Пед. технология развития творчества дошкольников средствами физкультуры.

Авторы: Н.С.Старжинская, О.Н.Анцыпирович, Д.Н. Дубинина, Е.А.Стреха, В.Н.Шебеко, Е.В.Горбатова. Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, обучение умению выполнять физ.упр.(двигательные действия0 в условиях их творческого преобразования. Концептуальные положения:творчество -центральное психологическое новообразование дошкольного периода детства. Структурным компонентом явл. Познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Выражается в исследовательско-поисковой активности, проявляется в обнаружению нового в обычном; творчество ребенка называется «натуральным».В творчестве ребенок ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно; формированиетворчества осуществл. В условиях направленности на развитие воображения как главного компонента творчества. Функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива;

развивая воображение ребенка, необходимо учитывать возрастные закономерности его выраженности; В дошк.возрасте воображение опирается на наглядность, личный опыт ребенка, умение создавать собственные планы-замыслы, применять полученные ранее знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств; содержанием любого процесса творческого выступает изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, в общении, в самоутверждении. Собственная активность дошкольника проявляется в экспериментировании, направленном на получении новых знаний, новых продуктов творчества.

Средства технологии:

-физ.упражн.- двигательные действия, направленные на реализацию зада физвоспитания. В основе упр. Лежат различные формы двигательной деятельности, складывающейся из отдельных произвольных движений. Н.А.Бернштейн доказал, что простое двигательное действ., даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. В разраб. технологии применяются двигательн. действия, основанные на использовании эйдетических (эйдетизм- образ, наружный вид) метод. Они явл. инновацион. в физвоспитании и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлении двигат. деятельности. Они реализуются в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведении через некоторое время после выполнения физ. упр-ий.

- П/и реализуют свободу двигат. действий. Она вкл.активные действия, а движение предполагает практическое освоение реального мира, она обеспечивает непрерывное исс дование и явл. Естественной формой самовыражения ребенка.

- Двигательные инсценировки (игры драматизации) . Творчество реб. проявляется в правдивом изображении персонажа. Чем богаче его впечатления об окруж. жизни, тем богаче воображение, чувства, движения.

- Проблемные ситуации – особо состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий. В ходе решения проблемной ситуации дети конструируют новые «моторные поля». Основной способ творческого преобразования моторных эталонов- их проблематизация (действие, приводящее в «готовый» двигательн. Эталон элемент незавершенности, неопределенности).

- 0бучение на физзанятиях. Цель таких зан.- раскрыть реб. моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. В структуре сюжетно- игрового зан. выд. 3 части: вводная- формирует эмоционально-положительныое отношение и интерес ребенка к двигательной деятельности; основная- поб. к самостоятельному решению двигат. зад.; закл.- решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.

Особенности содержания и методики технологии.Под сод. понимается спец. построение процесса обучения творчеству, учитывающее результаты исследований, определяющих закономерности развития творческого воображения ребенка. Оно ориентировано на ознакомление детей со способами выполнения движений, которые усваиваются ребенком вначале в готовом виде, а затем в проблемной форме - дети экспериментируют со способами вып. движений. К экспериментированию побуждают:

- двигательные инсценировки, дающие реб. возможность использовать известные способы вып. движ. в разных ситуациях; В проц. испол. двиг. инсценир. применяют приемы: выразительный показ движения; словесные пояснения; образный рассказ.

- проблемно-двигательные ситуац. И задачи, способствующ. самостоятельному нахождению детьми новых способов двигат. действ.

Критерии эффективности пед. технологии:

-увлеченность детей двигат. деятельн., стремление действовать самостоятельно;

- способность удачно подбирать движения, воплощающ. игровой образ;

- готовность активно искать новые варианты двигат. действ., сочетать, комбинировать известные движения;

- интуитивное видение главного, существенного для будущего преобразов. движения;

-способность отдавать предпочтение оригинальным двигат решениям.

Воспитание у детей мотивов двигательной активности. (Д.А)

Мотивация - это активное состояние, направленное на удовлетворение потребности путем организации определенно­го целенаправленного поведения. Естественнонаучные основы фор-ния мотивов пове­дения заложены в теории функциональных систем П.К. Анохи­на. Согласно этой теории любой поведенческий акт (в том чис­ле и двигательные действия) может выступать как система по­следовательных операций, диктуемых потребностями организ­ма. Завершением цепи последовательных операций в поведен­ческом акте является получение полезного результата (удовлет­ворение потребности).

Методика формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольника при организации физкультурной деятель­ности основана на эмоциональной регуляции двигательной де­ятельности ребенка. Для того чтобы мотивы приобрели побуди­тельную силу, необходимо наличие у реб. соответствующе­го эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоциональные переживания форми­руются в игре. В физическом восп. игровой метод используется в ви­де игровых упражнений. Их выполнение полностью подчинено закономерностям техники данного двигательного действия. Та­кие упр. наряду с реальными действиями включают их имитацию, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Для мнимой ситуации характерны перенос значе­ний с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в при­нятой ребенком на себя роли взрослого. В роли заключен меха­низм мотивации двигательной активности. Будучи эмоцио­нально привлекательной для ребенка, она оказывает стимули­рующее влияние на выполнение двигательных действий, а об­разец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполне­ние, контролирует его. Воплощению роли способствуют двигательные инсцениров­ки, где персонаж наделен своим характером, за ним закрепле­ны определенные поступки, указаны условия, в которых он действует. Замысел в двигательных инсценировках возникает двумя путями: в большинстве случаев - спонтанно, с понимания-догадки; в других случаях - при сознательном анализе возмож­ных путей его осуществления, когда для реализации замысла - создания игрового образа - ребенок демонстрирует его харак­терные черты (неуклюжесть, медлительность, быстроту, лов­кость и т.п.). Разнохарактерность персонажей устраняет воз­можность подражания детей друг другу и побуждает каждого искать собственные движения. Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, во­влекает в мыслительный процесс такие качества, как сообрази­тельность, гибкость мышления, способность переносить свой­ства выполняемого движения на новый игровой образ. Происхо­дит своеобразная подмена мотивов: дети начинают действо­вать из желания играть, результатом же оказывается новый дви­гательный навык. Основное взаимодействие педагога с детьми при этом заключается в умении вызвать у ребенка соответству­ющий эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог языком жестов, мимики, поз.Важным условием развития детской игры является наличие у воспитателя игровой позиции, под которой понимается слож­ное образование, включающее несколько тесно взаимосвязан­ных компонентов:

• Рефлексию - способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности;

• инфантилизацию - способность устанавливать довери­тельные отношения с окружающими;

• эмпатию - способность чувствовать игровые состояния других;

• креативность - способность находить нестандартные пути достижения цели.

Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнера, режиссера, соигрока) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие, поддерживает интерес дошкольников к движениям.

Наши рекомендации