Мифологическое мышление, категории и особенности
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, КАТЕГОРИИ И ОСОБЕННОСТИ
Принципы мифологического мышления:
1. Мифологическая или дологическая система мышления до появления логики, 4 в до Рождества Христова, Аристотель. Особенности:
- отсутствие выделения в окружающем мире реальной и сверхъестественной связи
- неопосредованно ложный поиск причинно-следственных связей
Для нас естественно при любом событии искать причину, у несовершенного человека все иначе.
Эпиграф любого религиозного сознания: Верую, ибо абсурдно.
Причинно-следственных связей не ищут. То или иное событие является некой сверхъестественной силой: враждебной или благой.
То, что нарушает причинно-следственную связь и есть чудо.
- эффект причастности. Сравнение человека современного и человека древнего. Например, крестовый ход. Современный человек не задумывался о том, что он является одним из апостолов. Для него это символ, а для древнего человека - это ритуал.
Все ритуалы исполнялись при условии, если человек становился другим. Смена декораций важна, но нужны внутренние перевоплощения. Чтобы почувствовать, нужно превратиться в желаемое.
Подсознание оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Рациональное сознание скрывает бездну подсознания.
Гроф проводил эксперименты с помощью ЛСД. Наш тип жизни - постоянное ускорение, что расшатывает нашу нервную систему. Мы окружены предметами, истории которых не знаем.
Миф - сердцевина мифологического мышления. Он уподобен сказке. Первое упоминание - Эллиада, Одиссея (Гомер).
В повседневной жизни мы окружены мифолизацией. Мы каждый день оживляем предметы быта. Это происходит на уровне подсознания.
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В МИФЕ
В разных мирах время течет по-разному. Время - состояние души. Прошедшего уже нет, настоящее постоянно убегает, а будущего еще нет.
В разных культурах разное восприятие времени и пространства. В мифологии слито время и пространство. У Майя - время первично. Древние греки представляли будущее сзади, а прошлое впереди. Условия изменяют фактуру времени. Существует поверье (средневековье), что во время мессы в храме время останавливается. Часы без стрелок у Сальвадора Дали - мифологический термин, когда время стоит. Сон - пример близости нас с мифом. Во сне наблюдается абсолютная свобода сознания. Несоответствие реального времени и переживание его в своем сознании.
Древние остро чувствовали тайну в пространстве. Каждая часть пространства имеет свою энергетику. Не всякое пространство подходит человеку. Любой пространственный рисунок излучает свои поля. Например:
В Индии значительная часть храма не освещается, дабы создавались положительные энергетические поля. Каждый предмет в гробнице стоит на определенном месте, создавая нужную энергетику. При вскрытии гробницы деформируется энергетика, что приводит к нехорошим последствиям. Пространство мстит за желание изменить его.
2 способа взаимодействия времени и пространства:
1. Ренессанский - рождается из художественного. Возрождение - новое отношение к пространству. Видение пустого пространства и сотворение гениального из ничего.
2. Область науки. Пространство само по себе. Тела, набросанные в пространство, созданные из хаоса, держат мироздание.
Все уже сотворено, одно проявлено, другое скрыто. Микеланджело: «Я беру каменную глыбу и убираю все лишнее». Один и тот же предмет будет выглядеть по-разному, попадая в разные измерения, т.к. пространство многослойно.
МИФ И ЯЗЫК
Возникновение слова связано с древним мифом. Мифология - особый вид устного творчества на ранних ступенях развития человечества. (Mifos - язык богов)
Мы не поймем, что такое миф, не осознав, что такое слово.
Язык - первая сила, появившаяся сама по себе. 12-ти апостолам святой дух дал возможность говорить на всех языках мира (следствие разделения всех на разные языки является строение Вавилонской башни).
Древнейшие знаковые системы были направлены на установление коммуникаций с духами, демонами и сверхъестественными силами. В буддизме в качестве передачи данных является способ «от сердца к сердцу, от учителя к ученику».
