Компенсирующей направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

На 2017-2018 учебный год

Воспитателей

Младшей группы «Светлячок»

Компенсирующей направленности

Государственного бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

Детского сада №115 компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Козловой Л. И., Поздняковой В.В.

Срок реализации 1 год

Санкт-Петербург

Год

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 2

1.1. Пояснительная записка. 2

1.1.1. Цели и задачи программы.. 2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.. 4

1.1.3. Характеристика особенностей развития детей со зрительной депривацией дошкольного возраста 7

1.1.4. Возрастные особенности психофизического развития детей 2 младшей группы (3-4 года) 10

1.2. Планируемые результаты освоения программы детьми (целевые результаты) 13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 15

2.1. Содержание программы в соответствии с направлениями развития ребенка. 15

Комплексно – тематическое планирование образовательной работы во второй младшей группе в 2017 – 2018 учебном году. 38

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми. 43

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников. 44

2.4. Коррекционный уголок в группе. 45

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 46

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. 46

Режимы дня. 48

3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 54

Виды детской деятельности. 55

Циклограмма деятельности воспитателя на день. 57

Циклограмма деятельности воспитателя на неделю.. 58

3.3. Создание предметно-развивающей среды.. 59

3.4. Организация специальных условий образования детей с нарушением зрения. 64

3.5. Система оценки достижений планируемых результатов освоение программы.. 66

3.6. Методическое обеспечение образовательной программы.. 68

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи программы

Деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» направлена на обеспечении права семьи на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития.

Программа рассчитана на один год обучения, соответствует Федеральным государственным стандартам дошкольного образования и обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общеразвивающая и коррекционная работа, предложенная в Программе, обеспечивает всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, подготовку его к школьному обучению. Общеразвивающее направление деятельности, включающее согласно ФГОС ДО, пять образовательных областей, достигается за счет коррекционной направленности обучения. Специальные занятия с ребенком, имеющим нарушения зрения, обеспечивают сенсорно-перцептивное развитие, развитие компенсаторных процессов за счет сохранных анализаторов (слуховое восприятие, осязание, обоняние, вкус, накопление сенсорного опыта), коррекцию нарушений речи, развитие предметных, игровых действий.

Предусмотрена возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель Программы - организация условий развития ребенка с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:

1)создание благоприятных условий развития детей с нарушениями зрения в соответствии
с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

2) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе;

3) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, получающих образование в различных организационно-педагогических условиях, в том числе их эмоционального благополучия;

4) обеспечение преемственности целей, задач и содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (принята решением Педагогического совета – протокол №1 от 29.08.2017 и утверждена приказом заведующего №61 от 29.08.2017г.). Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и специальной педагогики.

В основе программы лежит системный подход к коррекции нарушений развития детей в условиях зрительной депривации.

Программа включает следующие образовательные области:

·Социально-коммуникативное развитие;

·Познавательное развитие;

·Речевое развитие;

·Художественно-эстетическое развитие;

·Физическое развитие.

Теоретической основой Программы образования детей дошкольного возраста с нарушением зрения стали:

· теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский);

· современные представления о структуре нарушений зрения (Э. С. Аветисов, А. И. Дашевский, А. И. Каплан, В. И. Лакомкин, Э. И. Танюхина, В. Л. Шестаков и др.);

· учение о компенсации слепоты (Л. С. Выготский, М. И. 3емцова, Л. И. Солнцева);

· теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

· Положение о качественном своеобразии формирования личности ребенка с нарушением зрения как одной из закономерностей аномального развития (Л. С. Выготский, А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Б. Г. Тупоногов, В. А. Феоктистова); выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л. С. Выготский);

· положение о единстве лечебно-восстановительного и коррекционно педагогического процессов при воспитании и обучении детей с нарушением зрения (Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян);

· учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергелес, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

· современные концепции дошкольного образования, рассматривающие процесс развития ребенка как многоаспектный целостный процесс (Т. И. Бабаева, М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова и др.).

Программа построена на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Содержание программы направлено на реализацию основных принципов воспитания
и обучения.

Принцип комплексности осуществляется в клинико-физиологическом, офтальмо-гигиеническом и психолого-педагогическом подходе к диагностике и коррекции развития детей с нарушением зрения.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется при планировании коррекционно-развивающего обучения, построении индивидуального маршрута развития ребенка с нарушением зрения в зависимости от офтальмологического прогноза и результатов психолого-педагогического обследования.

