Фрагмент секционного занятия
(ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) ПО ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЛУГОДИЕ - СФП
Цель (для учителя): создать условия для освоения техники выполнения ……… | |
Цель (для занимающихся): освоить специально подготовительные упражнения для выполнения техники …………… | |
Задачи: | Рекомендации: |
- провести инструктаж занимающихся по технике безопасности при выполнении……….. | - назвать 3-4 основных правила по технике безопасности при выполнении………..; - проверить готовность занимающихся к выполнению заданий |
- выполнить специальную разминку, необходимую для выполнения СФП. | - специальная разминка должна включать не более 3-4 упражнений на соответствующие группы мышц; - провести специальную разминку с учетом с учетом расположения занимающихся и педагога |
- развитие физических способностей в рамках структуры техники …………… | - назвать физические способности, которые необходимо развивать в рамках структуры техники ………….. |
- продемонстрировать правильный показ специально подготовительных упражнений с учетом расположения занимающихся и педагога | - демонстрация правильного показа техники подготовительных упражнений; 2. Указать на важность выполнения специально подготовительных упражнений |
- учить контролировать выполнение ……… по команде (под счет, по свистку – выбрать вариант) | - четко и достаточно громко подавать команды и распоряжения для выполнения специально подготовительных упражнений; - при выполнении занимающимися специально подготовительных упражнений вести подсчет, делать методические указания |
- осуществлять показ и оценку лучшего исполнения специально подготовительных упражнений, акцентируя внимание на типичные ошибки при их выполнении | - объем подготовительных упражнений – не менее 4 – 8 упражнений с учетом последовательности развития физических способностей; - называть методы развития физических способностей в ходе выполнения упражнений и для чего они используются |
- осуществлять контроль за реакцией организма занимающихся на физическую нагрузку по внешним признакам утомления (учащение дыхания, изменение цвета лица, потоотделение, ЧСС) | - упражнения для восстановления дыхания и расслабление мышц выполнять после каждого блока специально подготовительных упражнений; - продемонстрировать применение контроля за реакцией организма занимающихся на физическую нагрузку по внешним признакам утомления (1-2 приема) |
- закрепить с занимающимися приемы помощи, страховки и самостраховки при выполнении……… (в гимнастике) | - показать занимающимся как осуществляется помощь, страховка и самостраховка при выполнении специально подготовительных упражнений (в гимнастике) - демонстрировать применение помощи, страховки и самостраховки при выполнении подготовительных упражнений (в гимнастике) |
- выявление ошибок при выполнении специально подготовительных упражнений и формулировка рекомендаций по их устранению | - отметить количество занимающихся, выполнивших специально подготовительные упражнения правильно или с ошибками; - демонстрация правильного показа техники двигательного действия, для освоения которого осуществлялось развитие физических способностей |
Приложение 6.15
ФРАГМЕНТ СЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ
ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Цель (для учителя): Создать условия для освоения техники выполнения ……… | |
Цель (для занимающихся): Освоить технику выполнения техники ………….. | |
Задачи | Рекомендации |
- провести инструктаж занимающихся по технике безопасности при выполнении техники ……….. | - назвать 3-4 основных правила по технике безопасности при выполнении……….. - проверить готовность занимающихся к выполнению заданий |
- рассказать о технике выполнения……. , используя специальную терминологию с показом отдельных фаз данного двигательного действия | - рассказать о применении данного двигательного действия и технике его выполнения, используя специальную терминологию; - продемонстрировать образцовый показ техники двигательного действия с учетом с учетом расположения занимающихся и педагога |
- выполнить специальную разминку. | - специальная разминка должна включать не более 3-4 упражнений на соответствующие группы мышц; - при выполнении специальной разминки занимающимися вести подсчет, делать методические указания |
- дать возможность занимающимся опробовать технику ……(название двигательного действия)…… по показу для организации индивидуальной работы при совершенствовании навыка | - организовать опробование техники двигательного действия, используя выбранный способ организации занимающихся; - осуществлять помощь и страховку занимающимся при опробовании техники двигательного действия (в гимнастике) |