Иллюзорность магии. В магических текстах самое главное - фонетика. Целью текста является ритм. Проблема магических текстов в том, что смысл слова вторичен.
Немецкий язык - язык философии (Ницше, Кант)
Французский - язык любви.
Мифос - язык богов и сверхъестественных существ, благодаря которому был создан мир из хаоса. Мифос использовался для ритуалов. Древние мифы дошли до нас в форме религиозных текстов. Эти тексты были неотъемлемой частью ритуала.
Воспроизведение мифа:
1. Текст пропевался.
2. Пение сопровождалось аккомпанементом.
3. Действие разворачивалось в момент ритуального танца.
4. Оформление ритуальной площадки (орнамент).
5. Ритм - помогает человеку войти в трансовое состояние.
МИФ И РИТУАЛ
Ритуал - это установление контакта между человеком и Богом. Это совокупность регулярно совершающихся действий в установленном порядке.
Ритуал проводится для того, чтобы максимально подготовить человека для общения с мощной энергетикой Бога.
Ритуал - массированный последовательный удар по всем органам чувств. Особенно на зрение, прежде всего для этого в ритуале задействовано:
1. Маска - она физически ослепляет и человек ориентируется на другие органы чувств.
2. Погружение во тьму. Темнота разрушает границу между человеческим телом и пространством.
3. Палка - становится проводником.
Самая распространенная форма ритуального пространства - это форма древнегреческого театра. Воронка. Другое восприятие звука и пространства.
Ритуал любит оптические иллюзии. В нем часто использовали зеркала и наркотики. Наркотики нужны для того, чтобы на раннем этапе показать, на что человек будет способен, иллюзия силы.
Миф и ритуал связаны друг с другом. Миф определяет границы понимания ритуала и дает обоснования. Мифы определяют смысл ритуала. Участники ритуала окружают себя мифическими существами. Ни один предмет в ритуале не является самим собой. Пример: жертвоприношение животного (конь в ритуале символизирует космос. Голова - заря, глаз - солнце, дыхание - ветер и т.д.)
Лабиринт - типичное ритуальное пространство. Он выбивает человека из привычного бытия. Погружение человека в лабиринт - это погружение человека в другую память. Лабиринт - это иллюстрация ритуального сознания (Лосев).
Ритуал занимается поглощением личности. Органы чувств - единственный способ получения информации. Если изменить наши системы восприятия, то изменится весь окружающий мир, примерно то же самое происходит во время ритуала.
КУЛЬТУРА ВЕДИЧЕСКОЙ ИНДИИ
Одной из самых величественных культур, существующих на нашей планете, является буддийская философия, сформировавшаяся главным образом в Индии. Индия - священный центр, исток нашей цивилизации.
Ведизм является древнейшей религиозной системой Индии. Для него характерно было обожествление природы.
Общество Древней Индии разделялось на варны. Среди каждой варны есть определенное количество каст:
1) Брахманы (жрецы) - хранят священные знания.
2) Вайшьи - военная аристократия, участие в обрядах.
3) Шудры - слуги, состоит в основном не из арийцев.
Каждой варне предписан определенны образ.
Жертвоприношение - неотделимая часть жизни ведического ария. Это связь с богами, которая дарит всяческие блага. Нет четкой границы между Богом и человеком. Человек в ритуале должен стать обладателем божественного тела. Чтобы его обрести, выполняется определенный набор различных обрядов. Божественное тело отличается от человеческого. Тело богов - энергетическое, другая плоть, легко трансформируется. Задача жреца в ритуале - провести человека в мир богов и вернуть обратно. Боги не любят, когда их видят, если они сами не разрешили. Воля богов - быть за пределами видимости, поэтому в ведийском ритуале нет изображений богов.
Существует 3 стадии (ашармы) жизни человека:
1. Этап ученичества.
2. Этап домохозяина.
