Создание концепции формируемого школьного музея.

Создание концепции - первый этап в формировании будущего музея. Это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. По ходу реализации проекта в концепцию вносятся какие-то коррективы, которые, как правило, не меняют целеустановок.

При создании концепции музея надо исходить из реальных возможностей данного образовательного учреждения. Можно рекомендовать для формирования концепции музея проведение в школе специальных конференций, конкурсов, встреч и т.п., постараться выслушать все мнении, предложения.

Работа над созданием концепции школьного музея проводится поэтапно:

  1. Место музея.

Название музея, принадлежность его к образовательному учреждению, мес­тонахождение с указанием почтового адреса.

  1. Цель.

Выделить конечную цель в работе музея, определить категорию посетите­лей, состав Совета музея.

  1. Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции.
  2. Содержание экспозиции.

Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозицион­ные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь, дать ее характеристику.

  1. Принцип построения экспозиции: проблемный, мемориальный, коллек­ционный, ансамблевый, образно- сюжетный и др.
  2. Проработка тематической структуры экспозиции.
  3. Комплектование фондов музея.

Составление плана поисково-собирательской работы с целью формирова­ния фондов школьного музея. Организация учета и хранения музейных коллекций.

  1. Выполнение художественного эскизного проекта экспозиции. Составление плана помещения, обозначение на нем размещения стендов, витрин, подиумов, интерактивных зон и т.п.
  2. Определение основных затрат на экспозиционное оборудование, техни­ческие средства, художественное решение и других затрат

По функциональному назначению и форме деятельности школьные музеи могут быть:

- Музей-выставка

- Музей-мастерская, студия

- Музей, клуб, театр

- Музей - методический кабинет

- Музей - творческая лаборатория

- Музей - научный кабинет

- Музей центр туристско-краеведческой работы

- Музей краеведческий класс

- Музей - адаптационный центр и др.

Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой школьный музей может включать в себя нее или несколько этих составляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образователь­но-воспитательную функцию на основе музейной коллекции.

Таким образом, в основу концепции развития школьных музеев должны лечь следующие положения:

- школьный музей должен стать центром музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения;

- школьный музей - это не традиционное музейное учреждение, а открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества де­тей, учителей, родителей, ветеранов.

ТЕКСТ В ЭКСПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Этикетажемв музее называется совокуп­ность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному эк­спонату. Ее содержание зависит от профиля му­зея, задач экспозиции и характера самого музей­ного предмета.

Грамотно и тщательно составленный этике­таж — существенный компонент экспозиции, значительный фактор повышения ее эффектив­ности. Работа над этикетажем, как подчеркивала одна из опытнейших музейщиков А. Б. Закс, носит строго научный харак­тер. Зачастую, прежде чем составить этикетку, надо атрибутировать предмет, т. е. точно выяс­нить все необходимые данные: кто изображен на фотографии рядом с писателем, в каком году сделан снимок; в каких спектаклях играла актриса в каком костюме и т.д. Еще раз напомним, что музейный предмет обладает емким информацион­ным потенциалом. Представленный в разных экспозициях, он может сопровождаться этикетками весьма различными по содержанию. Все это оп­ределяет сложность и ответственность работы над этикетажем. Поэтому и нам следует проанализировать этот вопрос более обстоятельно.

Составление этикетажа

В рекомендациях Музея современной истории России (бывш. Центральный музей революции СССР); по составлению этикетажа предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый). Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная эти­кетка. Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы ору­жия и т. д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруют­ся, и на одну этикетку выносят цифровые обо­значения, собирая аннотации как бы в один пу­чок.

В музейной практике сложилась определен­ная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основ­ных компонента:

- название предмета;

- атрибуционные данные: сведения о мате­риале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

- дата.

Прокомментируем сказанное примером:

Наши рекомендации