Сущность и культура предпринимательской деятельности
Переход от управленческой к предпринимательской экономике, осуществившийся за последние десятилетия в развитых странах мира, потребовал анализа предпринимательства как социокультурного феномена. Выделилась специальная область психологии бизнеса – психология предпринимательства. Эта область получила широкое распространение за рубежом и позволила создать «портрет» типичного предпринимателя, выявить условия осуществления предпринимательской карьеры и разработать методы оценки предпринимательских качеств личности. При этом анализировались условия максимального раскрытия творческих способностей человека, способы достижения успеха в сфере проявления деловой активности.
Центральными в исследованиях оказывались не чисто экономические, а личностные проблемы, исследовалась именно психология предпринимателя, его система ценностей, способность к саморегуляции и самоконтролю, а от изучения психологии управления ученые перешли к анализу особенностей поведения человека в трудовой деятельности [14, с. 3].
Переход к рыночной экономике в России вызвал на первых порах настороженное, подчас откровенно негативное отношение к предпринимательской деятельности и личности так называемых «новых русских», носителей идеологии рынка. Первая причина такого отношения – деформация гуманистических позиций: подавление, нивелирование индивидуальности в период тоталитаризма стало в современных условиях своеобразным тормозом в развитии понимания, что на смену проблемы приспособления человека к определенной социальной организации пришла проблема воплощения, самореализации личности в хозяйственной системе.
Другая причина настороженного отношения к предпринимательству – трактовка его сущности в общественно-политической литературе. На протяжении многих десятилетий это понятие или вообще отсутствовало в толковых и специальных словарях, или имело негативную трактовку как явления, свойственного только капиталистическому миру, связанного с ловкачеством и обманом.
А вот как трактуется это понятие в словаре исконного русского языка В.И. Даля: «Предпринимать – затевать, решаться исполнить какое-либо дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Сегодня мы возвращаемся к этой позитивной характеристике. Президент Волжской академии бизнеса и менеджмента Р.Г. Маннаповхарактеризует предпринимательскую деятельность так: «Предпринимательство – это энергия, которая идет изнутри, вырывается у деловых людей для достижения коммерческих результатов… Предприниматели – это люди в деловом мире, умеющие увидеть перспективные возможности, способные получить необходимый капитал, готовые идти на риск, принимая на себя ответственность как за успех, так и за провал…» [15, с. 3–5].
Ограничение сферой коммерческой деятельности характерно для оценки феномена предпринимательства в экономической литературе, поскольку здесь его оценивают как вид экономической деятельности. С позиций культурологии представляется целесообразным более широкий подход к явлению: рассмотрение предпринимательства и как вида деятельности, и как стиля жизни, и как уровня трудовой активности.
Интересна в этой связи трактовка типологии форм деловой активности, предложенная И.Э. Мусаэляноми Ю.О. Сливицким.Начиная с минимального уровня, они выделяют трудовое функционирование, профессионализм и предпринимательство. Трудовое функционирование – это достаточно активная деятельность на определенном трудовом посту при ведущем мотиве ответственности перед другими. Процесс труда в этом случае выступает как обязанность, необходимость. Трудовое функционирование может характеризовать этап начального освоения профессии, адаптации в профессиональной деятельности.
Профессионализм – это уровень, когда профессия становится формой собственной жизни. Человек на этом уровне – подлинный субъект труда, его активность воплощена в профессиональной сфере, в отрыве от которой он «чахнет», «гаснет». Профессионализм – это форма самоопределения индивида через трудовую деятельность, когда он освобождается от чувства несвободы в труде.
Предпринимательство – это прежде всего новаторство. Предприниматель – творец собственного дела. Подобно изобретателю, он действует в условиях высокой неопределенности. Перед изобретателем, ученым стоит задача поиска нового принципа, идеи, конструкции; предприниматель часто эту идею уже имеет, его задача – ее творческое воплощение.
Такое определение тем более обоснованно, поскольку ведущей в содержании деятельности предпринимателя является работа с людьми: он должен доказать им жизненность своего замысла, свою финансовую состоятельность; выбрать инвесторов, партнеров, подходящих по складу характера и манере вести дела; сформировать команду компетентных специалистов; контролировать и корректировать деятельность всей команды [14, с. 5–7].
Зарубежный опыт исследования психологии предпринимательства достаточно продуктивен, но прямое перенесение его в нашу действительность невозможно, так как отечественный предприниматель формируется в условиях другой экономики (переходного периода), другой социальной среды (подчас враждебно настроенной к его деятельности), иной историко-культурной ситуации, для которой характерно влияние исторической инерции [16, с. 38].
Историческая инерция проявляется в том, что изменения, связанные с реформами, осуществляются в ситуации, когда общество морально и психологически к ним слабо подготовлено. Новый стиль жизни начал формироваться раньше и интенсивнее, чем содержательные стороны общественного бытия.