3. Этап отшельничества (необязательно). Отшельник выбирает путь, который помогает ему освободиться от всего человеческого. Отшельничество - средство достижения состояния духа, когда все мирское перестает трогать.
У ариев была хорошо развита духовная культура, это относится и к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке - санскрите. Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоарийцев. Существует 4 сборника вед:
1. Сама-веда - веда напевов, фонетика.
2. Риг-веда - веда гимнов, самая главная.
3. Яджур-веда - описание жертвоприношения.
4. Атхарва-веда - веда магических заклинаний.
До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы начали их записывать, дополняя каждый сборник своими комментариями.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА
Страна, орошаемая водами двух великих рек - Тигра и Евфрата, ныне называемая Ираком, была колыбелью одной из самых древних цивилизаций на Земле. Шумеры являлись древнейшим населением страны. У них не было единого государства, существовало несколько десятков небольших городов. Шумерский язык схож с языком древних племен Индии.
В перспективе Месопотамия должна была урбанизоваться, превратиться в сплошное городское пространство. В Месопотамии не было сельского периода, сразу образовывались города. Самый существенный вклад шумеров в мировую культуру является изобретение письменности.
Основу шумерской религии составляли верования в существование различных божеств.
В шумерской культуре с каждым человеком связано 4 духа, 4 составляющих ( 4 астральные души, которые вынесены за пределы человека):
1. Илу (бог)
2. Иштару (богиня)
3. Ламассу (дух женского рода)
4. Шен (дух мужского рода).
Они защищают человека. Каждый из них носитель индивидуальных качеств индивида. Все - носители удачи.
Территория Месопотамии, междуречье Тигра и Евфрата. Цивилизация с ориентацией на материальную вечность (когда речь идет о человеке - ничто не вечно. Все, что он делает есть ветер).
Понятие человек в шумерской культуре сочетается именно с мужскими именами. Женщина считалась во многом существом иного рода и имеющее отношение к человеческому роду весьма относительное.
Шумерское Я располагается вне тела. Человек занимает гораздо большее пространство, чем занимает его физическое тело. Человек вмонтирован в мироздание и является его частью. Поиск силы зациклен на ритуальных технологиях. Очень много пользовались магией: от одиночек до гильдий. Для вступления в гильдию необходимо определенное происхождение и телесное совершенство (изъяны блокируют магические способности), хорошее образование.
Виды магии у шумеров:
- охранительная
- магия предсказания (завязана на астрологии, поведении животных, насекомых. Наблюдения за катаклизмами, жертвоприношения)
- мигия ущерба
- сексуальная магия
Судьба человеческого тела является окружающим пространством. Человеческое тело как зеркало, отражающее все, что представляет из себя человек. Социализация - употребление алкоголя (Звери пива не пьют). Пиво - ритуальный напиток, меняющий сознание.
Шумеры никогда не надеялись на вечную жизнь и культуру.
Для шумер город является смыслом жизни, нет сельских жителей, все горожане.
Город строился на возвышении, у реки стена (между миром живых и мертвых).
Празднества, правитель входит в храм и унижает статую, дабы перенять силу бога.
В основе города - храм (семиступенчатая пирамида), 8 этажей (светлфй, черный, красный, синий, красный, серебряный, золотой, голубой).
Время и пространство ориентировано на время.
4 минуты - самая малая единица времени.
Время как пространство (прошлое - восток, будущее - запад).
КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ
Обе возникли в период Чжоу. Именно они легли в основу того, что мы называем Китаем.
Конфуцианство.
Принципы конфуцианства всегда были в почете. Конфуций - позднее Чжоу.
В аспекте человека Конфуцианство заложило систему подчинения:
1. Императору подчиняются все (цвет императора - желтый)
2. Младшие подчиняются старшим.
3. Жена подчиняется мужу.
Дом - одно из центральных понятий.
Понятия «бог» нет, а Шень, которое мы так переводим, на самом деле «дух».