- выявить группу занимающихся, которым необходимы подводящие (или имитационные) упражнения | - объем подводящих (или имитационных) упражнений – не менее 4 – 6 упражнений; - выбрать волонтера, который будет осуществлять помощь и страховку |
- организовать работу занимающихся с учетом индивидуальных возможностей совершенствования техники выполнения …….., используя различные методические приемы | - подобрать не менее 2-3 методических приемов в соответствии с видом спорта (в гимнастике: изменение высоты снаряда, отодвигая мостик дальше от коня, включение элемента в комбинацию); - четко и достаточно громко подавать команды и распоряжения для выполнения заданий |
- выбрать способы организации и расположения занимающихся и педагога при показе и выполнении техники……. | - применять наиболее рациональные способы организации занимающихся и педагога при показе и выполнении техники двигательного действия; - выбрать лучшее место при показе для лучшего обзора техники выполнения двигательного действия |
- определить объем упражнений для совершенствования техники выполнения…….., которые будут выполнены выбранными методическими приемами | - объем подводящих (или имитационных) упражнений – не менее 4 – 6 упражнений - использовать методические указания, комментарии |
- осуществление показа лучших | - дать устную оценку показа лучших |
- закрепить с занимающимися приемы помощи, страховки и самостраховки при выполнении техники …… (в гимнастике) | - показать занимающимся как осуществляется помощи, страховки и самостраховки при выполнении техники двигательного действия. (в гимнастике); - демонстрировать применение помощи, страховки и самостраховки при выполнении техники двигательного действия (в гимнастике) |
- осуществлять контроль за реакцией организма занимающихся на физическую нагрузку по внешним признакам утомления (учащение дыхания, изменение цвета лица, потоотделение, ЧСС) | - упражнения для восстановления дыхания и расслабление мышц выполнять после каждого блока подготовительных упражнений; - продемонстрировать применение контроля за реакцией организма занимающихся на физическую нагрузку по внешним признакам утомления (1-2 приема) |
- осуществление контроля за техники выполнения ………………. | - повторное выполнение занимающимися техники двигательного действия с учетом указанных ошибок (2-3 раза) |
- выявление ошибок при выполнении подготовительных упражнений и подбор упражнений для самостоятельной деятельности | - отметить количество занимающихся, выполнивших технику двигательного действия правильно или с ошибками; - демонстрация правильного показа техники двигательного действия |
Приложение 6.16
киселева текст
Приложение 6.17
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОДГОТОВКУ К СДАЧЕ НОРМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (V СТУПЕНЬ)
Цель методическая: создать благоприятные условия для привлечения населения к сдаче норм ВФСК ГТО в соответствии со ступенью.
Цель: освоить упражнения, способствующие развитию гибкости и силовой выносливости, необходимых для выполнения испытаний: наклон вперёд из положения стоя; поднимание туловища из положения лёжа за 1 минуту.
Задачи:
1. Продемонстрироватьправильное техническое выполнение испытаний: наклон вперёд из положения стоя; поднимание туловища из положения лёжа за 1 минуту.
2. Проинструктировать по ТБ при выполнении испытаний.
3. Выполнить разминку (5 – 6 упражнений) и апробировать данные испытания обучающимися.
4. Продемонстрировать упражнения, способствующие развитию гибкости и силовой выносливости, необходимых для выполнения испытаний: наклон вперёд из положения стоя; поднимание туловища из положения лёжа за 1 минуту.
5. Проинструктировать по ТБ при выполнении упражнений.
6. Выполнить упражнения, способствующие развитию гибкости (4-6 упражнений) и силовой выносливости (4-6 упражнений), необходимых для выполнения испытаний: наклон вперёд из положения стоя; поднимание туловища из положения лёжа за 1 минуту с установленной дозировкой.
7. Контролировать выполнение упражнений, давать методические указания по их выполнению, выполнять подсчёт (если необходим).
8. Следить за нагрузкой и самочувствием занимающихся при выполнении упражнений (пульс; потоотделение; частота дыхания; покраснение и побледнение кожных покровов и т.д.).
9. Показ лучших.
10. Повторное выполнение испытаний на результат (прикидочный результат).
11. Дать методические рекомендации по выполнению упражнений в рамках самостоятельной работы.
Упражнения разминке:
- наклоны вперёд; в сторону;
- махи ногами у гимнастической стенки или у опоры;
- вис спиной на гимнастической стенке. Подъём прямых и согнутых ног;
- вис лицом на гимнастической стенке. Отведение ног назад.
