Физ. праздник, его назначение. Организация физ. праздника в разные сезоны года.
Физкультурный праздник — массовое мероприятие показательного и развлекательного характера, которое организуется и проводится с детьми старшего дошкольного возраста. От физкультурного досуга физкультурный праздник отличается частотой проведения (1 раз в сезон), продолжительностью (от 30 до 60 мин), необходимостью специальной подготовки (разработка сценария, оформление места проведении праздника), наличием зрителей. Тема праздника может быть разнообразной: «Мы — будущие олимпийцы», «Будем спортом заниматься», «Зимняя карусель», «Маленькие лыжники» и др. Физкультурный праздник может проходить в виде соревнований между группами, перемежаться веселыми играми, плясками, песнями, аттракционами. Программа физкультурного праздника составляется заранее. Она зависит от основной идеи праздника, времени года, условий, в которых он будет проводиться (в зимних условиях — зимние игры, аттракционы, упражнения и т.д.), а также от физической подготовленности детей. Подготовка к физкультурному празднику ведется в процессе всей работы с детьми. Однако некоторые игры и аттракционы могут быть включены в программу праздника как сюрпризный момент. В ходе праздника ведущий направляет активность детей, приучает их сопереживать успехам и неудачам друг друга. При разработке программы физкультурного праздника следует придерживаться определенного порядка его проведения: открытие, парад участников, поздравительные выступления команд, массовая часть с участием всех детей и присутствующих взрослых (командные соревнования, подвижные игры, игры- аттракционы, спортивные игры по упрощенным правилам, двигательные загадки и др.), сюрпризный момент (появление сказочных героев, волшебных предметов), окончание праздника — подведение итогов, награждение участников (коллективные награды). В программе праздника обязательно предусматривается чередование движений с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников. Старшие дошкольники могут принимать участие в подготовке атрибутов к празднику, поделок для украшения зала, спортивной площадки.
Характеристика двигательной активности (д.а.) дошкольников. Требования, предъявляемые к организации и методам руководства самост. д.а. детей.
Помимо организованных занятий по физ. культуре в режиме дня в д/с значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность детей..
К характеристикам двигательной активности относятся такие параметры, как уровень д.а. и двигательный тип.
Выделяются 3 уровня д.а:
• высокий (для детей характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, богатый двигательный опыт);
• средний (дети имеют хороший уровень физической подготовленности, им свойственно уравновешенное поведение, уме
ние сосредоточиваться и быть внимательными при выполнении двигательных заданий, но иногда отмечается слабая техника движений);
• низкий (малоподвижные дети, у которых наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость).
На третьем году жизни надо приучать детей к двигательной деятельности, создавая для этого необходимые условия: предоставлять в свободное пользование игрушки и предметы, стимулирующие двигательную активность малыша; вносить в групповое помещение физкультурное оборудование (гимнастическая скамейка, доски, ящики, кубы, скаты и др.), которое насыщает их двигательную деятельность. Игрушки и пособия используются под руководством педагога.
Для детей четвертого года жизни важны наличие места для движений, различные игрушки и пособия. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны в движениях, поэтому не следует непосредственно опекать их. Важно вовремя напомнить, подсказать малышам, что и как нужно делать, помочь проявить инициативу.
В среднем дошкольном возрасте у детей возникают сравнительно более устойчивые интересы к самостоятельной двигательной деятельности (индивидуальные игры с мячами, катание на велосипеде, игры в «классы»). Повышение двигательной активности достигается поощрением индивидуальных игр. Получая удовлетворение от положительного результата, ребенок стремится повторить выполняемое движение. Это помогает ему поверить в свои силы, быть более активным.
В старшей группе педагог должен влиять на выбор ребенком соответствующих упражнений и игр, поскольку в этом возрасте ярко прослеживаются индивидуальные различия двигательной активности детей.
Задачи дифференцированного руководства самостоятельной двигательной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у одних и корректировке ее содержания (чередование интенсивных движений с менее интенсивными, сознательное управление своими действиями) у других.
Дети с высоким ур.д.а. (гиперпо движные) составляют в группе незначительную часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Деятельность гиперподвижных детей не целенаправленная, мало мотивированная. Движения у них достаточно простые, но темп выполнения высокий, часто отмечается неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания (трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков и т.п.), нарушения эмоциональной сферы.Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому такие дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, которую врачи определяют как заболевание — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, что требует специальной лечебно-коррекционной работы. В дошкольном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, неустойчивостью внимания, повышенной возбудимостью. Эти особенности снижают социально-адаптивные возможности ребенка, что приводит обычно к снижению школьной успеваемости, невротическим реакциям, а иногда и к отставанию в интеллектуальном развитии.Руководство двигательной активностью таких детей должно заключаться не в ограничении их подвижности, а в сосредоточении внимания на движениях. Важно научить ребенка управлять своими движениями, предлагать ему двигательные задания, требующие сдержанности, точности двигательных действий. Полезны все виды метания, ловли, передачи мяча, общеразвивающие упражнения, выполняемые на ограниченной площади опоры, акробатические упражнения. В занятиях физическими упражнениями важно чередование интенсивных движений с менее интенсивными.
Дети со средним уровнем д.а. отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развитые, уверенные, целенаправленные, четкие. Двигательная активность таких детей не требует от взрослых знаний особых приемов руководства, так как в ней явно просматривается саморегуляция.
Особого внимания педагога требуют дети с низким уровнем д.а. (малоподвижные). Их характеризует общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, малоподвижные дети стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность - фактор риска для здоровья и развития ребенка, она объясняется разными причинами: нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.
У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание необходимо уделять развитию основных движений (бег, прыжки), привлекать к участию в подвижных играх, спортивных упражнениях. Надо позаботиться о том, чтобы двигательная деятельность была интересна детям, оснащена двигательными игрушками, спортивным инвентарем. Когда такие ситуации создаются, дети с удовольствием двигаются.Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня (утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна, во время прогулок) и составляет не менее 2/3 общей двигательной активности детей.