Конфуцианское учение выдвигает идеал благородного мужа. Совершенный муж - целая педагогическая система, не столько внутренний мир, сколько его воспитание. Главная задача - перекрыть выход подсознательных моментов. Выдвигается система самовоспитания, полный контроль + физическое воспитание, но это второстепенно. Происходит столкновение культуры и природы. Звериное начало нужно подавить. Конфуций постоянно настаивает на гуманности:
1. по-настоящему можно любить только совершенного человека
2. всех остальных жалеет, но спокойно может убить
3. единственный человеческий тип - высший тип
Цель Конфуция - привести китайцев к счастью. Выявление в себе пороков и немедленное их устранение. Если же нет проблем, то нужно удвоить стремление к благородству. Как считали ранние конфуцианцы, в каждом человеке заложена возможность к изменению психологического состояния посредством самовоспитания, так как человек по своей природе добр и в нем изначально заложено стремление к совершенствованию, смысл которого состоит в выявлении и развитии гуманного и подавлении звериного начала. Нужно постоянно контролировать свою психическую деятельность, и даже в экстремальных ситуациях сохранять внутреннее спокойствие, выдержку и самообладание. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
5 - это знаковое число. 5 стихий - дерево, вода, огонь, металл, земля. Все 5 элементов постоянно взаимодействуют с другими объектами окружающей среды. Их энергия влияет на человека положительно или отрицательно, в зависимости от того, какие стихии вступают в отношения.
В основу конфуцианства легло воспитание человека в правильном социальном варианте. Цель - нравственное, культурное, психическое, социальное развитие в обществе. По словам Конфуция, человек вносит в мир хаос, поэтому главной задачей Конфуция было наведение всеобщего порядка посредством осуществления каждым человеком самоконтроля. По мнению Конфуция, человеку необходимо трижды в день подвергать себя анализу.
«Как можно управлять государством, не научившись управлять собой».
Даосизм.
Основоположник - Лао Цзы. По реальной истории был хранителем архива.
В отличие от Конфуция Цзы говорил, что надо не прессовать человека, а вычистить в нем все. Трактат Лао Цзы - Лао де Цзын (о Дао и его проявлениях).
Дао - базовый термин - путь, по которому идет человек. Дао соотносится с пустотой. Пустота в основе всего. Самое важное в кувшине - пустота. Понятие пустоты - одно из центральных в даосской философии.
Даосизм учит, что мир символичен, и все вещи - не иллюзия.
Идеальный прообраз Дао - вода. Она принимает любую форму, в которую ее зальют, не имеет цвета, меняет свое агрегатное состояние - вода, лед, пар. Человек Дао - вселенная. Дао одновременно является истинной природой каждого человека. «Природный» человек с необузданными страстями, грубый, жестокий, оценивался даосами столь же негативно, как и конфуцианцами.
Даосы выступают против всякого насилия, в том числе против правил. По их мнению, их должно сменить следование человеком его собственной природе.
Состояние полной идентичности человека с истиной сущностью всех вещей и явлений и есть Дао.
Дао никогда не откроется человеку. Человек сам либо дойдет, либо не дойдет до этого. Даосы полагают, что человек - это вечная субстанция, а его тело - скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Великое совершенство похоже на несовершенство. Великая прямота похожа на кривизну, великое остроумие похоже на глупость.
Общие черты Конфуцианства и Даосизма:
1. Воспитание себя
2. Научиться управлять собой
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, КАТЕГОРИИ И ОСОБЕННОСТИ
Принципы мифологического мышления:
1. Мифологическая или дологическая система мышления до появления логики, 4 в до Рождества Христова, Аристотель. Особенности:
- отсутствие выделения в окружающем мире реальной и сверхъестественной связи
- неопосредованно ложный поиск причинно-следственных связей
Для нас естественно при любом событии искать причину, у несовершенного человека все иначе.
Эпиграф любого религиозного сознания: Верую, ибо абсурдно.
