Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет»
1. http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.73.15(Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел «Профессиональное образование./ Общественные науки в целом / Ресурсы)
2. http://www.countries.ru/library.htm (Библиотека по культурологии)
3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php (Библиотека по культурологии)
4. http://www.analiculturolog.ru/ (Аналитика культурологии/Электронное научное издание)
5. http://mith.ru/alb/lib/lib.htm (Научная библиотека портала «Миф.Ру»)
6. http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm (сайт «Античная мифология»)
7. http://www.antica.lt/ (Сайт «Античное искусство»)
8. http://www.russianculture.ru/ (Портал «Культура России»)
9. http://www.artrussia.ru/russian/index.php (интернет-каталог и интернет-галерея современного изобразительного и декоративного искусства с разделами «Российские шедевры» и «Мировые шедевры»)
10. http://www.mmoma.ru/lectures/blizhajshie_lekcii/ (сайт Московского музея современного искусства с разделом «Лекторий»/Ближайшие лекции)
11. http://old-ru.ru/ (Сайт «Древнерусская литература/Антология» с разделами:«Исторические карты», «Архитектура Древней Руси», «Власть Древней Руси»)
12. http://art-rus.info/main.html (Сайт «Картины по русской истории»)
13. http://feb-web.ru/(Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ))
14. http://tvkultura.ru/video/index/menu_id/522 (Сайт телеканала «Россия - Культура»/ «Видео»/документальные видеофильмы по культуре)
15. http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm («Музеи мира в Интернете»)
16. http://www.globmuseum.info/ (Музеи мира /Информация о музеях, новости и статьи)
17. http://muzei-mira.com/ (сайт «Музеи мира»)
18. http://www.artcyclopedia.com/general/museums.html (Международный сайт музеев мира)
19. http://www.museum.ru/ (сайт «Музеи России»)
20. http://www.xlegio.ru/ (Военно-исторический портал античности и средних веков/Раздел «Культурология»)
21. http://ancientrome.ru/ (Сайт «История древнего Рима» с разделами «Античное искусство», «Религия и мифология», «Справочная литература», «Публикации»)
22. http://www.hellados.ru/ (сайт «Эллада» с разделами «Мифология», «Галерея», «Керамика» и ряд других)
23. http://www.thedarkages.ru/ (сайт «Средневековая жизнь»)
24. http://mirasky.h1.ru/ (сайт «Средневековая художественная культура. Византия. Исламский мир»)
25. http://wcomega.ru/icons/index.htm (Виртуальный каталог икон)
26. http://www.lrc-lib.ru/ (сайт «Рукописные памятники Древней Руси»)
27. http://www.russiancity.ru/ (сайт «Русский город» с разделами «Библиотека» и «Пересыльный пункт»).
28. http://rus-sky.com/(Сайт «Россия православная»)
29. http://www.lko.ru/ (Электронный журнал «Личность. Культура. Общество»)
30. http://www.relga.ru/ (Электронный научно – культурологический журнал «RELGA»)
31. http://www.e-culture.ru/ (Интернет – журнал из списка ВАК «Культура и общество»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации по конспектированию лекций.
Не стремитесь записать слова лектора (лекцию) дословно, лекция - не диктант. В конспект записывайте лишь то, что считаете нужным и целесообразным. Конспект - это краткое изложение существенного содержания чего-либо. Это означает, что в конспект лекций вы записываете наиболее важные идеи, определения наиболее важных понятий. Конспект должен использоваться Вами как опора, которая обязательно должна дополняться изучением учебников и других пособий из списка обязательной и дополнительной литературы, при подготовке к контрольным работам, а затем и к экзамену.
Обязательным для конспекта лекций является наличие полей. Поля необходимы для того, чтобы записать на них те вопросы, которые остались непонятыми в ходе чтения лекции.
По завершении лекции лектор (преподаватель) обязательно уточнит, у кого есть вопросы по существу прочитанной лекции. Тогда Вам и понадобятся вопросы, записанные на полях конспекта.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к семинарам обязательным является изучение вопросов для самостоятельной подготовки в соответствии с заданной темой по указанным учебникам из списка как обязательной, так и дополнительной литературы. Ряд студентов обязательно будет опрашиваться преподавателем по существу вопросов устно. Кроме этого преподаватель может поручить подготовку реферата в форме доклада по заданной теме. Тема реферата указывается преподавателем заранее и в каждом случае соответствует содержанию семинарского занятия, отражает результаты самостоятельной работы по вопросам семинарского занятия. Тему реферата для выступления студент может выбрать самостоятельно, предварительно согласовав ее с преподавателем. Доклад предполагает устное выступление студента в пределах 10 - 15 минут. Выступление с докладом может сопровождаться показом слайдов, созданных посредством презентации MS Office PowerPoint или аналогичных компьютерных программ.
