Тема: «Город, в котором я живу»
Исследовательская работа
Тема: «Город, в котором я живу»
Работу выполнил:
учащийся 3 а класса
Михайлов Пётр Александрович
Руководитель: Елисеева Елена
Валентиновна
учитель начальных классов
2016 год
Содержание работы:
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-4
1. Обоснование выбора темы, актуальность темы.
2. Цели, гипотеза, задачи.
3.Методы исследования.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. История моего города:
год основания, развитие ………………………………………….5 -6
2. Символика города Янаул………………………………………....7
3. Достопримечательности моего города…………………………..8-9
4. Люди, оставившие след в истории города……………………....10-14
5. Люди, которые воспевают наш город……………………………15-17
6. Практическая часть работы ..…………………………………….18
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ …………………………………………..18-19
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..20
I. ВВЕДЕНИЕ
Для России наш город – частица
А для нас он –родительский дом
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
Тема исследовательской работы является актуальной на сегодняшний день. Как много мы знаем о городе, в котором живем? Наверное, у каждого человека есть свой город, только нет двух похожих городов, как и нет похожих людей. Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, породнились с ним, стали близкими друзьями. Через познание Малой Родины человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему.
Малая Родина – это колыбель человека. Собственная история есть у человека, у дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его край, несущих многолетнюю память и значение. И сколько бы ни было лет человеку, он всегда будет помнить какие-то моменты из своего детства, места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого человека любовь к городу проявляется по-разному. Например, одни сочиняют стихотворения о любимом городе, другие пишут музыку, кто-то рисует картины, прославляя тем самым город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтобы моим друзьям и одноклассникам, наш город Янаул стал бы любимым!
Цель: знакомство с происхождением нашего города Янаул и людьми, которые оставили след в его истории.
Гипотеза: заключается в предположении о том, что не зная истории и культуры своей малой родины и страны, нельзя стать настоящим гражданином и защитником своего государства.
Объект исследования: город Янаул
Предмет исследования: интересные факты о городе Янаул
Исходя из поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие
задачи:
собрать информацию о происхождении названия города;
учиться работать с архивным материалом, связанным с событиями исторического прошлого;
посетить городской музей и архив с целью собрать информацию для ответов на поставленные вопросы;
посетить исторические места нашего города, собрать фотоматериал;
интервью с жителями моего города Янаул;
по результатам исследования сделать вывод и поделиться своими знаниями с другими учащимися;
создать презентацию проекта; 3
Методы исследования:
Поисковый:
изучение литературных источников, интернет - источников;
посещение музея и исторических памятников;
Интервью:
интервью с жителями моего города Янаул:
• с директором школы;
• с работником музея;
• с работником центральной детской библиотеки;
• с работником станции юных техников, в которую я хожу на кружок;
• с прохожими на улице моего города;
Анкетирование: учащиеся 3 а класса
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Чтения», «Окружающего мира», во внеклассной работе.
Символика города Янаул.
Герб Янаульского район
Флаг Янаульского района
Янаульский район является «северными воротами» Республики Башкортостан.
Серебряный ромб на зеленом поле трактуется как распахнутые ворота, означающие дружелюбие и гостеприимство янаульцев, их готовность жить в мире и согласии со всеми народами.
Серебряный вздыбленный конь с золотыми гривой, хвостом и копытами означает мощь и устремленность вперед.
По углам композиции золотые зерна, вписанные в тамгу башкирского рода Уран, обозначают преемственность поколений, традиционное занятие земледелием, богатство и знатность.
Зеленый цвет герба – это цвет изобилия, плодородия, цвет самой живой природы. Зелёный цвет полотнища флага — это символ лесных богатств района, где всегда добывали пушнину, ценнейший мед, собирали ягоды и плоды, заготавливали древесину, сплавляя по реке Каме и её притокам.
Белый ромб на зелёном поле символизирует распахнутые ворота, означающие дружелюбие и гостеприимство янаульцев, их готовность жить в мире и согласии со всеми народами.
Белый вздыбленный конь с золотыми гривой и хвостом символизирует связь поколений, ибо он испокон веков является одним из основ жизненного уклада башкир и других народов, непременным атрибутом их быта. Конь также символизирует силу жизни, великодушие, мужество и трудолюбие.
Черный цвет оконечности олицетворяет нефть, открытие месторождений которой сыграло большую роль в становлении и развитии района.
Награды.
Герой Социалистического Труда (1977).
Лоскутов Виктор Георгиевич — Герой Советского Союза;
Лоскутов Виктор Георгиевич родился в посёлке Янаул (с 1991 года — районный центр Башкирии).
Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года. Окончил среднюю школу.
В ряды Военно-Морского Флота призван в 1941 году Янаульским райвоенкоматом Башкирской АССР. В 1944 году окончил Военно-морское авиационное училище.
На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1944 года. Воевал на Черноморском и Краснознамённом Балтийскомфлотах. Отличился в бомбардировках наземных объектов противника в советско-японской войне 1945 года.
В 1952 году Лоскутов Виктор Георгиевич окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы авиации ВМФ СССР. Проходил службу на командных должностях.
С 1962 года майор Лоскутов В. Г. — в запасе. Жил и работал в городе Калининграде. Скончался 23 февраля 1970 го
Подвиг.
«Принимал участие в советско-японской войне 1945 года. Лётчик 34-го ближнебомбардировочного авиационного полка (10-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, ВВС Тихоокеанского флота) комсомолец лейтенант Виктор Лоскутов потопил 1 транспорт, уничтожил бронепоезд, мост, склады в порту Расин (Наджин, Корейская Народно-Демократическая Республика).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с японскими милитаристами лейтенанту Лоскутову Виктору Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7147).
Награды.
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (14.09.1945).
Орден Ленина (14.09.1945).
Орден Красного Знамени (30.04.1945).
Орден Красного Знамени (28.08.1945).
Хайдаршин Гайнанша Хайдрашинович — Герой Советского Союза;
Родился 5 февраля 1911 года в селе Байгузино Янаульского района в семье крестьянина. По национальности татарин.
Образование начальное. Член КПСС с 1944 года.
До войны работал в колхозе, на пристани городе Пермь. 11
В Красную Армию призван в 1941 году Дарницким райвоенкоматом города Киев.
После обучения на курсах сапёров Гайнанша Хайдаршинович был отправлен на Дальний Восток. В феврале 1942 года их перебросили на линию фронта. Свою первую боевую награду — медаль «За отвагу» он получил в боях на Кавказе.
Командир отделения 117-го гвардейского отдельного сапёрного батальона (110-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт) гвардии рядовой Г. X. Хайдаршин особо отличился 9 октября 1943 года при форсировании реки Днепр у села Дериевка южнее города Кременчуг.
В феврале 1944 года Г. X. Хайдаршин демобилизован. Работал председателем Байгузинского сельпо, в колхозе имени Фрунзе Янаульского района.
Скончался 4 декабря 2006 года, похоронен в деревне Байгузино.
Подвиг.
«Гвардии рядовой Г. X. Хайдаршин 9 октября 1943 г. при форсировании р. Днепр у с. Дериевка южнее г. Кременчуга под обстрелом противника на лодке 27 раз переправился через реку, перевозя бойцов, боевую технику и боеприпасы. В последнем рейсе лодка была пробита осколком мины и стала тонуть. Г. X. Хайдаршин сумел удержать её на плаву и доставил груз на западный берег реки».
Участвуя в боях на плацдарме на высоте 177.0, он подбил танк противника.
За проявленную храбрость при форсировании Днепра он был представлен к званию Героя.
Золотую Звезду и орден Ленина Хайдаршин получил лично из рук Жукова.
Награды.
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.02.1944);
орден Ленина (22.02.1944);
орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
орден Красной Звезды (21.07.1943);
медаль «За отвагу» (27.06.1943).
Нурихан Фаттах
Садрильманович — народный писатель;
Родился 25 октября 1928 года в деревне Кючтовыл Янаульского района, Башкирия.
В 1944 году в журнале «Совет әдәбияты» (теперь «Казан утлары») было 12
опубликовано первое стихотворение Нурихана Фаттаха. В 1946 году он окончил Янаульскую среднюю школу № 1.
В 1946—1951 гг. учился в Казанском университете, по специальности «Татарский язык и литература». По окончании КГУ работал в Татарском книжном издательстве, в редакции детско-юношеской литературы.
В 1952—1953 гг. работал в городе Чистополе журналистом в районной газете «Сталин байрагы».
С 1953 года жил в Казани.
В 1957 году был издан его первый роман «Сезнеңчә ничек» («Как по вашему?»). Во время освоения целины часто подолгу жил в совхозе «Казань» под Павлодаром.
С 1965 г. член Союза писателей.
Награды.
В 1979 г. присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РСФСР.
В 1994 г. за дилогию «Свистящие стрелы» Н. Фаттах был удостоен Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая.
В 1998 г. за большие заслуги в развитии татарской литературы Н. Фаттаху присвоено почётное звание Народный писатель Республики Татарстан.
Имамутдинов Магсум Имамутдинович —Герой Советского Союза.
