Как выбрать нужный Вам и вашему ребёнку лагерь.

Как выбрать нужный Вам и вашему ребёнку лагерь.

В этой статье я не буду рассматривать варианты, как занять ребёнка на летние каникулы. У каждого родителя своё видение по этому вопросу и разный уровень доходов (который влияет на выбор летнего времяпрепровождения). Кто-то считает, что на даче или в деревне с бабушкой ребёнку хорошо, кто-то о детском досуге вообще не задумывается и ребёнку его организует улица, телевизор, компьютер. Мы поговорим о таком варианте организации летних каникул для ребёнка как детский лагерь.

Если у Вас нет времени разбираться в том, какие лагеря бывают, чем именно они занимаются и по каким критериям выбирать, то без длинных рассуждений рекомендую Вам воспользоваться статьёй: http://www.camps.ru/association/camps/stat-camps/930-kak-vybrat-detskiy-lager.html. Моя же статья займёт у Вас больше времени и, надеюсь, заставит задуматься, поможет расставить всё по полочкам. Некоторым данная работа может показаться спорной, но это моя позиция, согласно которой детский лагерь является системой воспитания, а не местом отдыха и развлечения.

Начнем с краткого экскурса в историю.

Рассмотрим сначала, что такое современный детский лагерь. Чтобы понять, откуда есть пошли лагеря современные, откуда берутся представления о лагере у наших сограждан, обратимся к истории. Тип лагеря определяется задачами, которые он решает. В СССР система детских лагерей в разное время решала разные задачи. Так, до 60-х годов 20-го века эта система подчинялась министерству здравоохранения и в лагерях в основном оздоравливали детей. В конце 60-х система переходит под управление ЦК ВЛКСМ. Естественно, меняются смысл и содержание смен – лагеря в СССР теперь делают упор на идеологию (“куют” советского гражданина). В начале 90-х с распадом СССР выпадает из общественной жизни идеологическая составляющая, не остаётся её и в детских лагерях. С общей разрухой и приватизацией лагерям приходится нелегко, ведь они изначально убыточны и дотационны. Многие лагеря приходят в запустение, банкротятся, распродаются, тем, кто держится ещё на плаву, приходится выживать. Подобная ситуация местами сохраняется и по сей день. Бывшие советские лагеря, которые уже не называют пионерскими, именуются отныне ДОЛ или ДОЦ – детский оздоровительный лагерь или центр.

В начале 90-х появляются на территории России и стран СНГ новые типы лагерей – частные, авторские и программные лагеря. Если раньше под лагерем понималась конкретная территория, то теперь это далеко не так. Теперь под лагерем, в первую очередь, понимается программа и коллектив – многие современные лагеря имеют свой постоянный штат сотрудников, свою материально-техническую базу, а проводят разные по содержанию и направленности программы на различных арендованных площадках, которыми могут служить ДОЛ, ДОЦ, пансионаты, базы отдыха, туристические базы, парк-отели, гостиницы, частные коттеджи, палаточные лагеря и т.п. На территории одной площадки могут проводить свои программы, отличающиеся по содержанию друг от друга, одновременно несколько лагерей.

Рассмотрим детально существующие ныне типы лагерей, в которые вы можете купить путёвку свободно. Постараюсь быть предельно объективным с точки зрения пользы лагеря для ребёнка. Из этических соображений не буду упоминать названия деструктивных, с моей точки зрения, лагерей.

Персонал лагеря.

С вашим ребёнком будет работать не номер со всеми удобствами и не шоу программа, с ним будут работать конкретные Вася, Петя, Даша, Маша. Если эти Васи и Маши не первый день работают на этом проекте, то информация о них должна быть на сайте. У уважающих себя организаций вы можете попросить присутствия на собраниях их персонала с целью знакомства с коллективом, и они вам, вероятнее всего, не откажут. Личное общение позволит сложить наиболее полное мнение о сотрудниках. При изучении сайта о персонале лагеря можно судить по фотографиям со смен, анкетам сотрудников.

Персонал лагеря должен соответствовать заявленной программе (мне встречалось повидать и такое, что две девочки 19 и 20 лет вели целую программу аля спецназ для мальчиков). Личное знакомство должно показать вам, насколько зрелы эти люди, адекватны ли они, как у них со своими семьями обстоят дела, какие у них взгляды и ценности – это архи важно, ведь ценности персонала передадутся ребёнку, а вам потом с ним жить. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ваши ценности совпадали по ключевым моментам. Если вы, например, придерживаетесь либеральных взглядов, то не стоит, во избежание конфликтов, отправлять ребёнка на программы военно-прикладной направленности и наоборот, сторонникам традиционных ценностей вряд ли что-то понравится в лагерях-шоу.