Упражнения, способствующие развитию гибкости:
- стоя к гимнастической стенке спиной, наклон вперёд с захватом нижней рейки руками стараться лбом коснуться колен, держать 3-5 секунд (3-4 раза);
- стоя правым боком к гимнастической стенки правая на 3-4 рейке. Наклон вперёд, коснуться ладонями пола, держать 3-4 секунды (6-8 наклон, затем смена положения ног);
- и.п. – стоя боком у гимнастической стенки, одноимённая нога, согнутая в коленном суставе – в сторону, в упоре на жерди, ступня упирается в гимнастическую стенку, одноимённой рукой взяться за жердь выше колена: пружинящие наклоны туловища вперёд, пальцами или ладонями обеих рук касаясь пола. В конце упражнения держать конечное положение 10-15 секунд. Затем вернуться в И.п. и выполнить упражнение для другой ноги (4-6 раз к каждой ноге);
- и.п. – сед ноги вместе, палка горизонтально перед грудью, хват сверху. Наклониться вперёд, завести палку за ступни ног (4-8 раз);
- и.п. – лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, палка заведена за голеностопные суставы, хват снизу: 1) плавно прогнуться до максимума, приподнимая верхнюю часть туловища и бедра, и балансируя на нижней части живота; 2) плавно вернуться в И.п. (4-8 раз);
- и.п. – стоя на гимнастической скамье, наклон вперед, пальцами захватить край скамьи – держать (5-7 секунд). Выполнить 4-8 раз.
Упражнения, способствующие развитию силовой выносливости:
- и.п. – лёжа на спине, руки вверх: рывком поднимание ног и туловища в сед углом («складной нож»). В конечном положении пальцами рук касаться носков ног. Дыхание: лёжа на спине – вдох, сед углом – выдох (2 подхода по 12-15 раз);
- и.п. – лёжа на спине (на мате), руки за головой в замок. Поднимание туловища до 90о (2 подхода по 12-15 раз);
- и.п. – лёжа спиной на мате: поднимание прямых ног за голову, носками касаемся пола. Затем вернуться в И.п. (2 подхода по 10-12 раз);
- и.п. – лёжа на спине на мате, ноги закреплены на 2-3 рейке гимнастической стенки, руки за головой в замок: поднимание туловища локтями касаемся колен (2 подхода по 12-15 раз);
- и.п. – вис спиной на гимнастической стенке. Поднимание прямых ног максимально высоко (2 подхода 8-10 раз).
Методы, применяемые при выполнении упражнений:
- повторный;
- круговой.
Данные упражнения применяются для развития гибкости и подвижности суставов и мышц брюшного пресса для успешной сдачи норм комплекса ВФСК ГТО (наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу или гимнастической скамье; поднимание туловища из положения лёжа на спине).
Способы организации занимающихся:
- фронтальный;
- групповой;
- поточный;
- круговой.
Литература:
1. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасёва. М.: Лептос, 1994. 368 с.
Приложение 6.18
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ ФРАГМЕНТА СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АКТИВНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Цель методическая (для педагога): Создание условий для привлечения различных групп населения (конкретизировать возрастную группу) к активному образу жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту через организацию спортивно-массовой работы в форме спортивного праздника, а также повышения недельного двигательного режима участников праздника на этапе его подготовки. | |
Цель (для участников): Продемонстрировать освоенные на этапе подготовки двигательные действия (конкретизировать какие двигательные действия), лежащие в основе спортивных (и/или художественных показательных) выступлений с использованием показа (и/или совместного выполнения техники движений с участниками (зрителями) фрагмента спортивного праздника. | |
Задачи | Рекомендации |
Обеспечить соответствие девиза фрагмента спортивного праздника его тематике, пропагандируемому виду спорта (конкретизировать) и/или конкретных упражнений (двигательных действий), лежащих в основе конкретного вида спорта и демонстрируемых в выступлении участников | - сообщить участникам тему и девиз спортивного праздника, создать положительный эмоциональный фон за счет использования разнообразных методов и средств проведения фрагмента спортивного праздника, музыкального сопровождения - содержание выступлений должно соответствовать теме и девизу спортивного праздника; - распределить роли между участниками праздника. |
Разучить комбинацию упражнений (конкретизировать), позволяющих участникам фрагмента праздника продемонстрировать красоту и культуру техники движений, на основе которых педагогом составлены спортивное выступления с учётом возраста участников. | - продемонстрировать образцовый показ техники движений, на основе которых составлены выступления, используя зеркальный показ; - сложность выступлений должна соответствовать возрастной аудитории, учитывать гендерные различия участников спортивного праздника. |