Родился в 1898 году в деревне Кызыл-Яр Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Янаульского района Башкортостана) в крестьянской семье. Татарин.
Образование начальное. Работал плотником в колхозе «Буй» Янаульского района.
В Красную Армию призван 30 октября 1941 года Янаульским райвоенкоматом Башкирской АССР. На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1942 года.
Подвиг.
2 февраля 1945 года Магсум Имамутдинов вместе с другими бойцами, стоя в холодной воде, устанавливал рамные опоры на фарватере реки. Когда в результате сильного артиллерийского и миномётного огня противника лёд на реке был разбит, и установка рам без плавсредств оказалась невозможной, — М. И. Имамутдинов
бросился в ледяную воду и вместе с другими бойцами, последовавшими его примеру, установил раму на место. Благодаря этому сборка моста для пропуска тяжёлой боевой техники и пехоты была закончена досрочно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцу Имамутдинову Магсуму Имамутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза.
11 марта 1945 года в одном из боёв он пал смертью храбрых Был похоронен в деревне Хальбендорф, ныне дзельница Półwieś польского города Ополе.
Награды.
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (10.04.1945).
Орден Ленина (10.04.1945).
Медаль «За отвагу» (02.09.1944).
Образование.
В пятнадцать лет поступил в музыкальное училище, окончил в 1979 году. Затем на вокальный факультет Уфимского института искусств (ныне УГАИ), окончил в 1983 году.
Награды и звание.
Народный артист Башкирской АССР (1983) и РСФСР (1989)
обладатель Гран-при Международного фестиваля политической песни «Красная гвоздика» (Сочи, 1983)
Лауреат Республиканской премии имени Г. Саляма (1983)
Произведения.
Песня девушек: стихи / Кол. авт. — Казань, 1984. — [на тат. яз.]
Молодые силы: стихи, рассказы. — Уфа, 1984. — [на баш. яз.]
Эта песня про тебя: кассета молодых поэтов «Искры». — Уфа: Башкнигоиздат, 1985.
Первые ласточки: стихи. — Казань, 1988. — [на тат. яз.]
Десять ключей на горе: стихи. — Казань, 1992. — [на тат. яз.]
Байга: сб. стихов молодых поэтов. — Уфа, 1993. — [на баш. яз.]
Янаульские узоры. — Казань, 1994. — [на тат. яз.]
Пара лебедей: стихи. — Уфа, 1995. — [на тат. яз.]
Летят воробушки / Кол. авт. — Уфа, 1996. — [на тат. яз.]
Буинские березы: стихи, рассказы, песни. — Уфа, 1996. — [на тат. яз.]
Бусинки: рассказы / Кол. авт. — Уфа, 1998. — [на тат. яз.]
Когда раскрываются почки: стихи. — Нефтекамск, 2000. — [на тат. яз.]
Слезинки — капельки серебра: новеллы. — Уфа, 2001. — [на тат. яз.]
Альбина Габдуловна Нурсубина.
Гимн России, гимн Москвы, гимн Республики Башкортостан, гимн города Янаул. Постойте. Гимн Янаула? Да-да, именно так. И автор его - Альбина Габдуловна Нурсубина.
Янаул, мой Янаул!
Я так люблю тебя хоть ты и не велик –
Хоть нет здесь небоскребов, нет метро,
Зато здесь все родное, все мое!
Я люблю тебя, мой Янаул,
А как же быть иначе
Ведь родилась, расту я здесь!
Сочинять стихи она начала еще в школе. Первые муки творчества воплотились в стихотворении, написанном для школьной стенгазеты.
Практическая часть работы.
Анкета для одноклассников «Что ты знаешь о своем городе?»
1. Как называется наша республика?
2. Как называется город, в котором ты живешь?
3. Сколько городу лет?
4. Какие достопримечательности есть в городе Янаул?
Результаты опроса:
№ вопроса | Знают | Не знают |
На одном из классных часов я подробно рассказал одноклассникам об истории нашего города. И провел опрос на тему: «Что ты знаешь о своем городе?». После чего сделала вывод, что многие ребята не знают о происхождении достопримечательностей своего города.
Полученные результаты.
Самым главным итогом работы считаем то, что с помощью родителей и классного руководителя смог:
Я научилась работать с источниками информации – это книги, в сеть интернет –
информационные сайты.
Посетил исторические места нашего города, собрать фотоматериал;
Ознакомился с архивными документами в музее.
Научился проводить интервью.
Собранный материал я обобщили, выступил перед одноклассниками, они узнали много полезной информации о своей малой Родине.
Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза
подтверждена.