Принцип дифференцированного подхода предполагает применение специальных методов, приемов, создание специфических условий для полноценного включения ребенка в образовательный процесс в соответствии со временем возникновения нарушения зрения, степенью и характером зрительной патологии, способностью ребенка ориентироваться в окружающем мире.

Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зрительными возможностями, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

Принцип наглядности предполагает использование графических, рельефных и объемных наглядных пособий, подобранных в соответствии со зрительными возможностями детей, режимами зрительной нагрузки, этапами офтальмологического лечения.

Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности и предполагает применение приемов, стимулирующих пробуждение познавательного интереса, обеспечивающих его стойкость.

Принципы научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

Образование по данной программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года - с 1 сентября по 30 июня. Пять недель в году (три вначале сентября и две в мае) отводятся на проверку уровня знаний и умений детей по всем разделам программы.

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Необходимо проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие занятия, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Безопасность.

Из-за особенностей психического развития (нарушение зрительного представления, сужение объёма памяти, особенности эмоционально – волевой сферы, узость мыслительных операций и т. д.) дети с нарушениями зрения овладевают навыками безопасности жизнедеятельности гораздо медленнее, чем их нормально видящие сверстники. Трудности и опасности вызывают такие, казалось бы, мелочи, как овладение столовыми приборами, нахождение своих вещей в комнате, передвижение по улице, переход через дорогу и т. д.

Все эти знания и умения должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте, так как в последующей жизни они становятся просто необходимыми для осуществления какой – либо деятельности.

Восприятие.

Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Зрение остаётся ведущим анализатором. Слабовидящий пользуется зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не заменяют зрительных функций ребенка.

Внимание.

Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. Так как у ребенка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так в последствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всем многообразии его качеств.

Память.

У детей с амблиопией и косоглазием затрудняется выработка системы сенсорных эталонов. Это вторичное отклонение в свою очередь влияет на качество запоминания зрительного материала и оказывает в дальнейшем негативное влияние на формирование мыслительных процессов.

Речь.

Особенности формирования коммуникативной функции речи заключается в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затрудненно и овладение словарным запасом, т. к. у дошкольников с нарушением зрения сужен объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи. Обобщающая сторона речи является оперативным инструментом мышления ребёнка. Недифференцированность зрительных образов, бедность зрительных представлений, несформированность системы сенсорных эталонов детей с косоглазием и амблиопией затрудняет качественное формирование данной речевой функции. Особенности регулирующей функции речи связанны с характерологическими особенностями каждого ребёнка.

Мыслительные процессы.

На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ребенок способен:

· создавать предметные конструкции из 3-5 деталей с помощью тифлопедагога или воспитателя;

· показывать и называть по словесной инструкции 2-4 основных цвета и 2-3 формы;

· выбирать из трех предметов разной величины «самый большой» «самый маленький»);

· создавать постройку из 3-4 кубиков по образцу, заданному взрослым;

· создавать коллективные постройки при непосредственном участии взрослого;

· воспринимать и запоминать инструкцию из 3-4слов;

· планировать и выполнять элементарные действия с помощью взрослого и самостоятельно «Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

· моделировать элементарные действия, указывающие на величину, форму предметов, их
протяженность, удаленность (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

· присчитывать «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначать итог счета;

· определять контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

У ребенка:

· появляются потребность в общении и общие речевые умения;

· расширяется понимание речи; расширяется активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы.

Ребенок может:

· использовать в речи простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;

· использовать в речи простейшие речевые фразы.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ребенок может:

· безбоязненно передвигаться в ограниченном пространстве, проявляя стремление к самостоятельной двигательной деятельности;

· реагировать на специальные сигналы, выполнять скоординированные действия при ползании, ходьбе, согласовывать свои действия с другими детьми;

· с помощью взрослого и самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения по образцу, упражнения по словесной инструкции;

· реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;

· принимать активное участие в подвижных играх;

· использовать предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполнять действия c преlметами бытового назначения при незначительной помощи взрослого;

· выполнять основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Ориентировка в пространстве

Ребенок способен самостоятельно:

· показывать и называть части своего тела, части тела куклы;

· выполнять действия по определению правой и левой сторон «на себе»;

· ориентироваться в помещениях группы (находить свое место за столом, кровать в спальне, свой шкафчик в раздевалке и т. д.);

· определять источник звука.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы в соответствии с направлениями развития ребенка

Младшая группа
(3-4 года)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Игра

Возраст детей трех-четырех лет характеризуется тем, что у них появляется способность различать игровое и реальное действие. Они овладевают умением принимать воображаемую ситуацию и действовать согласно ей.