Организовать расстановку участников выступлений с учётом исполняемых ролей, безопасности выполнения двигательных действий и расположения выступающих по отношению к зрителям. | - назвать 3-4 основных правила по технике безопасности при выполнении выступлений. - проверить готовность занимающихся к выполнению заданий; - провести специальную разминку с учетом с учетом расположения занимающихся и педагога (3-4 упражнения на соответствующие группы мышц); - обеспечить соблюдение техники безопасности при выполнении выступлений (интервалы и дистанция, использование ориентиров и разметки площадки) |
Продемонстрировать не менее трёх разнообразных вариантов выступлений (конкретизировать), соблюдая их композиционное и логическое единство в соответствии с темой и девизом фрагмента спортивного праздника. | в роли педагога-ведущего и педагога, ответственного за подготовленные выступления фрагмента спортивного праздника. |
Представить педагогу образцовый показ выполняемых движений (комбинаций движений) с соблюдением требований, предъявляемых к подсчёту, речевому сопровождению (методическим указаниям), технике безопасности. | - установить соответствие выполняемых движений ритму музыки, - продемонстрировать умение скорректировать движения участников, используя подсчет; - осуществлять показ в соответствии с ритмом музыки, используя подсчет и методические указания; - четко и достаточно громко подавать команды и распоряжения для выполнения выступлений. |
Продемонстрировать применение контроля за реакцией организма участников выступлений на физическую нагрузку по внешним признакам утомления. | -применять различные способы восстановления ЧСС после физической нагрузки (ходьба на месте, расслабление мышц, дыхательные упражнения) |
Вызвать у участников и зрителей положительный отклик на представленные выступления | - подобрать методы, приёмы и формы организации участников фрагмента спортивного праздника, направленные на повышение эмоционального отклика участников и зрителей (слова ведущего, стихи, загадки, вопросы викторины, конкурсы, аттракционы музыкальное сопровождение, награждение). |
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол / Под общей ред. Н.В.Семашко. М.: ФиС, 1979. 247 с.
2. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. 368 с.
3. Волейбол: учебник для вузов / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. М.: Физкультура и спорт, 2006. 360 с.
4. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре. М.: Академия, 2013. 256 с.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: учебное пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт, 1988. 192 с.
6. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасёва. М.: Лептос, 1994. 368 с.
7. Клещеев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1979, 231с.
8. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2012. 77 с.
9. Копс К.К. Упражнения и игры лыжника. Физкультура и спорт, М.: 1969. 102 с.
10. Коробов А.В. Физическая культура. Физкультура и спорт, М.: 1968. 380 с.
11. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2013. 112 с.
12. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
13. Лёгкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 4-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2007. 464 с.
14. Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/08/28/metodicheskie-rekomendatsii-novoe-po-gto.
15. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
16. Официальный сайт ГТО: URL: https://user.gto.ru/.
17. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 448 с.
18. Приказ Министерства спорта РФ от 1 февраля 2016 г. № 70 Об утверждении методических рекомендаций по организации судейства мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) URL : http://www.garant.ru/-products/-ipo/-prime/doc/71238404/.
19. Спортивные игры / Под ред. Н.П. Воробьева. М.: Просвещение, 1975. 271 с.
20. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М.: Издательский центр Академия, 2002. 520 с.
21. Спортивный праздник в школе. URL: Сценарийhttp://ped-kopilka.ru/blogs/sergei-georgievich-martynovich/sportivnyi-prazdnik-bitva-poko-lenii.-html.
22. Сценарии праздников в школе. URL: http://-swissvillage.-ru/v2/-school_life/storyline_holiday/.
23. Сценарии спортивных праздников. URL: http://scenarii.ru/scenario/-index1.-php?raz=2&prazd=19&page=1.
24. Сценарий спортивного праздника «Новогоднее конфетти» (представление для начальной школы и учащихся 5 класса). URL: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/scenarii-prazdnikov-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/scenariy-sportivnogo-prazdnika-novogodnee-konfetti-predstavlenie-dlya-nachalnoy-shkoly-i-dlya-detey-5-klassa-1238374.
25. Сценарий спортивного праздника. Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/-02/18/stsenariy-sportivnogo-prazdnika.
26. Сценарий спортивного праздника/ Спортивный праздник для обучающихся 2 - 4 классов и их родителей. URL: https://-kopilkaurokov.ru/fizkultura/meropriyatia/stsienarii-sportivnogho-prazdnika.
27. Теория и методика гимнастики: учеб. для студ. Учреждений высш. проф. образования/ под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. М.: Академия, 2012. 496 с.
28. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. 11 изд. М.: Академия, 2013. 480 с.