Общение как феномен человеческой деятельности.

Понятие общения. Основные теории общения. Общение с позиций философии, социологии, культурологи, психологии и лингвистики. Общение и коммуникация. Классификация составляющих общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Интеграционная модель речевого общения. Специфика делового общения. Деловое общение и ритуал. Классификации делового общения по различным основаниям: по способу обмена информацией (устное – диалог, монолог – и письменное); по содержанию (материальное, когнитивное, мотивационное, деятельностное); по средствам общения (непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное) и их характеристика.

Тема 2.

Средства и формы делового общения.

Природа средств общения. Знаки и знаковые системы передачи информации. Вербальное общение. Коммуникативные качества речи. Невербальные средства общения. Визуальные виды общения. Жесты (кинесика), виды жестов. Мимика, позы (пантомимика). Кожные реакции. Пространственно-временная организация общения (проксемика). Акустическая система общения. Слушание в деловой коммуникации. Голос: тембр, диапазон, тональность (паралингвистика). Паузы, смех, плач (экстралингвистика). Тактильная система общения: прикосновения, пожатие руки, объятия (такесика). Ольфакторная система общения: запахи. Невербальные комплексы. Формы делового общения и их особенности. Деловая беседа. Деловые переговоры. Служебное совещание. Деловая дискуссия. Публичное выступление. Пресс-конференция. Презентация.

Тема 3.

Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятия.

Понятие имиджа делового человека. Составляющие имиджа: впечатление, которое человек производит (внешний вид, манеры, окружающие его люди и вещи, речь), и его деловые качества. Профессиональная речь юриста. Коммуникативная культура юриста. Роль культуры устной и письменной речи в профессии юриста. Культура юриста-слушателя. Понятия «слушать» и «слышать». Культура поддержания деловой беседы. Профессиональная мотивация вопросов, переспросов, уточнений. Проявление атрибутов личности в деловом общении. Понятие ответственности за слово в профессиональном юридическом аспекте.

Тема 4.

Барьеры общения.

Понятие барьеров общения. Проблема классификации барьеров общения. Характер барьеров общения: «субъект-объект» и «субъект-субъект». Барьеры-помехи. Барьеры-препятствия. Барьеры-преграды. Барьеры-щиты. Природа барьеров общения. Физические барьеры общения. Социально-ролевые и социально-психологические барьеры общения. «Материя» барьеров общения: поведенческая, понятийная, эмоциональная, речевая. Поэтапное решение проблем «барьерного» общения. Оценка себя, собеседника, ситуации как источника возникновения барьера общения. Личностная адекватность восприятия, отношения и реакции на барьер общения. Типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам. Приемы преодоления барьеров в общении. Правила общения без барьеров.

Тема 5.

Этика и эстетика делового общения.

Организация диалогового пространства. Чувство времени. Пунктуальность. Регламент. Деловой этикет как установленный порядок поведения коммуникантов в сфере деловых контактов. Этикет и социальный статус адресата. Рамки делового этикета. Речевой этикет. Этикетные формулы, предписанные деловой коммуникацией. Деловой протокол как свод правил, в соответствии с которыми регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и пр. Функции и правила комплимента для делового общения. Правила хорошего тона. Новые этикетные требования к опосредованным видам общения: телефон, мобильная связь, Интернет. Основные компоненты деловой беседы по телефону. Интернет-переписка. Интернет-язык в деловом общении.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Тематический план для очной формы обучения

Таблица 4

№ п/п Разделы и темы дисциплины Всего аудиторных часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Приобретаемые компетенции
Лекции Семинарские и практические занятия
  1. Общение как феномен человеческой деятельности. Вводная лекция (с элементами лекции-беседы). Групповая дискуссия. Тренинг. Работа в парах, малых группах. ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2
  2. Средства и формы делового общения. Семинар-тренинг. Анализ коммуникативных ситуаций. Работа в парах, малых группах. Ролевая игра. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-9
  3. Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятия. «Круглый стол». Речевая разминка. Выступления. Групповая дискуссия. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-9
  4. Барьеры общения. Семинар-тренинг. Работа в парах, малых группах. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-9
  5. Этика и эстетика делового общения. Семинар - ролевая игра. Анализ коммуникативных ситуаций. Работа в парах, малых группах. Деловая игра. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-9
    Зачет          
    Всего за семестр    
    Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах    
               

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активных и интерактивных формах, составляет 100%.

Тематический план для заочной формы обучения

Таблица 5

№ п/п Разделы и темы дисциплины Всего аудиторных часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Приобретаемые компетенции
Лекции Семинарские и практические занятия
  1. Общение как феномен человеческой деятельности. Вводная лекция (с элементами лекции-беседы). ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2
  2. Средства и формы делового общения. Семинар-тренинг. Анализ коммуникативных ситуаций. Работа в парах, малых группах. Ролевая игра. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-9
  3. Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятия. «Круглый стол». Речевая разминка. Выступления. Групповая дискуссия. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-9
  4. Барьеры общения. Семинар-тренинг. Работа в парах, малых группах. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-9
  5. Этика и эстетика делового общения. - Семинар - ролевая игра. Анализ коммуникативных ситуаций. Работа в парах, малых группах. Деловая игра. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-9
    Зачет          
    Всего за семестр    
    Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах    
               

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивных формах, составляет 100%.

Наши рекомендации