При составлении сообщения студент должен использовать не менее пяти источников (учебник и (или) специализированная литература по теме). Ссылки на использованные при подготовке доклада источники являются обязательными в тексте работы.
По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие на семинарском занятии задают вопросы докладчику (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории. Оцениваются не только ответы, но и задаваемые студентами вопросы.
Необходимо подготовить к каждому семинарскому занятию задания учебного пособия Рабочая тетрадь по дисциплине «Культурология» по соответствующей теме. Логика использования тетради, формы организации, место и время работы с ней определяются содержанием и сложностью учебного материала, количеством времени, отведенного на изучение темы. Настоящая рабочая тетрадь включает в себя задания для текущего контроля и закрепления лекционного и семинарского материала, итоговую работу по дисциплине. Работа в учебной тетради подлежит проверке преподавателем и учитывается при выставлении промежуточной оценки знаний и итоговой оценки по изучаемой дисциплине.
Задания для самостоятельной работы рассчитаны па осознанное, творческое преобразование знаний, перевод полученной информации в область практики. Задания для самостоятельной работы представляют собой заполнение таблиц, схем, работу с понятийным аппаратом и предназначены для более эффективного освоения и закрепления изученного материала. Практическая работа спланирована так, чтобы студенты смогли применить знания, полученные на теоретических занятиях, с использованием своего жизненного опыта.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентами в письменном виде к каждому семинару по соответствующей теме и проверяются преподавателем на занятии. Студентам, которые находятся на индивидуальном графике обучения, необходимо выполнить письменно все задания, включая задания для самостоятельной работы,вынесенные на семинарское занятие.По окончании изучения учебной дисциплины, заполненная полностью рабочая тетрадь предъявляется на экзамене, сдается преподавателю для хранения на кафедре гуманитарных и социально - экономических дисциплин ФГБОУ ВО «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА».
Методические указания по подготовке рефератов.
Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.
Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).
Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.
Рекомендуемый объем реферата – от 15до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.
Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным проектором, ноутбук.
2. Аудитории для проведения семинарских занятий с компьютерами, подключенными к сети Интернет.
3. Презентации в формате MS PowerPoint по разделам и темам учебной дисциплины.
4. Доступ к единому порталу интернет – тестирования: http://www.i-exam.ru/
11. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и семинарских занятий по дисциплине
№ п\п | Дата проведения | Темы лекций и семинарских занятий | Перечень необходимого оборудования |
1. | Культурология в системе социально-гуманитарного знания. | Лекционная аудитория. | |
2. | Культура как предмет культурологии | Лекционная аудитория. | |
3. | Культура как система. | Лекционная аудитория. Видеопроектор. | |
Основные школы и концепции в культурологии. | Лекционная аудитория. | ||
5. | Основные школы и концепции в культурологии | Лекционная аудитория. | |
6. | Динамика культуры. | Лекционная аудитория. | |
7. | Происхождение культуры. | Лекционная аудитория. Видеопроектор. | |
8. | Культура европейской античности. | Лекционная аудитория. Видеопроектор. | |
9. | Культура средневековья и Нового времени. | Лекционная аудитория. Видеопроектор. | |
10. | Основные этапы развития отечественной культуры | Лекционная аудитория. Видеопроектор. | |
11. | Культура в современном мире | Лекционная аудитория | |
12. | Бытие культуры. | Лекционная аудитория | |
13. | Философские проблемы культуры. | Лекционная аудитория | |
14. | Политика – право – нравственность – культура. Культурная политика. | Лекционная аудитория | |
1. | Культурология в системе социально-гуманитарного знания. | Учебная аудитория | |
Культура как предмет культурологии. | Учебная аудитория | ||
3. | Культура как система. | Учебная аудитория | |
4. | Основные школы и концепции в культурологии. Контрольная работа № 1 по теме: «Понятие, система, механизм и парадигмальные смыслы культуры». | Учебная аудитория | |
5. | Основные школы и концепции в культурологии. | Учебная аудитория | |
6. | Динамика культуры. | Учебная аудитория | |
7. | Происхождение культуры. | Учебная аудитория. Видеопроектор. | |
8. | Культура европейской античности | Учебная аудитория. Видеопроектор. | |
9. | Культура средневековья и Нового времени. | Учебная аудитория. Видеопроектор. | |
10. | Основные этапы развития отечественной культуры | Учебная аудитория. | |
11. | Бытие культуры. | Учебная аудитория | |
12. | Онтологические проблемы культуры. | Учебная аудитория | |
13. | Политика – право – нравственность – культура. Культурная политика. Контрольная работа № 2 по теме: «Основные школы и направления в культурологии. Политическая и правовая культуры. Культурная политика". | Учебная аудитория |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Контрольные работы для студентов
Контрольная работа № 1 на тему: «Основные школы и направления в культурологии. Парадигмальные смыслы культуры».