Достиг цели исследования: собрали материал о городе Янаул и о его знаменитых жителях. Тем самым подтвердили выдвинутую гипотезу: не зная истории и культуры своей малой родины и страны, нельзя стать настоящим гражданином и защитником своего государства.Результаты своей исследовательской работы (доклады и презентация) представлял на классном часе в классе « Город, в котором я живу».
Выводы:
1. В результате проделанной работы мы смогли узнать много нового и интересного о своём городе, его жителях.
2. По ходу выполнения работы научился брать интервью, работать с архивами, анализировать результаты выполнения своей работы.
Оформление результатов исследования.
Интервью ( См. приложение №1)
Презентация «Город, в котором я живу» » (См. приложение № 2)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Несокрушимые. — Уфа, 1985.
Славные сыны Башкирии. — Уфа.
Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 4. Л-О. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 2008. — 672 с. — ISBN 978-5-88185-068-5.
Это заготовка статьи по культуре Башкортостана.
Статья в Башкортостан: краткая энциклопедия
Поет Р. Гареев
Тимур Каримов. Асхадуллин, Фидус Фаизович. Сайт «Герои Страны».
Нурихан Фәттах. Татарская электронная библиотека.
Фаттахов Нурихан Садрильманович. Республика Татарстан (Справочник «Кто есть кто»).
Сайт «Герои Страны».
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. —100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
Несокрушимые. — Уфа, 1985. / стр. 174—204.
Славные сыны Башкирии. — Уфа, 1979, кн. 4. / стр. 31—34.
Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов; т. 7. Ф-Я. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 2011. — 624 с.
http://www.kitap-ufa.ru/authors/detail.php?ID=2038
http://libmap.bashnl.ru/node/800
http://www.bashinform.ru/news/598769/
Исследовательская работа
Тема: «Город, в котором я живу»
Работу выполнил:
учащийся 3 а класса
Михайлов Пётр Александрович
Руководитель: Елисеева Елена
Валентиновна
учитель начальных классов
2016 год
Содержание работы:
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-4
1. Обоснование выбора темы, актуальность темы.
2. Цели, гипотеза, задачи.
3.Методы исследования.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. История моего города:
год основания, развитие ………………………………………….5 -6
2. Символика города Янаул………………………………………....7
3. Достопримечательности моего города…………………………..8-9
4. Люди, оставившие след в истории города……………………....10-14
5. Люди, которые воспевают наш город……………………………15-17
6. Практическая часть работы ..…………………………………….18
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ …………………………………………..18-19
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..20
I. ВВЕДЕНИЕ
Для России наш город – частица
А для нас он –родительский дом
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
Тема исследовательской работы является актуальной на сегодняшний день. Как много мы знаем о городе, в котором живем? Наверное, у каждого человека есть свой город, только нет двух похожих городов, как и нет похожих людей. Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, породнились с ним, стали близкими друзьями. Через познание Малой Родины человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему.
Малая Родина – это колыбель человека. Собственная история есть у человека, у дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его край, несущих многолетнюю память и значение. И сколько бы ни было лет человеку, он всегда будет помнить какие-то моменты из своего детства, места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого человека любовь к городу проявляется по-разному. Например, одни сочиняют стихотворения о любимом городе, другие пишут музыку, кто-то рисует картины, прославляя тем самым город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтобы моим друзьям и одноклассникам, наш город Янаул стал бы любимым!
Цель: знакомство с происхождением нашего города Янаул и людьми, которые оставили след в его истории.
Гипотеза: заключается в предположении о том, что не зная истории и культуры своей малой родины и страны, нельзя стать настоящим гражданином и защитником своего государства.
Объект исследования: город Янаул
Предмет исследования: интересные факты о городе Янаул
Исходя из поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие
задачи:
собрать информацию о происхождении названия города;
учиться работать с архивным материалом, связанным с событиями исторического прошлого;
посетить городской музей и архив с целью собрать информацию для ответов на поставленные вопросы;
посетить исторические места нашего города, собрать фотоматериал;
интервью с жителями моего города Янаул;
по результатам исследования сделать вывод и поделиться своими знаниями с другими учащимися;
создать презентацию проекта; 3
Методы исследования:
Поисковый:
изучение литературных источников, интернет - источников;
посещение музея и исторических памятников;
Интервью:
интервью с жителями моего города Янаул:
• с директором школы;
• с работником музея;
• с работником центральной детской библиотеки;
• с работником станции юных техников, в которую я хожу на кружок;
• с прохожими на улице моего города;
Анкетирование: учащиеся 3 а класса
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Чтения», «Окружающего мира», во внеклассной работе.