Смотрите на внешний вид – со всеми, конечно, лично встретиться не удастся, но для этого есть фото смен и анкеты. Внешний вид и поведение тоже о многом говорят. Если взрослый человек ведёт себя как идиот, кривляется и притворствует, одет как неформал, у парня в ушах серьги, штаны по колено, он говорит манерно и одевается как дева, а девушка как мужик, то надо подумать, прежде чем отправить ребёнка с такими людьми. Ведь при воспитании передаются не только навыки, навыки это всего лишь инструмент передачи. Ребёнок должен получить правильный образ мужчины и женщины: мужчины - сильного, волевого, эстетичного, ответственного, умелого, смелого, а женщины – хозяйственной, целомудренной, женственной.

Из анкеты инструктора на сайте иногда можно узнать о его ценностях и взглядах на жизнь, о его опыте решения прикладных практических задач (порой не особо важно, каких именно), о том, что он умеет делать своими руками – важно, чтобы он был полноценной личностью. Обратите внимание на семейное положение сотрудника – да, у вожатых, скорее всего, ещё нет семьи, но у ведущих инструкторов и руководства должны быть полные семьи и свои дети. Бессемейные дяденьки и тётеньки с трудноопределимым полом и возрастом должны вызвать у Вас настороженность.

Что касается профессионализма, то тут ничего не зависит от образования. С детьми или дано работать, или нет. Этому нельзя научить, таких людей можно только выявить и подготовить. Поэтому не стоит доверять тому, что “тут у нас только профессиональные педагоги и психологи”. Педагоги часто бывают очень уставшими от школы, а каждый второй психолог при ближайшем рассмотрении оказывается психически больным человеком с кучей комплексов и фобий, с сомнительными взглядами на жизнь.

Ещё обратите внимание на гендерный баланс в штате – обычно в лагерях первого и четвёртого типа работает больше женщин и они там “рулят”, а в более сложных программах, требующих ответственности, сопряжённых с риском, большинство мужчин и командуют, соответственно, они. Есть персонал, который ориентирован на отдых любой ценой и “создание безудержного счастья” для ребёнка, это означает, что ребёнку будут потакать и находить оправдания его слабостям и глупостям (это камень в огород гуманной педагогике с женским лицом). Обратить внимание, на мой взгляд, стоит на серьёзных людей, способных говорить правду в глаза, способных заставить вашего ребёнка работать над собой. Основной костяк персонала должен быть взрослый, зрелый, умелый, идейный.

Итого: Единица персонала лагеря – это образ для вашего ребёнка. Смотрите, чтобы этот образ был Вам близок или хотя бы не вызывал отвращения. “Кадры решают всё, а не кобылы и машины” И.В. Сталин. А в нашем случае “Кадры решают всё, а не персональный унитаз и тумбочка у кровати”.

Роль ребёнка в лагере.

Современные педагоги и психологи бывают весьма противоречивы. С одной стороны, они заявляют о том, что ребёнок это личность, с другой стороны, ведут себя с ним как с умственно отсталым. Я вот не считаю, что ребёнок изначально личность, он – формирующаяся личность, не более того. Его личность определят собственные поступки и решаемые в процессе жизнедеятельности задачи. Скажем так, мне удавалось встречать личностей среди детей, но все они об этом не знали и не заявляли. И наоборот, попадались такие, кто заявлял о своей уникальности и неповторимости, а на деле – так, личинка пока. Поэтому я за то, чтобы роль ребёнка была полноценной для него самого. Он участник процесса, от него должно зависеть решение личных, командных, межкомандных и общепрограммных задач. Отношение взрослых и детей не должно быть панибратским – дети должны знать свою роль и своё место, но и пропасти быть не должно – ведь они часть системы. Хорошо, если система решает некую большую задачу, результат достижения которой в итоге очевиден или осязаем для всех. Конечно, это возможно только в небольших лагерях. Индивидуального подхода нельзя ожидать в стаде в несколько сот и даже тысяч детей, роль конкретного ребёнка там несущественна. Стадо можно только безопасно пасти.

Считаю, что ребёнка унижает детское к нему отношение, когда с ним цацкаются, говорят на “понятном ему языке”, это всё делает из него неполноценного человека. Полезным считаю деление детских групп внутри лагеря на разновозрастные коллективы в зависимости от решаемой задачи, то есть в одной группе могут оказаться дети младшего и старшего школьного возраста. Такое деление по группам, как показывает практика, одинаково полезно для всех возрастов. Плюсов в этом подходе больше, чем минусов, однако при этом такой системой пользуются обычно коллективы, занятые одним большим общим делом. Лагеря же первого и четвёртого типа делят группы по возрастам.

Итого: Поверьте в своего ребёнка, в 10 лет он уже может быть вполне ответственным и самостоятельным. Позвольте ему расти личностно и не становиться инфантильным бездельником. Ребёнок в лагере должен быть неотделимой частью процесса, с ним нужно обращаться как со взрослым, предъявлять требования, спрашивать результативности.

Что на выходе.