Вариант 1.
1. Как трактовал понятие «культурно – исторические типы» Н. Я. Данилевский?
2. Определите значение термина «парадигма» и опишите парадигмальные смыслы культуры.
Вариант 2
1. Раскройте смысл понятия «семиотика культуры» и опишите основные виды знаков.
2. В чем состояла новизна подхода П. Сорокина к динамике культуры?
Контрольная работа № 2 по теме: «Система культуры. Политическая и правовая культуры. Технологическая культура".
Вариант 1.
1. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности.
2. Охарактеризуйте понятия «правовая культура» и «политическая культура».
Вариант 2.
1. Инкультурация и социализация. Основные способы и механизмы инкультурации.
2. Охарактеризуйте содержание и особенности технологической культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тексты лекций
Тема 1.1 Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
Первый— рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь являетсяцель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре.
Второй— представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру: культурантропологии, социологии культуры, философской культурологии.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию, как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социальногуманитарного знания.
Следует отметить и наличие нескольких моделей современных культурологических исследований:
1) классическую, с жестким разделением субъекта и объектапознания;
2) базирующуюся на рационально/сциентистской методологии;
3) неклассическую, ориентирующую исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах герменевтики;
4) постмодернистскую, реализующую феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающегов рамках своей культуры значение «чужих» культур.
Важнейшее значение для становления культурологии имеетпонимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания[1].
Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения – тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и суперсовременные суперточные ракеты дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры или культура пьянства.
Для многих культура – это прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества. Под духовными ценностями мы подразумеваем все то, что не связано непосредственно с человеческим существованием и выживанием. В этом смысле культура – всегда роскошь, излишество, но ведь именно потребностью не довольствоваться лишь необходимым и отличается человек от животного.
Культура может включать в себя такие понятия как образование, воспитание, этикет, но не сводится к ним, мало того, все эти понятия, формируемые обществом и средой, весьма относительны. Мы употребляем сейчас такое определение, как ментальность. Можно сказать, что и образование, и воспитание, и этикет ментальны, то есть в разной среде, в разных цивилизациях, разных национальных контекстах имеют и разное содержание.
Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему происхождению и предназначению, а понятие – мировая культура – также весьма условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических проявлениях ученые самых различных специальностей – историки, искусствоведы, социологи, философы.
Что же в таком случае остается на долю культурологам, тем более, что само понятие – культурология появилось лишь в ХХ веке и до сих пор оспаривается как недостаточно точное и научное. Наука ли культурология вообще? Может быть, это просто сумма всех знаний о культуре, достигнутых гуманитарными науками, вообще – все гуманитарные науки? Нет, культурология – наука, ибо имеет и свой собственный объект изучения – какой, мы отметим позже – и свой собственный метод изучения. В основу культурологии положено понятие ценности, сформулированное еще в 40-е годы XIX в. немецким философом Георгом Зиммелем, но тогда не получившим должного резонанса. Существуют духовные ценности устойчивые, непреходящие, создаваемые человечеством на всем протяжении своего существования и временные, но исторически важные, значимые, представляющие историко-культурный интерес, шедевры мирового художественного творчества и значимые творения безвестных мастеров, характерные для своей эпохи, своего времени или, наоборот, противостоящие характерным тенденциям своего времени, словом, все, что составляло и составляет культурную ауру человека и выражается ярче и полнее всего сознательно ли, бессознательно ли – в художественном творчестве.
Культуролога интересует и когда художник говорит, и когда проговаривается, и когда молчит или не договаривает.
Общие рассуждения можно подкрепить примером хорошо всем знакомого архитектурного шедевра – храма Василия Блаженного в Москве на Красной площади. Историк, говоря о храме, непременно свяжет его строительство с фигурой и деятельностью основного заказчика – Ивана Грозного. Для него важно, в каком году и в честь какого события, кем был построен храм, что означала постройка храма в деле укрепления авторитета царской власти.
Философ или историк философии вспомнит концепцию “Москва – Третий Рим” и поговорит об идейной стороне этого строительства.