Из-за проблем с пространственной ориентировкой, зрительным восприятием у детей
с нарушением зрения наблюдаются трудности при усвоении игрового действия, что сказывается на формировании всех видов деятельности, в том числе и игровой. У дошкольников отмечаются ограниченность тематики и простота игровых сюжетов, содержания игры, схематизм игровых и практических действий, замена практических действий словами, ограниченность партнеров по игре. В силу перечисленных выше особенностей предметно-игровые действия формируются посредством специальных занятий и упражнений.

Важная роль отводится созданию специальных игровых условий, позволяющих детям
свободно ориентироваться в помещении группы, площадки, и игровой среды, способствующей самостоятельному игровому творчеству и общению. Игра является неотъемлемой частью всей образовательной деятельности в детском саду. Элементы игры включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности детей (ознакомление с окружающим и развитие речи, формирование элементарных математических представлении и др.), в совместную и самостоятельную деятельность детей и выступают отдельным видом деятельности.

Задачи психолого-педагогической работы:

• формирование игровых действий, отражающих социальные взаимоотношения;
· обучение детей умению ставить игровую задачу и вербализовать ее;

• развитие умения самостоятельно использовать в игре реальные предметы и предметы - заместители, символы;

• развитие активности ребенка в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых, подвижных
играх;

• обогащение содержания самостоятельных игр дошкольников.

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие потребности детей отображать в игре знания об окружающем мире, окружающей действительности.

Привитие интереса к различным видам игр.

Воспитание желания объединяться для игр в небольшие группы (2-4 человека), действовать согласно правилам игры.

Ролевые игры

Игры с сюжетными игрушками. Учить детей имитировать движения животных, издаваемые ими звуки.

Обучение предметным действиям с сюжетной игрушкой (покормлю куклу, кукла пойдет гулять - надену на куклу платье, шапку и пр.).

Игры, направленные на обучение способам ролевого поведения, включение детей в сюжетные ситуации (на приеме у врача, nокуnаю овощи, готовлю обед, накрываю на стол и пр.).

Включение детей в несложные игровые сюжеты, обучение называнию себя в какой-либо роли (я врач, я мама, я сынок и пр.) в играх «Доктор», «Семья», «Магазин», «Дочки-матери».

Обогащение предметно-развивающей среды группы полифункциональным оборудованием, специальными дидактическими игрушками, атрибутами игр.

Игровые сюжеты с включением дополнительного материала и предметов-заместителей (строительные наборы, стульчики-вагончики, скакалки-дорожки и пр.).

Дидактические игры

При обучении детей действиям с дидактическими материалами основное внимание уделяется развитию у детей зрительного восприятия предметов, ориентировке в пространстве, развитию мышления, внимания.

Игры, направленные на формирование предметных представлений

Обучение умению удерживать предмет одной рукой и обследовать его другой, устанавливать предмет или находить его в пространстве помещения, игровой площадки по подробному описанию «Найди такие же игрушки», «Найди предмет в группе», «Чей силуэт» и др.) Обучение игровым действиям, направленным на формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).

Обучение детей составлению различных узоров из квадратов, полосок, сравнению предметов между собой, нахождению по заданному цвету, форме такого же предмета «Составь цветной коврик», «Сложи башенку», «Составь матрешку», «У кого какой предмет?»).

Формирование навыков пространственной ориентировки на себе, относительно себя «Угадай, где позвонили», «Делай, как я», «Покажи и назови предметы» (сзади, спереди, перед
тобой), «Обведи ближний предмет» игры с дидактической куклой и др.).

Игры на развитие памяти, внимания «Чего не хватает», «Угадай, кто как кричит», «В чем ошибся художник» и др.).

Игры, способствующие речевому развитию детей «Разные слова», «Петрушка ошибается», «Как об этом сказать», «Поможем кукле», «Прилетели птички», «Подскажи слово» и др.).

Театрализованные игры

Стимуляция детей к выполнению действий, имитирующих движения животных (собака, кошка, мишка, зайка и др.).

