Методы применяемые на занятиях физ. упр.
Метод — это способ практических действий человека, направленных на достижение поставленных целей. Их можно объединить в следующие группы; наглядные, словесные и практические.
Среди наглядн. мет. вед. место занимает показ упражнений. Он должен быть образцовым, побуждающим к подражанию. Когда упр. демонстрируется перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если педагог демонстрирует упр. во время движения детей, то он должен идти им навстречу, а если в кругу — то стоять рядом с детьми. Обычно упражнение демонстрируется не один раз. 1 показ дает общее представление об упр. По мере его усвоения демонстрируются отдельные элементы, детали, т.е. используется частичный показ. Перед показом детям сообщают, на какой элемент им нужно обратить особое внимание. Наиболее сложные упр. следует показывать в различном положении по отношению к детям (лицом, спиной, боком). Показ всегда сочетается с объяснением, т.е. упр. показывается и объясняется одновременно. К показу следует привлекать и детей. Такой прием влияет на них положительно. Возникает интерес к упр, желание выполнить его как можно лучше.Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия. Это могут быть рисунки, фотографии, диафильмы, слайды. Пособия должны быть простыми и красочными. Дети рассматривают их в свободное от занятий время.Большое внимание в работе с детьми следует уделять зрительным ориентирам (предметы, игрушки, разметка пола). Они помогают овладевать наиболее трудными элементами техники движений, способствуют более энергичному их выполнению. Дети с желанием перебрасывают мяч через заборчик, перепрыгивают через веревочку, подпрыгивают, касаясь рукой подвешенной ленточки. Зрительные ориентиры побуждают ребенка более успешно осваивать технику движения.
Слов.м активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о физ. упр.Объяснение раскрывает детям суть упр. Оно должно быть кратким, конкретным, доступным, образным и соответствовать уровню развития детей дошк. возраста. О дается эмоционально, правильным языком с использованием физкультурной терминологии («шеренга», «колонна», «исходное положение» и др.). В объяснении важно подчеркнуть существенное в упр. и выделить тот элемент техники, к которому необходимо привлечь внимание. Содержание объяснения может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей физ. подготовленности детей. Рассказ используется с целью пробуждения у детей интереса к занятиям физ культурой. Он может быть составлен воспитателем или взят из книги. Ценность рассказа заключается в том, что новый материал (например, объяснение новой подвижной игры) сообщается детям в занимательной повествовательной форме. Метод рассказа применяется главным образом в работе с младшими дошк. Беседа проводится в форме ? и ответов и помогает выяснять интересы детей, а также степень усвоения ими техники физ. упр. или правил п/и. Она может проводиться до занятия, на занятии или после него. Беседа д. быть целенаправленной, краткой, интересной. Оценка определяет кач-во вып. упр. детьми, играет ориентирующую и стимулирующую роль и дается детям с учетом сегодняшних успехов в области двигательной деятельности по сравнению с прежними достижениями. Оценивая детей, следует помнить о легкой внушаемости ребенка и не допускать накопления «опыта непослушания», так как частое повторение отрицательной оценки приводит к тому, что нарушение требований педагога становится нормой. В мл. дошк. возрасте нельзя использовать отрицательную оценку. Результат действия малышей часто зависит не от их желания, а от умений, общего двигательного развития. В ср. дошк. возрасте детей следует привлекать к анализу собственных действий, осознанию того, чему они научились, что хорошо получается. В ст. групп. следует оценивать ребенка в соответствии с возможностями и фактически показанными результатами.Под командой понимается распоряжение воспитателя, которое имеет определенную форму, установленный порядок произнесения и совершенно точное содержание. Каждая команда — это сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается то, что надо делать и каким способом. Исполнительная частгь содержит сигнал к немедленному выполнению действия. В команде имеет значение интонация, благодаря которой выполнение упражнения может стать более выразительным. Под распоряжением понимается словесное указание педагога, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением детьми упр. или других действий. Распоряжения применяются во всех возрастных группах детского сада, но подаются они, как и команды, в повелительной форме («К дереву - бегом!»). Распоряжения должны быть ясными и четкими.Указания могут быть использованы для уточнения задания, напоминания о том, как действовать, для предупреждения ошибок. Они могут относиться ко всем детям или к одному из них («Спину держите прямее», «Выше голову» и др.). Своевременное, уместное указание помогает ребенку лучше выполнять упражнение.
Практ.м. применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков.Для формирования у детей прочных двигательных навыков необходимо многократное повторение изучаемых упр. Вначале целесообразно повторять упр. без изменений. Затем идет освоение элементов техники. Проведение упр в игровой форме применяется для закрепления двигательных навыков. Игровые упр — это физические упражнения, проводимые с использованием тех или иных методических особенностей игры.. Физические упр. в игровой форме имеют сюжетное содержание (используется сюжет сказки, художественного произведения). Они применяются в процессе обучения детей движениям для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Понятие «игровой метод» гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Игровым методом можно провести все физ. занятие («Есть у нас веселый мячик», «В гостях у сказки), однако недостаток его заключается в том, что ограничена возможность для формирования нового двигательного навыка и дозирования нагрузки.При проведении упр. в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, усиливающий воздействие упражнений на организм. Этот метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движение, но пользоваться им нужно с осторожностью, чтобы не вызвать у детей сильного нервного перевозбуждения, что отрицательно скажется на их самочувствии, поведении и взаимоотношениях. Не следует злоупотреблять эстафетами: поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждает н. систему ребенка.В мл. гр. элементы соревнования нужно ограничить подвижными играми, имеющими соревновательный характер (например, «Солнышко и дождик»). В ст. гр. соревновательный метод можно использовать при любой форме организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.