Инерция проявляется в росте утилитаризма в массовом сознании, т. е. в такой системе ценностей, когда окружающий мир, природа, люди воспринимаются только как средство достижения цели. Утилитаризм обнаруживается в стремлении к достижению обеспеченного положения, обладанию престижными вещами как самоцели. Цивилизованный рынок как культурологическое явление не отвергает утилитаризм, но предполагает так называемый «продвинутый утилитаризм», когда потребности в благах сочетаются с потребностями в адекватных видах деятельности, а стремление заработать – со стремлением много для этого работать [16, с. 40–41].
Проявление негативных явлений в предпринимательской деятельности нередко связывают с тем, что на пути к цивилизованному рынку мы проходим тернистый путь, на котором больше рытвин и ухабов, чем позитивного движения вперед. Деятели науки и культуры все чаще и настойчивее напоминают о традициях предпринимательства дореволюционной России, предлагая обратиться к опыту Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, для которых служение России, ее прогрессу было главным мотивом деятельности, и «продолжать их дело». Подаренное П.М. Третьяковымсобрание картин, положивших начало Третьяковской галерее; поддержка С.Т. Морозовымдеятельности Художественного театра; создание С.И. Мамонтовымчастной русской оперы – все это славные страницы деятельности российских меценатов, вложивших свой труд и средства в развитие культуры России.
Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим как выполнение патерналистских обязательств или признание заслуг в служении религии. В России, где благотворительность и меценатство были особенно развиты, концепция «социального служения» предпринимательства приобрела особое значение. Российские предприниматели и купцы долго не могли завоевать признания и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижности коммерческой деятельности.
П.М. Третьяков писал, что стремился «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то полезных учреждениях» [17, с. 252]. В известной мере подобная позиция российских предпринимателей определялась этическими традициями, ценностными отношениями, сложившимися в их среде. Многие ведущие предпринимательские династии, известные не только своей экономической деятельностью, но и вкладом в российскую науку и культуру, принадлежали к старообрядцам, для которых были характерны традиционно высокое трудолюбие, общинная взаимовыручка и поддержка, чувство ответственности за судьбы своего народа.
Вместе с тем в мировой литературе, в мемуарах российских предпринимателей, например П.П. Рябушинского, обращается внимание на поколенческую драму буржуа. Вспомним произведения Т. Драйзера, Т. Манна, М. Горького. Первое поколение – сильные характеры, дерзкие, предприимчивые, готовые идти на риск. По происхождению они чаще всего из народных глубин: крестьянства, купечества, мещанства. Второе поколение – своеобразный симбиоз предпринимателя и чиновника, без былой удали старшего поколения. Третье поколение или уходит из своего сословия, или вырождается, превращаясь в безвольную, безответственную богему, поскольку получает в наследство все в готовом виде.
Эволюция предпринимательства в современной России совсем иная, в чем-то даже противоположная. Первое поколение нередко называют номенклатурными капиталистами. Свое богатство они получили в наследство вместе с властью: это бывшие партийные и комсомольские функционеры, которым не понадобилось тратить силы и рисковать, чтобы нажить первоначальный капитал. Это тоже своего рода «богема», не столько накапливающая капитал, сколько проматывающая доставшееся ей наследство советского хозяйства.
Именно это поколение вызвало наиболее негативное, настороженное восприятие в массовом сознании. Но появилось второе поколение. Оно формировалось из среды научной интеллигенции, молодых, талантливых, предприимчивых людей, технически грамотных, способных осваивать новые, в том числе информационные, технологии, находить адекватное применение своим творческим способностям и вести за собой благодаря знаниям в области экономики, техники, информатики. У этого поколения предпринимателей другие ценности и ориентиры.
Для первого поколения «новых русских», которым важно было «отмыть» деньги, добытые отнюдь не упорным трудом, характерна импонирующая определенной части населения широта натуры. Они занимаются демонстративной благотворительностью, создают всевозможные фонды, центры, университеты. Но эта «широта натуры» – не альтруизм и не меценатство российских промышленников, которые руководствовались прогрессивными идеями служения отечеству. Для таких «благотворителей» главная идея – реабилитация сомнительным путем полученного богатства и снижение налогообложения.
Для второго поколения главное – реализация предпринимательской идеи, установление для этого продуктивных контактов. Именно в этой среде проявляется продвинутый утилитаризм, когда стремление реализовать инновационный проект, дающий прибыль, сочетается с убежденностью в необходимости активно действовать, проявлять работоспособность, высокую культуру, энергию и изобретательность.
Во втором поколении предпринимателей есть, правда, категория людей, о которых можно сказать, что они включились в предпринимательскую деятельность не по убеждению, а поневоле. Бизнес для них – не смысл жизни, а выход из сложной социально-экономической ситуации. Они осваивают рыночное поведение вынужденно, под влиянием обстоятельств. При изменении социально-экономической ситуации одни могут вернуться к своей прежней профессиональной деятельности, а другие – стать предпринимателями по убеждению.