Совместные игровые упражнения, направленные на формирование умения действовать с воображаемым предметом «понарошку: (застегиваю пуговицы, чищу зубы, расчесываюсь оплачиваю проезд и пр.).

Учить детей действовать согласно роли (хитрая лиса, зайка-трусишка, сердитый волк,
косолапый мишка и пр.).

Привлечение детей к выполнению ролей в сюжетных сказках.

Примерный перечень игр и игровых упражнений

Режиссерские игры: «Комары и лягушки», «Утки и собачка», «Зайка серый умывается». «Зайка серенький сидит», «Делай, как я», «Курочка и цыплята», «Здравствуй петушок», миниатюры к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Игровые наборы для режиссерских игр

Кукольный дом с мебелью, одеждой и едой. Набор для игры в больницу: лекарства, машина «скорой помощи». Парикмахерская с зеркалом, ножницами, расческами, резинками для волос. Железная дорога, гараж, ангар с разным транспортом. Набор по уходу за маленьким пупсом-младенцем: коляска, погремушка, бутылочка для кормления. Кубики или набор-конструктор с большим количеством деталей.

Содержание психолого-педагогической и коррекционной работы

Знакомство с предметами, работа с которыми может вызвать травмы: ножницы (могут
травмировать пальцы), игрушки с подвижными деталями, особенно мелкими, и др. (можно прищемить пальчик); с предметами и объектами, наполняющими пространство группы спальни, гардероба, встречающимися при передвижении.

Знакомить со звуками большого города, с характером звучания транспорта (приближение торможение, остановка, открывание дверей, закрывание дверей, отправление). Знакомить с цветами (красный, зеленый, желтый, белый, черный) как сигнальными при дорожном движении (где их можно увидеть и как они помогают на улице).

Формировать умения: правильного захвата в соответствии с конфигурацией ручек предметов мебели, которой пользуются дети; правильного захвата стульчика для его переноса; зрительного контроля с помощью ориентира за действиями руки (рук) при выполнении предметно- практического действия (учим видеть ориентир и, сообразуясь с ним, выполнять действие); компенсаторным способом (расположение ладошки) определять и удерживать в поле зрения край поверхности (стола, полки), когда что-то на нее ставится или кладется.

Развивать умение узнавать и показывать на картинке героев, переживающих боль из-за
полученной травмы или испытывающих радость (веселье), интерес к безопасности, к достижению положительного результата без травмы.

Обучать умению выкладывать по вертикали цветные кружки в последовательности
(красный, желтый, зеленый - «светофор»), а также чередующиеся полоски белого и черного цветов «зебра», место перехода).

Обогащать опыт оценки пространства (большое - маленькое, свободное - с предметами) и безбоязненного передвижения в нем в условиях окклюзии.

Способствовать обучению ходьбе с преодолением естественных и искусственных препятствий (ходьба по пересеченной местности, с перешагиванием препятствий разной высоты, по лестнице), преодолением пространства (группа, спальня), наполненного предметами мебели или другими объектами. Развивать зрительный контроль при пересечении пространства и прямолинейной ходьбе; умение провести двигательно-зрительную оценку глубины пространства (близко - далеко от меня); зрительно-поисковую деятельность, оценку происходящего в пространстве, которое предстоит преодолевать (что и кого вижу).

Развивать умение ходить в парах, в колонне, не наталкиваясь на впереди стоящего ребенка.
Учить регуляции движений: остановка, замедление темпа в ходьбе, в физических упражнениях, подвижных играх по слову взрослого, с ориентацией на изменения в пространстве.

Способствовать формированию умения уверенно двигаться среди предметов в знакомом пространстве).

Труд

Основным содержанием труда в младшей группе является самообслуживание. Для детей 3-4 лет с нарушением зрения развитие навыков самообслуживания представляет значительную трудность и требует целенаправленного обучения. Основным методом становится показ действия, сопровождаемый поэтапным объяснением каждого приема, сопряженным выполнением действий, и постепенный переход к их самостоятельному выполнению.

Приучение детей к хозяйственно-бытовому труду осуществляется в процессе игр, когда ребенку предлагается навести порядок «в домике у кукол», постирать кукольную одежду, отвезти строительный материал, убрать за собой игрушки, помочь нянечке разложить салфетки и пр.

В младшей группе детей знакомят с трудом взрослых, работающих в детском саду (повар, доктор, воспитатель, нянечка).

