От двувидовых глаголов обиходно-бытовой, рекламной и публицистической сфер

Ключевые слова:двувидовые глаголы, сфера функционирования, формообразование, действительные причастия.

Разноаспектное изучение двувидовых глаголов, их формообразования и особенностей функционирования в различных сферах русского языка, в частности в обиходно-бытовой сфере, в рекламе и в публицистике, способствует более глубокому осмыслению многих теоретических проблем современной аспектологии. В данной работе рассматриваются три сферы функционирования причастий, образованных от двувидовых глаголов: обиходно-бытовая, сфера рекламы и публицистическая. При анализе вышеперечисленных сфер в Национальном корпусе русского языка мы рассмотрели тысячу девяносто один двувидовой глагол. В связи с тем, что количество двувидовых глаголов в русском языке увеличивается, а посвященных им специальных исследований не так много, разработка данной темы представляется нам актуальной.

Обиходно-бытовая сфера – сфера повседневно-бытового общения. Здесь реализуется форма непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также частная неофициальная переписка. В этой сфере функционирования представлены такие тексты, как походные письма, переписки, дневниковые записи, записные книжки, журналы. В данной сфере в форме действительных причастий употребляется лишь пятьдесят лексем (атаковать, обещать, повиноваться, приветствовать, рекомендовать и т.д.).

Следующая, рассматриваемая нами сфера – сфера рекламы. Она является развивающейся и активно пополняющейся новыми примерами. В рекламной сфере мы обнаружили только 42 слова, от которых образованы и употреблены действительные причастия (родиться, рекомендовать, активировать, стартовать, ориентировать и т.д.).

Третья сфера функционирования – публицистика. Публицистика является основным средством общения между представителями современного образованного общества. Данный стиль обслуживает как политическую, так и неполитическую сферу общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.). В рассматриваемой публицистической сфере представлены такие тексты, как передовая статья, эссе и др. из журналов, газет, каталогов. В данной сфере имеется большая вероятность присутствия значительного количества причастных образований от двувидовых глаголов. В публицистике в форме действительных причастий употребляется четыреста десять лексем (абсорбировать, абстрагировать, абстрагироваться, автоматизировать, адаптировать и т.д.).

Разбив действительные причастия от двувидовых глаголов на две группы («действительные причастия настоящего и прошедшего времени НСВ[7]» и «действительные причастия прошедшего времени СВ[8]»), мы выявили, что во всех трех сферах функционирования (обиходно-бытовая, рекламы, публицистическая) по количеству образований причастия НСВ настоящего времени значительно превосходят количество причастий СВ настоящего времени, что объясняется свойством настоящего времени сочетаться только с НСВ. Примеры употребления НСВ прошедшего времени единичны и встречаются только в двух сферах:

– в обиходно-бытовой (зафиксированы лишь от трех слов: обещать, креститься, шокировать):

1. С известным злорадством передавались разные романы из офицерской жизни, шокировавшиеи очень интересовавшие местное общество, бывшее весьма «prude». (А. Ф. Редигер. История моей жизни (1918)).

2. «Вот как хорошо, ― сказала я тоже крестившимся веселым старушкам, ― завтра Рождество и храм мы посетили на праздник» (Мария Желнавакова. Письма Н. С. Фуделю (1987-1997) (1987-1997) // «Альфа и Омега», 1999-2000).

3. Будем их торопить, а вот с большими, горячо обещавшими, но медленно поспешающими, предстоит еще много хлопот (С. В. Максимов. Письма А. А. Бахрушину (1898)).

– в публицистической сфере (зафиксированы лишь от тридцати пяти слов: ассоциироваться, атаковать, апеллировать, ассимилироваться, арендовать, анализировать, активизироваться, адресовать, романтизировать, саботировать, сочетать, специализировать и др.):

1. Один из авторов японо-германского военного соглашения генерал-майор Осима, японский военный атташе в Берлине, сам является одним из крупнейших разведчиков, «специализировавшихся» на действиях против СССР (Подрывная работа японской разведки (1937)).

2. Женщины, специализировавшиесяна этом вопросе, плохо доказывают свое «человечество» (З. Н. Гиппиус. Дневники (1914-1928)).

3. А если Кучме на ее основе удастся добиться заметной интеграции не только в рамках Четверки России, Белоруссии, Казахстана и Украины, но и в рамках всего СНГ, то Украина так долго саботировавшая СНГ, искупит свои провинности (Светлана Лурье. Великая четверка (2003) // «Спецназ России», 2003.03.15).

Эта группа вызвала много разногласий, так как приведенные в Национальном корпусе примеры часто имеют узкий контекст, что составляет сложность при отнесении анализируемых слов к СВ или НСВ. Приведем пример:

1. Перед нами стоял не милый Барри, так заботливо сервировавшийдля нас стол, а президент крупнейшей киностудии в Голливуде (Родион Нахапетов. Влюбленный (1998)).