Третье, ожидаемое, поколение – это слой будущих предпринимателей, которые уже осознали ценность образования, глубоких знаний, с интересом и готовностью осваивают информационную культуру. Этому поколению особенно важно привить вкус к творческому поиску, чувство собственного достоинства и преданности делу, понимание социальной ответственности предпринимателя. Существует, правда, точка зрения, что социальная ответственность бизнеса сама по себе, изолированно от нравственной культуры общества не существует: не может быть ответственного и нравственного бизнеса там, где понятия долга и ответственности девальвированы, снижена значимость альтруистических ценностей, социальное служение не воспринимается как престижная и сфера деятельности [18, с. 338].
Тем более ответственной становится подготовка к предпринимательской деятельности будущих поколений россиян. Им необходимы знания по правовым, нравственным, экономическим основам предпринимательской деятельности. Для них предпринимательство должно стать стилем жизни, в какой бы сфере они ни проявляли поисковую активность и творчество.
Но все ли могут быть предпринимателями? И всех ли надо готовить к этому виду деятельности? Подготовка к предпринимательству как стилю жизни рассчитана не на избранных, она предполагает прежде всего развитие приоритетных в современных условиях личностных качеств: деловитости, творческой активности, готовности к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, гибкости и мобильности, целеустремленности и настойчивости в достижении цели, ответственности за нравственно ценный выбор средств достижения цели. Эти качества необходимы всем для успешной социальной и профессиональной самореализации и чувства комфортности в сложных условиях переходного периода, в условиях рыночной экономики.
Не менее значимо внимательное изучение индивидуальных особенностей взрослых граждан, обратившихся в службу занятости или центр психологической поддержки в связи с изменившейся ситуацией на рынке рабочей силы. Среди вариантов переквалификации все чаще привлекают курсы по подготовке к малому бизнесу, к индивидуальной предпринимательской деятельности. Очевидно, в содержании переподготовки наряду с практической подготовкой должна осуществляться и нравственно-психологическая ориентация. Только тогда можно будет рассчитывать на постепенное формирование культуры предпринимательской деятельности, предполагающей социальную ответственность за судьбу России, за социальный и экономический прогресс.
С позиций культуры нельзя согласиться с утверждением Э. Шострома,автора книги «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор», что экономика и нравственность несовместимы [19]. Полемизируя с подобной позицией, Б.и X. Швальбеприводят слова, особенно актуально звучащие сегодня: «Поле напряжения, возникающее между рентабельностью и гуманностью, может сохранить свою силу лишь в том случае, если мы перестанем однобоко предъявлять повышенные требования к экономике и рентабельности, а обратимся к собственной ответственности за гуманность наших поступков – каждый на своем месте» [20, с. 34].
Цитируемая и рекомендуемая литература
1. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
2. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? М., 1976.
3. Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Мысль, 1974.
5. Маркарян Э.А. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.
6. Зеленое Л.А. Система культуры личности // Культура личности и ее значение для НТП. Н. Новгород, 1985.
7. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.
8. Слово писателя. М.: Мысль, 1987.
9. О духовно-культурных основах модернизации России // Политические исследования. 2003. № 2.
10. Коган Л.И. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.
11. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998.
12. Грейсон Дж., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика. 1991.
13. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск: Изд-во БГУ, 1980.
14. Мусаэлян И.Э., Сливицкий Ю.О. Психология предпринимательства – новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1995. № 1.
15. Маннапов Р.Г. Малый бизнес. Ключи к успеху. Тольятти, 1992.
16. Пригожий А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 9.
17. Боткин А. Павел Максимович Третьяков в жизни и в искусстве. М. 1991.
18. Ахиезер А.С., Пригожий А.И. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. № 7–8.
19. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: Изд-во БГУ, 1992.
20. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. М.: Прогресс-Интер, 1993.
План семинарского занятия
1. Практический смысл деятельности ого подхода к анализу содержания культуры.
2. Социальные противоречия, сдерживающие утверждение и развитие культуры предпринимательской деятельности.
3. Специфика предпринимательства как вида деятельности, трудовой активности и стиля жизни.
4. Культура труда как основа профессиональной культуры личности.
Темы рефератов
1. Сущность и содержание практической культурологии.
2. Судьбы культуры в условиях социально-экономических преобразований.
3. Этические основы российского предпринимательства второй половины XX века.
4. Трудовая этика как проявление культуры профессиональной деятельности.
5. Переоценка ценностей и профессиональная этика в переходный период.
6. Социокультурные традиции и социальная ответственность бизнеса.
7. Анализ формирования и проявления профессиональной культуры в избранной вами профессии.
8. Взаимосвязь культуры труда с другими проявлениями культуры личности.
9. Культура деятельности как предпосылка профессионального мастерства.
10. Уровневый подход к формированию культуры предпринимательской деятельности.
11. Особенности профессиональной этики в избранной вами сфере трудовой деятельности.
12. Объективные и субъективные факторы становления культуры преобразовательной деятельности.
13. Сущность коллективизма и индивидуализма с позиций культуры преобразовательной деятельности.
Глава 13
Культура общения