Детей привлекают к элементарному труду в природе (полив крупных растении, наблюдение за уборкой листьев, снега на участке, привлечение к элементарным действиям).

Задачи психолого-педагогической и коррекционной работы:

·научить детей самостоятельно пользоваться ложкой, салфеткой;

·сформировать навыки умывания, использования полотенца;

·научить следить за аккуратностью и опрятностью во время выполнения гигиенических
процедур, приема пищи;

воспитать умение убирать игрушки после игры;

·сформировать элементарные трудовые умения.

Содержание психолого-педагогической и коррекционной работы

Самообслуживание

·Игровые упражнения и практические действия, направленные на обучение детей умыванию (мытье рук в определенной последовательности: открыть кран, намочить руки водой, взять мыло, намылить руки, положить мыло в мыльницу. круговыми движениями вымыть руки, смыть мыльную пену водой, «отжать воду», закрыть кран, вытереть полотенцем).

·Практические упражнения, игры, способствующие формированию у детей навыков одевания и раздевания в определенной последовательности «Оденем куклу Катю», «Подбери одежду Мишке» (в зависимости от сезона) и др.).

·Учить детей есть аккуратно пользоваться ложкой, показывать, что в ложку надо набирать немного пищи, чтобы она не выливалась из ложки и не оставалась в ней (столько, сколько можешь сразу отправить в рот»).

Хозяйственно-бытовой труд

·Приучать детей к выполнению элементарных поручений с максимальной помощью взрослых: расставить стульчики для занятий, убрать бумагу после аппликации, помочь одеться или поднять что-то и т. д. (Необходимо обратить внимание на тот факт, что в младшей группе поручения можно давать индивидуально или нескольким детям сразу и оказывать помощь при их выполнении.)

·Организации дежурства за столом. Учить детей класть салфетки, подставки с салфетками, ложки (дежурство не как обязанность, а как отдельные поручения-задания).

Труд в природе

·Учить детей ухаживать за комнатными растениями, различать сухую и влажную почву.

·Поливать растения в определенной последовательности (наклонить лейку так, чтобы носик
лейки упирался в край горшка. Поливать начинаем у основания стебля, а затем вокруг него.
Воды льем столько, чтобы в поддоне появилась вода, и пр.).

·Обучение умению протирать влажными салфетками крупные листья растений с обязательным показом, объяснением своих действий, сопряженными действиями, что очень важно при обучении детей с нарушением зрения.

·Посадка бобовых растений (фасоль, горох), лука. Уход за посаженными растениями,
наблюдение за их ростом. Данный вид деятельности интегрируется с образовательной областью «Познание».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Конструирование

Задачи психолого-педагогической и коррекционной работы:

·знакомить детей с различными конструктивными материалами;

·учить детей сравнивать элементы различных наборов по цвету, форме, величине;

·учить детей использовать готовые постройки в сюжетной игре.

Содержание психолого-педагогической и коррекционной работы

Конструирование несложных построек (стол, стул, диван, кровать, мостик).

Включение построек в сюжет ролевой игры (кроватка для куклы, лесенка для мишки и пр.)
Конструирование из кирпичиков и кубиков, расположенных горизонтально, вертикально по образцу, заданному воспитателем, самостоятельно.

Моделирование с помощью конструктора LEGO, создание мозаичных изделий из крупной мозаики.

Содержание психолого-педагогической и коррекционной работы

Это я. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Формирование умения показывать и называть голову (глаза, нос, рот, уши), шею, туловище, руки, ноги. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др.). Закрепление в речи детей названий основных эмоциональных состояний: смеется, плачет, радуется, грустит.

Игры с куклой на соотнесение с образом ребенка: чем кукла похожа на ребенка, чем отличается.

Игры и игровые упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь зимой и летом»,
«Посуда, мебель для меня и для моей мамы (моего папы)». Обыгрывание ситуаций «Помогаю маме», «Я сын (дочка), внук (внучка)», «Я брат (сестра)».

Игры и игрушки. Предметные игры с любимыми игрушками. Игры с образными игрушками. Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию, на ощупь. Игровые ситуации
и упражнения на формирование двухсловных предложений, включающих усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного - Где машина; указательное слово + именительный падеж существительного - Вот машина. Это кукла).

Обучение детей составлению простейших фраз с опорой на специально созданные серии картинок и фотографий на темы отобразительных игр.