По большей же части видовую отнесенность определить не так сложно, если рядом присутствуют «компоненты-помощники».Рассмотрим наиболее употребительную группу действительных причастий настоящего времени НСВ, выполняющую характеризующую функции. В результате работы выяснилось, что самой продуктивной сферой на наличие причастий настоящего времени НСВ является публицистическая сфера. В данной сфере почти от каждого из четырехсот десяти двувидовых глаголов (кроме лексем: автоматизироваться, аккредитовать, акклиматизироваться, акцентироваться, ангажировать, аргументировать) образуются и употребляются формы действительных причастий настоящего времени НСВ:

1. В единую информационную систему была включена накопительная дисконтная система сети, аккумулирующая в себе сведения обо всех клиентах компании с возможностью отслеживания полной истории их покупок и включающая в себя элементы CRM (Columbus IT Partner автоматизировала «Л’Этуаль» (2004) // Computerworld, 2004.07.30).

На втором месте по количеству образований причастий настоящего времени НСВ является обиходно-бытовая сфера (от сорока одного двувидового глагола):

1. Царю Небесный, говорим, потому что Он совершенно царствует во всех силах Ангельских, повинующихсяЕму совершенно и неотпадно; а на земле Он царствует только в немногих избранных; на земле много греха, и Он не живет в грешных людях (Иоанн Кронштадтский. Дневники (1908)).

Реклама является самой малочисленной сферой функционирования причастий настоящего времени НСВ (от тридцати семи двувидовых глагола):

1. Причем внутренней границей атаки всегда является туловище соперника, а внешняя граница определяется длиной атакующейконечности или длиной оружия атаки. (Современное айки-дзюцу – универсальная боевая и спортивно-оздоровительная система (2003) // Боевое искусство планеты).

Следующая группа, немного уступающая группе настоящего времени НСВ, – группа настоящего времени СВ. Причастия в контексте имеют перфектное значение, выражая «прошедшее действие, результаты которого актуальны для более позднего временного плана – настоящего или прошлого» [1: 90]. Публицистическая сфера опять же превалирует по количеству образований над обиходно-бытовой и рекламной. В данной сфере действительные причастия СВ прошедшего времени мы обнаружили от двухсот двадцати двувидовых глаголов (блокировать, бойкотировать, велеть, галопировать, девальвировать, исследовать, даровать, финишировать, стартовать и др.):

1. Совершенства в этом жанре стилисты достигли, создавая «Ягуар-ХК120», стартовавшийв 1948-м. (Сергей Канунников. Мой обаятельный и сильный зверь (2004) // За рулем, 2004.02.15).

В обиходно-бытовой сфере эта группа включает в себя восемнадцать двувидовых глаголов, образующих действительные причастия (крестить, обещать, шокировать, рекомендовать, приветствовать, женить, атаковать, блокировать, велеть, исследовать, родиться, трассировать, миновать, наследовать, и др.):

1. Я согласился на милое предложение Пахульского ради погоды, обещавшей быть особенно хорошей, отложить нашу музыкальную беседу на завтра и потом раскаивался, так как совершил проулку очень неудачную, хотя и утомительную (П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк).

В рекламной сфере в группе прошедшего времени СВ зафиксировано девять двувидовых глаголов, образующих действительные причастия (родиться, родить, активировать, рекомендовать, стартовать, арендовать, импортировать, специализировать, специализироваться):

1. В России набирает темпы благотворительная программа «Avon ― вместе против рака груди», стартовавшаяв сентябре 2002 года («Avon - вместе против рака груди» (2003) // «100% здоровья», 2003.03.01).

Отметим, что, по нашим данным, наиболее употребительной в рассмотренных сферах является форма настоящего времени несовершенного вида, выполняющая характеризующую функцию, а как известно, данное время имеет свойство сочетаться только с НСВ, что и объясняет подобное соотношение примеров в количественном плане. В меньшей степени употребительны формы совершенного вида прошедшего времени, так как назвать его однозначно «совершенным» сложно. Значение совершенного вида обусловливается и определяется контекстом, обычно поддерживаясь соседними глагольными формами. Нередко в предложении присутствуют лексические показатели отнесенности действия к плану прошлого. Наиболее характерным для СВ является прошедшее время, так как совершенному виду свойственно значение завершенности действия.

Рассмотрев и проанализировав три сферы функционирования, мы приходим к выводу, что наиболее употребительны действительные причастия от двувидовых глаголов в публицистической сфере. Возможно, данная ситуация складывается в связи с тем, что публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов (лексических, словообразовательных, фразеологических), а также в связи с близостью публицистики к «художественному письму», стремлением авторов грамотно, красиво и лаконично представить информацию. Менее же употребительны действительные причастия от двувидовых глаголов в рекламной сфере. Скорее всего, такое положение в сфере рекламы наблюдается из-за стремления к упрощению нагромождений в текстах и желанию как можно доступней доносить информацию до аудитории.

Благодаря сопоставительному анализу действительных причастий от двувидовых глаголов в данных сферах, мы выявили наиболее частотно употребляющуюся видо-временную форму в каждой из сфер. Также в процессе работы отмечена публицистическая сфера как отличающаяся от двух других (обиходно-бытовой и рекламной) бóльшим количеством образований причастных форм от двувидовых глаголов.

Литература

1. Бондарко, А.В., Буланин, Л.Л. Русский глагол. М., 1967.

2. Калакуцкая Л. П. Адъективация причастий в современном русском литературном языке. М.: Наука, 1971. 227 с.

3. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 223 с.

4. Ремчукова Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола. М.: Флинта, Наука, 2004. 143с.

5. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2008. 1136 с.

Монастырева М.В.

Студент группы 4301

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Наши рекомендации