Искусствовед обратит внимание прежде всего на композиционные особенности постройки, ее художественное оформление, стилевые особенности, влияния, веяния. Для культуролога же все это тоже важно и представляется интересным, но лишь попутно. Для него главное – какие новые ценности утверждал храм и какие характерные традиционные ценностные представления эпохи он выразил собой. В этом смысле для культуролога храм прежде всего памятник культуры, явление в истории русской культуры.
Но в чем отличие произведений искусства от памятников культуры, разве это не одно и то же – спросите Вы? Нет, и лучшим ответом на этот вопрос будет другой пример. Можно ли назвать, скажем блочные “пятиэтажки” образца 1959-1963 гг. произведением искусства, не шедевром, а просто – произведением искусства? Пожалуй, нет, ибо в архитектуре этих сооружений, уже не говоря об их примитивном инженерном решении, вообще отсутствует какое бы то ни было художественное, образное начало. Однако, вместе с тем – это очень характерное и интересное явление, символ культуры 60-х годов.
Сама простота сооружений говорит о ценностных ориентациях времени, когда главной задачей было как-нибудь, более-менее нормально расселить людей, рассредоточить перенасыщенные центры мегаполисов в кратчайшие сроки и по типовым проектам. Таким образом, пресловутые “хрущобы” несут весьма содержательную историко-культурную информацию.
Таким образом, культурология всегда имеет дело со смысловым содержанием эпохи, которое может быть выражено и на уровне бессознательного, что особенно интересно и перспективно в научном плане.
Особый вопрос, какую роль вообще играла и играет культура в системе других человеческих ценностей, когда она востребована, когда отходит на второй план и что именно из всего культурного богатства прошлого и настоящего становится популярным, массовым, а что – теряется в дымке времен. Комплексно эта проблема рассматривается только культурологами, а между тем – проблема из важнейших, ибо она помогает оценить перспективы человечества с точки зрения творцов и потребителей духовных ценностей в целом. Богатство современного культурного мира зачастую лежит мертвым грузом, оседает на складах, пылится в запасниках. Интересное наблюдение сделано музыковедами-социологами – 90% хранящихся в музыкальных библиотеках Европы произведений вообще никогда и никем не исполнялись, то есть они существуют как музыкальные произведения т.к. они зафиксированы в нотах и изданы. Однако эти произведения оказались невостребованными в реальный ценностный мир человека, почему – это уже отдельная проблема, требующая специального изучения.
Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно сформулировать: культура с точки зрения культуролога – это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности; во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей. Все эти процессы изучает формирующаяся наука, область гуманитарных знаний особого, комплексного рода, условно называемая культурологией.
Тема 1.2 Культура как предмет культурологи
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении.
Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.
1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и, что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств) , состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Культура, будучи реализованным, воплощенным в деятельности сознанием, включает в себя "культурную предметность". Понятие "культурная" предметность охватывает все то, в чем воплощаются знания, умение, нормы, ценности общества. Она включает в себя материальную культуру, охватывающую средства, продукты и инфраструктуру материального производства, предмет быта и духовную культуру, воплощенную в языке, речи, в нравственном поведении и произведениях искусства, в правовом и политическом поведении, научных трудах и религиозной обрядности. В целом содержанием культуры является духовный мир человека, воплощенный в трудовой и иной деятельности.
Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции. Она включает в себя познавательную деятельность человека, выполняет информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов. Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами. Культура выполняет также нормативную функцию, она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека.
Важнейшей функцией культуры является человекотворческая. Индивид становится личностью в процессе овладения культурой. Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, создавая специфические механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Это может быть прямое, непосредственное регулирование через право, мораль, систему запретов и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символизирующих те или иные ценности и требования общества.
Важнейшими функциями культуры являются также адаптационная и неготропийная. Культура как область творческого поиска находит новые возможности ответа на "вызов" истории и природы, для решения назревших проблем в обществе. Она обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Неготропийная функция состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы отбора ценностей, в результате чего одни феномены цивилизации, имеющие ограниченное историческое значение, устраняются совсем, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого достояния.
В качестве функций культуры выделяются также социализирующая функция, функция целеполагания, компенсаторная функция, игровая функция.
Тема № 1.3 Культура как система
Культура представляет собой объект особой сложности для любого исследователя. Она не является природным образованием, хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от субъекта, источник происхождения, наполненный в то же время и объективным содержанием. Она предстает в первую очередь в качестве некоторого результата человеческой деятельности, в виде совокупности материальных объектов (орудия труда, производственные и жилые корпуса, предметы обихода и быта), в совокупности навыков трудовой деятельности, сохраняемых человечеством старых и разрабатываемых новых технологий, а также в виде разнообразных объектов духовной культуры. Однако рассмотрение культуры как результата деятельности человека, как чего-то статичного, "вставшего" наталкивается на определенные трудности. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека, обретает свое подлинное бытие в том случае, когда он имеет смысл и значение для субъекта, который его использует, потребляет, распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности.
