Основные функции руководителя физвоспитания. Характеристика их.
Реализация профессиональных знаний и умений находит воплощение в профессионально значимых функциях руководителя физического воспитания: исследовательской, конструктивной, организаторской, коммуникативной и функции самосовершенствования.
Исследовательская функция специалиста по физическому воспитанию направлена на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Она заключается в диагностике и прогнозировании состояния здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности детей, проектировании и разработке организационно-методических основ физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, разработке программы дополнительного образования по физической культуре, обобщении собственного опыта, написании научного проекта по конкретной теме. В исследовательской деятельности педагог использует различные методы: теоретические (анализ и обобщение социологической, психологической, педагогической литературы); методы прогнозирования и моделирования; эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент); математико-статистические (определение средних арифметических значений, ошибки средней). Поиск новых путей решения физкультурно-оздоровительных задач — неотъемлемая часть работы современного педагога.
Конструктивная функция связана с планированием мероприятий по физической культуре в дошкольном учреждении. Она отражает умение педагога строить физическое воспитание как целостный процесс с учетом интеграции различных областей научных знаний о ребенке, современных представлений о развитии личности дошкольника, инновационных направлений физкультурно-оздоровительной работы. К конструктивному виду деятельности относится планирование годового, квартального плана физкультурно-оздоровительной работы, составление планов-конспектов физкультурных занятий и физкультурных мероприятий, рациональное их построение, характеризующееся логической последовательностью учебного материала, соответствием задач и содержания цели физического воспитания детей.
Организаторская функция заключается в практической реализации проектов конструктивной деятельности. К ней относится выбор средств, форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с целью реализации программы физического воспитания детей. Организаторская деятельность включает также создание и благоустройство физкультурных площадок, приобретение физкультурного оборудования, контроль светового и воздушно-теплового режима в помещениях для занятий физическими упражнениями. При создании физкультурно-. оздоровительной среды особое внимание обращается на достаточность площадей для движений и игр, физкультурную зону в игровой комнате, групповые площадки с оборудованием для основных движений, общую спортивную площадку, места для выполнения контрольных упражнений, спортивный инвентарь, специальное оборудование зон для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии детей, «тропу здоровья» на участке и за его пределами. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: все оборудование (гимнастическая стенка, лесенки, комплексы) должно быть надежно закреплено, физкультурные пособия и предметы — установлены и размещены с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения. Физкультурный инвентарь необходимо размещать на высоте, не превышающей уровня груди ребенка.
Коммуникативная функция связана с общением педагога с детьми, коллегами, родителями детей. Педагогическое общение — это профессиональное общение педагога, прежде всего, с детьми, имеющее определенные педагогические цели. С помощью педагогического общения передаются знания и умения, изменяются свойства личности ребенка, устанавливается взаимопонимание. Одним из слагаемых педагогического общения является культура речи. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность. Важные составляющие культуры речи — простота и ясность изложения материала, интонация голоса, темп речи, лексический запас, образность, дикция. Культура речи связана также с правильным использованием специальной терминологии, которая облегчает общение и взаимопонимание педагога с детьми.
79. Проф. Знания и умения, необходимые педагогу для организации физвоспитания в учр. Дошкольного образования.
Общая цель подготовки специалиста — формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать:
• академические компетенции (владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно, выдвигать новые идеи);
• профессиональные компетенции (работать с психологопедагогической литературой; составлять документацию; контролировать и поддерживать трудовую дисциплину; взаимодействовать со специалистами смежных профилей; разрабатывать и согласовывать представляемые материалы; готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами);
• социально-личностные компетенции (обладать качествами гражданственности; быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; владеть навыками здоровьесбережения; быть способным к критике и самокритике).
Педагог, осознающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации, самовыражению в деятельности. Это предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, индивидуальных путей профессионального самосовершенствования.
Для осуществления педагогической деятельности руководителю физического воспитания нужны профессиональные знания и умения.
Специалист по физическому воспитанию должен знать:
• цели и обязательные компоненты личностно ориентированного образования дошкольников;
• основные составляющие системы физического воспитания детей;
• современные программы и технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста;
• условия и содержание здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении;
• закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей детей;
• многообразие индивидуальных различий дошкольников и закономерности индивидуально-дифференцированного подхода в процессе их обучения;
• содержание педагогического контроля физического воспитания;
• основы легкой атлетики и биомеханики;
• законодательные акты Республики Беларусь в области образования, физкультуры и спорта; нормативно-правовые и программно-методические документы по дошкольному образованию, правам ребенка; основы трудового законодательства; правила охраны жизни и здоровья детей.
Специалист по физическому воспитанию должен уметь:
• понимать индивидуальность ребенка;
• владеть методами педагогической диагностики и объективно оценивать состояние здоровья, особенности физического и двигательного развития детей;
• определять для каждого ребенка «зону ближайшего развития»;
• создавать щадящий режим для ослабленных детей;
• предугадывать эффективность применения оздоровительных личностно ориентированных технологий;
• осуществлять процесс физического воспитания системно, определяя педагогически целесообразные средства, методы и приемы работы;
• создавать благоприятный психологический климат на занятиях физическими упражнениями;
прогнозировать развитие сотрудничества с родителями воспитанников;
• владеть правильной техникой выполнения и показа физических упражнений;
• владеть важными психофизиологическими качествами — двигательной памятью, восприятием пространства, точностью зрительного восприятия, пространственной точностью движений;
осуществлять профессиональную самооценку собственной деятельности