Для навивання сотканного холста.

Редко встречающиеся или вьшедшие из употребления предметы нуждаются в более подробном аннотировании. Например, просто необходимо пояснить, что такое «юнгштурмовка» (типичная одежда комсомольца 1930-х гг.) или описать историю создания реактивного миномета - Катюша» при экспонировании модели (создан коллективом Реактивного научно-исследовательского института, прннят в серийное производство в июне 1941 г).

Этикетка к изображениям разнообразных исторических событий, жизненных явлений, напри­мер, к панораме строительства нового района, может содержать указания на важнейшие обьекты, а к картине военных действий - на расстановку войск, характер укреплений й т. п.

Третий аспект. Указания на способ поступ­лення предметов в музей. Как известно, фонды музея в значительной мере обогащаются в резуль­тате экспедиций - одной из форм его научно-исследовательской работы. Можно и нужно включать в этикетку сведения типа: «Из материалов зкспедиции музея...»; «Дар ветерана Великой Отечественной войны...», «Передано из музея...».

Очень сушественная проблема экспозиций, в том числе и прежде всего школьных музеев, - этосоотнесение подлинных и копийных материалов. На это следует обращать особое внимание посетителя, сообщая в нижней части этикетки, подлинник или копия экспонируется. Если в экс­позиции представлены преимущественно подлинники, то в этикетках указываются только ко­пии. Напротив, при экспонировании в основном копийного материала, в этикетаже следует обращать внимание на подлинники.

Дополнительные сведения даются обычным книжньм шрифтом достаточно крупным, удобным для прочтения. Строки делятся по смыслу, без переносов (перенос допускается не более од­ного на этикетку).

В экспозиции школьньгх музеев часто встречаются научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, таблицы, плань, графики, диаграммы, которые дополняют выставленные экспонаты, помогают раскрывать их содержание. В том случае, если научно-вспомогательный материал содержит значительную информацию и труден для восприятия, его также необходимо сопроводить этикеткой.

Теперь рассмотрим, как лучше составть этикетку к разлйчным типам музейных предметов.

Фотографии.По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные (как одиночные, так и групповые), сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления фотоматериалы разделяются на две основные группы: оригиналы и репродукдии. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности - название, атрибуционные сведения и дата. Например:

Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве.

Построена в 1750-1763 гг.

Москва, 1997 г.

Ученики 4-го класса д. Подушкино.

В последнем ряду (крайннй справа) Алексей Вавилин.

Московская область, 1934 г.

При аннотировании портретньгх фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время сьемок (дата), ав­тор сьемки (если известен).

Комсомольский вожак С. Б. Широкова

Проводит слет пионерскнх дружин

Бабушкннского района.

Москва, 1969 г.

И. Г. Старинов, активний участник партизанского движения в период Великой Отечественной Войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения.

Москва, 1941 г.

Как можно было заметить, этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависимости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности, например: лауреат Государственвой премии, ла­уреат Ленинской премии, делегат сьезда, выдающийся деятель военной медицины, автор важных исследований в области космоса, биологии, истории и т. д.

Аннотирование снимков военнеслужащих обычно дается в следующей последовательнос­ти: звание, инициалы, фамилия, должность. вре­мя сьемки, автор сьемки (если он известен). Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях - слева направо. В отдельных случаях указывается место или условия сьемки (снимок сделан на передовой в 1942 г., сьемка произведена со спутника, самолета, вертолета и т. д.).

При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фотопортретов дается общая (групповая) аннотация и краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату, надо указать ее приблизительно: 1890-е гг, или заключить в квадратне скобки [1895 г]. В аннотациях музейных предметов! монографическое изучение которых еще не закончено и датировка не установлена, допустим и знак вопроса. При аннотировании фотографий и других музейных предметов дореволюционного периода можно указать две даты: вначале по старому, затем, в скобках по новому стилю. При переводе дат со старого стиля на новыйкдате по старому стилю прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается); для XX в. 13 дней. XIX в. - 12 дней и для XVIII в. - 11 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 годов. При указании места события используются общепринятые сокращения: г. - город, с. - село, пер. - переулок, пл. - плошадь, д. - деревня и т. д. Примеры:



Наши рекомендации