Человек - существо постоянно меняющееся, "становящееся", развивающееся. Он деятельно присваивает себе мир, воспринимает культуру как живой организм, постоянно меняющийся вместе с ним. Человек и культура - объекты коэволюционно развивающиеся, взаимно влияющие, обогащающие и творящие друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результате деятельности человека, но и как о процессе, как о том, что находится в постоянном становлении. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельность субъекта. В противоречивой сущности человеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры, ее бытия как особой, созданной человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве системы, следует ответить на вопросы: является ли мировая культура некоторой целостностью, и, если да, то какова ее структура?
Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата, многообразна, имеет массу модификаций, представлена развитыми, развивающимися, всевозможными переходными формами. Тем не менее, для нее характерны такие общие черты, как внебиологичность, выступающая в качестве субстанциальной основы культуры; технологичность, то есть наличие механизмов приспособительно-преобразовательного отношения субъекта-творца к среде; продуктивность - творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность - способность к воспроизведению наличного.
При таком рассмотрении мировая культура как целое является способом деятельности, технологией родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуемой в своем бытии единством приспособительно-преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культур, в них наглядно обнаруживаются черты единства, совпадения в предметах культуры, способах деятельности людей, независимо от хронологической и географической отдаленности. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Идея эта прослеживается в замечательных работах Э. Тайлора "Первобытная культура", Дж. Фрэзера "Золотая ветвь" и других произведениях, поражающих воображение читателя огромным этнографическим материалом, где за экзотичностью проявлений множества культур обнаруживаются сходные черты и принципы их функционирования. Многообразные формы культуры, как бы разительно ни были они не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности, как способы единой человеческой деятельности. Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм подчеркивал, что любой этнологический музей наглядно показывает черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности - независимо от временной и географической отдаленности. Представители так называемого "культурного релятивизма", напротив, исходили из признания несовместимости и отсутствия точек совпадения культур различных стран, народов, эпох. Сторонниками концепций локальных цивилизаций и типов культур являются всемирно известные исследователи Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.
На сегодняшний день сложились различные подходы к исследованию исторического пути человечества: культурно-исторический, цивилизационный, формационный, каждый из которых стремится выявить некоторые критерии, позволяющие говорить об определенной целостности исследуемого объекта, о единстве человеческой истории. Среди критериев называются экономические, технико-технологические факторы, факторы "духа", "ментальности", мировоззрений, религиозности, факторы этноса, "географического культурного ареала" и др. Что же делает единым целым мировой исторический процесс, мировую культуру? На каких действительно всеобщих основаниях вырисовывается облик того целого, которое мы называем мировой культурой?
Фундаментально общим, сущностно связующим всю человеческую историю, делающим мировую культуру подлинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурно (синхронно) является деятельность человека, его труд, лежащий в основе коэволюционного изменения и развития и самого человека, и культуры, и общества, и природы. Диахронная самотождественностъ сущностных оснований культуры выявляется в единстве процесса всемирной истории.
Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории, где субъект творит мировой процесс в деятельности по производству материальных и духовных ценностей, где есть общие механизмы производства, сохранения, распространения, обмена созданными человечеством культурными богатствами, все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре, взятой как целое в ее длящемся бытии (всемирной истории), не исключает, а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса наталкивается на необходимость определения конкретно-исторического типа связей, образующих культурное целое. Известно, что связность - это определяющий признак целого. Временное единство культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени, а переход к информационному обществу делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью, информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои "сущностные силы" и является фундаментальной связью всего социокультурного континуума.
Социокультурный континуум как нечто целое не является аморфным. Он обладает развитой внутренней структурой, выступает в качестве сложной системы.
Принцип системности представляет собой важный аспект философской методологии в изучении такого развивающегося объекта как культура. С ним связан ряд нормативных требований, предписывающих вести исследование так, чтобы понять исследуемый объект как систему, как взаимную связь элементов, как структурированную целостность. Таким образом, важно подчеркнуть, с одной стороны, целостность объекта, его структурность, с другой - взаимодействие и динамику преобразования структурных элементов. Результатом такого исследования выступает синтетическое знание, многомерная картина бытия -культуры. Однако многое зависит от исходных методологических установок, от того, что выбирается в качестве связующего звена структуры. Структуралисты (К. Леви-Стросс, М. Фуко), например, подчеркивают базисное значение языково-знаковых структур в <