.

10 Культура и религия. Мировые религии.

11 Культура и цивилизация.

12 Личностная и пространственно-временная картина мира в первобытной культуре.

13 Массовая и элитарная формы культуры.

14 Миф как форма культуры.

15 Молодежная культура и контркультура.

16 Мусульманская культура: наука и искусство.

17 Основные формы религии первобытной эпохи.

18 Основные этапы и особенности развития культуры Древней Греции.

19 Особенности развития русской культуры первой половины XIХ века.

20 Понятие этнос, нация, народ в культуре.

21 Происхождение и смысл термина «культура».

22 Творчество Леонардо да Винчи.

23 Архитектурные стили европейского Средневековья.

24 Ренессанс в Италии: основные памятники и деятели культуры раннего Возрождения

25 Особенности раннехристианской архитектуры.

26 Витраж.

27 Образ романтического героя в литературе XIX века.

28 Русский православный крестово-купольного храм: устройство и символика.

29 Рыцарская и крестьянская средневековая культура.

30 Стиль «барокко» в русской архитектуре.

31 Стиль «модерн» в русском искусстве.

32 Стиль классицизм: его становление и развитие в русской культуре XVIII века.

33 Структура культуры.

34 Иконопись. Основные сюжеты.

35 Характерные особенности петровского периода в развитии русской культуры XVIII века.

36 Художники Высокого Возрождения.

37 Влияние романтизма на культуры XX века.

Наши рекомендации