Причинно-следственных связей не ищут. То или иное событие является некой сверхъестественной силой: враждебной или благой.
То, что нарушает причинно-следственную связь и есть чудо.
- эффект причастности. Сравнение человека современного и человека древнего. Например, крестовый ход. Современный человек не задумывался о том, что он является одним из апостолов. Для него это символ, а для древнего человека - это ритуал.
Все ритуалы исполнялись при условии, если человек становился другим. Смена декораций важна, но нужны внутренние перевоплощения. Чтобы почувствовать, нужно превратиться в желаемое.
Подсознание оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Рациональное сознание скрывает бездну подсознания.
Гроф проводил эксперименты с помощью ЛСД. Наш тип жизни - постоянное ускорение, что расшатывает нашу нервную систему. Мы окружены предметами, истории которых не знаем.
Миф - сердцевина мифологического мышления. Он уподобен сказке. Первое упоминание - Эллиада, Одиссея (Гомер).
В повседневной жизни мы окружены мифолизацией. Мы каждый день оживляем предметы быта. Это происходит на уровне подсознания.
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В МИФЕ
В разных мирах время течет по-разному. Время - состояние души. Прошедшего уже нет, настоящее постоянно убегает, а будущего еще нет.
В разных культурах разное восприятие времени и пространства. В мифологии слито время и пространство. У Майя - время первично. Древние греки представляли будущее сзади, а прошлое впереди. Условия изменяют фактуру времени. Существует поверье (средневековье), что во время мессы в храме время останавливается. Часы без стрелок у Сальвадора Дали - мифологический термин, когда время стоит. Сон - пример близости нас с мифом. Во сне наблюдается абсолютная свобода сознания. Несоответствие реального времени и переживание его в своем сознании.
Древние остро чувствовали тайну в пространстве. Каждая часть пространства имеет свою энергетику. Не всякое пространство подходит человеку. Любой пространственный рисунок излучает свои поля. Например:
В Индии значительная часть храма не освещается, дабы создавались положительные энергетические поля. Каждый предмет в гробнице стоит на определенном месте, создавая нужную энергетику. При вскрытии гробницы деформируется энергетика, что приводит к нехорошим последствиям. Пространство мстит за желание изменить его.
2 способа взаимодействия времени и пространства:
1. Ренессанский - рождается из художественного. Возрождение - новое отношение к пространству. Видение пустого пространства и сотворение гениального из ничего.
2. Область науки. Пространство само по себе. Тела, набросанные в пространство, созданные из хаоса, держат мироздание.
Все уже сотворено, одно проявлено, другое скрыто. Микеланджело: «Я беру каменную глыбу и убираю все лишнее». Один и тот же предмет будет выглядеть по-разному, попадая в разные измерения, т.к. пространство многослойно.
МИФ И ЯЗЫК
Возникновение слова связано с древним мифом. Мифология - особый вид устного творчества на ранних ступенях развития человечества. (Mifos - язык богов)
Мы не поймем, что такое миф, не осознав, что такое слово.
Язык - первая сила, появившаяся сама по себе. 12-ти апостолам святой дух дал возможность говорить на всех языках мира (следствие разделения всех на разные языки является строение Вавилонской башни).
Древнейшие знаковые системы были направлены на установление коммуникаций с духами, демонами и сверхъестественными силами. В буддизме в качестве передачи данных является способ «от сердца к сердцу, от учителя к ученику».
Иллюзорность магии. В магических текстах самое главное - фонетика. Целью текста является ритм. Проблема магических текстов в том, что смысл слова вторичен.
Немецкий язык - язык философии (Ницше, Кант)
Французский - язык любви.
Мифос - язык богов и сверхъестественных существ, благодаря которому был создан мир из хаоса. Мифос использовался для ритуалов. Древние мифы дошли до нас в форме религиозных текстов. Эти тексты были неотъемлемой частью ритуала.
Воспроизведение мифа:
1. Текст пропевался.