У программы каждого лагеря должна быть конечная цель. Некие мероприятия в конце смены должны подводить итог пребывания ребёнка в лагере, должна быть получена экспертная оценка его личностному росту, в идеале – должно быть достижение победы. Деятельность ради деятельности тут недопустима. Если ребёнок на выходе как бы просто отдохнул и всё (типа “затусил”), то он попусту потратил драгоценные дни своей жизни. Дети в лагеря попадают с разными знаниями, разным уровнем развития, поэтому личностный рост у каждого свой, продукт на выходе тоже. Так, например, для более опытного ребёнка итогом может стать решение ряда сложный коллективных задач, освоение сложных дисциплин, а для новичка потолком на данной программе может стать навык заправить постель, вымыть ноги вечером, сложить чемодан, постирать носки. Важно, чтобы он это понимал и вы ему, как родитель, тоже помогли осознать это.

О том, что же на выходе, не всегда понятно из отзывов о лагере детей и родителей, но попытаться узнать их стоит. Если в отзывах сплошное “вауууу”, “вожатый Петя лучше Васи”, “я вас всех люблю”, “было круто, Даша самая красивая”, то, скорее всего, это лагерь первого или четвёртого типа и глубокого смысла там искать не стоит. О лагерях других типов, как правило, отзываются иначе, ищите в отзывах интеллектуальную рефлексию. Бывает, что родители пишут об изменениях, произошедших с ребёнком после лагеря. Да и, конечно же, прежде чем устраивать детектив с поиском отзывов и построением догадок, задайте прямой вопрос организаторам лагеря об ожидаемом продукте на выходе или прочитайте об этом в программе. Определение продукта не должно быть размытым, оно должно быть понятным, при этом может содержать программу минимум и максимум.

Итого: Задумайтесь, что получит ваш ребёнок, а значит, и ваша семья в целом в конце программы.

Как выбрать нужный Вам и вашему ребёнку лагерь.

В этой статье я не буду рассматривать варианты, как занять ребёнка на летние каникулы. У каждого родителя своё видение по этому вопросу и разный уровень доходов (который влияет на выбор летнего времяпрепровождения). Кто-то считает, что на даче или в деревне с бабушкой ребёнку хорошо, кто-то о детском досуге вообще не задумывается и ребёнку его организует улица, телевизор, компьютер. Мы поговорим о таком варианте организации летних каникул для ребёнка как детский лагерь.

Если у Вас нет времени разбираться в том, какие лагеря бывают, чем именно они занимаются и по каким критериям выбирать, то без длинных рассуждений рекомендую Вам воспользоваться статьёй: http://www.camps.ru/association/camps/stat-camps/930-kak-vybrat-detskiy-lager.html. Моя же статья займёт у Вас больше времени и, надеюсь, заставит задуматься, поможет расставить всё по полочкам. Некоторым данная работа может показаться спорной, но это моя позиция, согласно которой детский лагерь является системой воспитания, а не местом отдыха и развлечения.

Начнем с краткого экскурса в историю.

Рассмотрим сначала, что такое современный детский лагерь. Чтобы понять, откуда есть пошли лагеря современные, откуда берутся представления о лагере у наших сограждан, обратимся к истории. Тип лагеря определяется задачами, которые он решает. В СССР система детских лагерей в разное время решала разные задачи. Так, до 60-х годов 20-го века эта система подчинялась министерству здравоохранения и в лагерях в основном оздоравливали детей. В конце 60-х система переходит под управление ЦК ВЛКСМ. Естественно, меняются смысл и содержание смен – лагеря в СССР теперь делают упор на идеологию (“куют” советского гражданина). В начале 90-х с распадом СССР выпадает из общественной жизни идеологическая составляющая, не остаётся её и в детских лагерях. С общей разрухой и приватизацией лагерям приходится нелегко, ведь они изначально убыточны и дотационны. Многие лагеря приходят в запустение, банкротятся, распродаются, тем, кто держится ещё на плаву, приходится выживать. Подобная ситуация местами сохраняется и по сей день. Бывшие советские лагеря, которые уже не называют пионерскими, именуются отныне ДОЛ или ДОЦ – детский оздоровительный лагерь или центр.

В начале 90-х появляются на территории России и стран СНГ новые типы лагерей – частные, авторские и программные лагеря. Если раньше под лагерем понималась конкретная территория, то теперь это далеко не так. Теперь под лагерем, в первую очередь, понимается программа и коллектив – многие современные лагеря имеют свой постоянный штат сотрудников, свою материально-техническую базу, а проводят разные по содержанию и направленности программы на различных арендованных площадках, которыми могут служить ДОЛ, ДОЦ, пансионаты, базы отдыха, туристические базы, парк-отели, гостиницы, частные коттеджи, палаточные лагеря и т.п. На территории одной площадки могут проводить свои программы, отличающиеся по содержанию друг от друга, одновременно несколько лагерей.

Рассмотрим детально существующие ныне типы лагерей, в которые вы можете купить путёвку свободно. Постараюсь быть предельно объективным с точки зрения пользы лагеря для ребёнка. Из этических соображений не буду упоминать названия деструктивных, с моей точки зрения, лагерей.

Наши рекомендации