Семья. Рассматривание фотографий, беседы о семье ребенка (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Ролевые игры, отражающие ситуации доброго, заботливого отношения членов семьи друг к другу.

Ролевые и дидактические игры о занятиях и труде членов семьи «Что умеют делать мама, папа, бабушка?»).

Разыгрывание с куклами ситуаций на темы праздников в семье (Новый год, дни рождения).
Мой дом. Игры и игровые упражнения, направленные на знакомство детей с основными
предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества). Игровые ситуации по ознакомлению детей с целевым назначением предметов быта (посуда столовая, чайная; мебель для кухни и комнат). Беседы с детьми об играх дома с родными.

Ознакомление детей с основами безопасного поведения дома (недопустимость игр с огнем, правила поведения на балконе и т. д.). Рассматривание картинок о поведении детей дома, на игровой площадке у дома. Беседы с детьми, стимулирование их к речевому общению по ситуациям, изображенным на картинках.

Детский сад. Экскурсии по детскому саду. Знакомство с взрослыми, работающими с детьми (их имена, основные занятия). Совместные игры детей. Игры на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки группы.

Рассматривание фотографий, просмотр видеофильмов о совместных играх, занятиях.
досугах, прогулках, праздниках и развлечениях.

Знакомство детей с участком детского сада. Выполнение детьми элементарных трудовых поручений. вынос игрушек на прогулку и рассказ о своих действиях двухсловными предложениями (вместе со взрослыми). Игры детей на прогулке зимой и летом.

Целенаправленные наблюдения за участком детского сада зимой и летом (вместе со взрослым). Беседа по вопросам о наиболее ярких изменениях, происходящих на участке детского сада в разное время года.

Мир вокруг нас. Рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, машина, грузовик, трамвай, самолет). Рассматривание картинок. Знакомство с правилами дорожного движения. Ознакомление со светофором и знаками дорожного движения (пешеходный переход, движение пешеходов запрещено) на основе моделирования ситуаций «Моя улица», «Дорога В детский сад».

Экскурсии. Сюжетные игры с использованием различных игровых наборов «Магазин», проигрывание ситуаций на тему «Магазин».

Знакомство с медицинским кабинетом детского сада. Предметные и ролевые игры на ознакомление с профессиями продавца, врача, шофера. Чтение литературных произведений о труде взрослых.

Животные. Наблюдение, беседы, игры, чтение литературы о домашних животных и их
детенышах. Первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Наблюдение, беседы, чтение литературных произведений о птицах. Воспитание заботливого отношения к животным и птицам.

Человеческая семья и семья животного: сходства и различия.

Звукоподражание голосам животных и птиц. Театрализованные и настольно-печатные
игры, связанные с животными и птицами. Узнавание объемных и плоскостных моделей
животных и птиц, называние их. Примеры из жизни знакомых детям домашних и диких
животных. Стимулирование желания детей повторять за взрослым фразы о повадках, голосах животных и птиц (с помощью вербальных и невербальных средств общения).

Растения. Формирование у детей понимания того, что растения - живые организмы (им больно, они могут погибнуть, если за ними не ухаживать). Наблюдение за ростом растений в уголке природы в детском саду, дома, на улице. Растения летом и зимой: в саду, в огороде, в лесу (зависит от местных природных условий). Наблюдение за трудом взрослых в природе, элементарные трудовые поручения по уходу за растениями (вместе со взрослым). Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям.

Беседы, в ходе которых дети узнают о значении растений в жизни человека (использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту, и т. д.). Рассматривание мебели, игрушек из дерева. Игры с деревянными игрушками.

Чтение литературных произведений о растениях и беседы по ним с использованием растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др.

Минералы. Наблюдение, практическое экспериментирование с наиболее известными минералами (песок, камни). Их значение в жизни человека. Игры с песком, камешками, водой (см. «Игры с песком и водой»).

Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием минералов, игрушек из глины, картинок. Рисование песком, простейшие лепные поделки из глины и др.

Цвета и звуки. Игры и игровые упражнения на ознакомление детей с разнообразием звуков
(шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни
ветра, голоса птиц и зверей).

Игры, предметно-практическая деятельность по ознакомлению с цветом в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Упражнения и игры с предэталонами цвета: выделение цвета, характерного для травы, солнца, воды, снега. Игры на формирование представлений об основных цветах зим

Наши рекомендации