2. Пение сопровождалось аккомпанементом.
3. Действие разворачивалось в момент ритуального танца.
4. Оформление ритуальной площадки (орнамент).
5. Ритм - помогает человеку войти в трансовое состояние.
МИФ И РИТУАЛ
Ритуал - это установление контакта между человеком и Богом. Это совокупность регулярно совершающихся действий в установленном порядке.
Ритуал проводится для того, чтобы максимально подготовить человека для общения с мощной энергетикой Бога.
Ритуал - массированный последовательный удар по всем органам чувств. Особенно на зрение, прежде всего для этого в ритуале задействовано:
1. Маска - она физически ослепляет и человек ориентируется на другие органы чувств.
2. Погружение во тьму. Темнота разрушает границу между человеческим телом и пространством.
3. Палка - становится проводником.
Самая распространенная форма ритуального пространства - это форма древнегреческого театра. Воронка. Другое восприятие звука и пространства.
Ритуал любит оптические иллюзии. В нем часто использовали зеркала и наркотики. Наркотики нужны для того, чтобы на раннем этапе показать, на что человек будет способен, иллюзия силы.
Миф и ритуал связаны друг с другом. Миф определяет границы понимания ритуала и дает обоснования. Мифы определяют смысл ритуала. Участники ритуала окружают себя мифическими существами. Ни один предмет в ритуале не является самим собой. Пример: жертвоприношение животного (конь в ритуале символизирует космос. Голова - заря, глаз - солнце, дыхание - ветер и т.д.)
Лабиринт - типичное ритуальное пространство. Он выбивает человека из привычного бытия. Погружение человека в лабиринт - это погружение человека в другую память. Лабиринт - это иллюстрация ритуального сознания (Лосев).
Ритуал занимается поглощением личности. Органы чувств - единственный способ получения информации. Если изменить наши системы восприятия, то изменится весь окружающий мир, примерно то же самое происходит во время ритуала.
КУЛЬТУРА ВЕДИЧЕСКОЙ ИНДИИ
Одной из самых величественных культур, существующих на нашей планете, является буддийская философия, сформировавшаяся главным образом в Индии. Индия - священный центр, исток нашей цивилизации.
Ведизм является древнейшей религиозной системой Индии. Для него характерно было обожествление природы.
Общество Древней Индии разделялось на варны. Среди каждой варны есть определенное количество каст:
1) Брахманы (жрецы) - хранят священные знания.
2) Вайшьи - военная аристократия, участие в обрядах.
3) Шудры - слуги, состоит в основном не из арийцев.
Каждой варне предписан определенны образ.
Жертвоприношение - неотделимая часть жизни ведического ария. Это связь с богами, которая дарит всяческие блага. Нет четкой границы между Богом и человеком. Человек в ритуале должен стать обладателем божественного тела. Чтобы его обрести, выполняется определенный набор различных обрядов. Божественное тело отличается от человеческого. Тело богов - энергетическое, другая плоть, легко трансформируется. Задача жреца в ритуале - провести человека в мир богов и вернуть обратно. Боги не любят, когда их видят, если они сами не разрешили. Воля богов - быть за пределами видимости, поэтому в ведийском ритуале нет изображений богов.
Существует 3 стадии (ашармы) жизни человека:
1. Этап ученичества.
2. Этап домохозяина.
3. Этап отшельничества (необязательно). Отшельник выбирает путь, который помогает ему освободиться от всего человеческого. Отшельничество - средство достижения состояния духа, когда все мирское перестает трогать.
У ариев была хорошо развита духовная культура, это относится и к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке - санскрите. Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоарийцев. Существует 4 сборника вед:
1. Сама-веда - веда напевов, фонетика.
2. Риг-веда - веда гимнов, самая главная.
3. Яджур-веда - описание жертвоприношения.
4. Атхарва-веда - веда магических заклинаний.
До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы начали их записывать, дополняя каждый сборник своими комментариями.