Что не полезет в самую ..громную к..стрюлю в мире

В эту самую ..громную к..стрюлю

Запр..сто пролезет что угодно:

П..варешки, ложки, стол и стулья,

Даже шкаф поместится св..бодно.

Влезет кран подъемный, новостройка,

А за ними следом - т..л..вышка,

Не пролезет ни за что в к..стрюлю

Только ее собственная_____________.

Задание 2. Подготовьтесь к написанию орфографического диктанта на тему «Правописание двойных согласных в корне слов», выучив правописание следующих слов:

аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттестат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Задание 3. Из текста задания 2 выпишите слова, значение которых вам является неизвестным, а затем, используя различные источники, найдите и выпишите значения этих слов. Подготовьтесь к устному опросу по лексическому значению слов (по материалам задания 2).

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

Самостоятельная работа № 9: « Словообразовательный анализ»

Задание 1. Изучите теорию по теме:

Словообразовательный разбор (анализ) — это определение способа образования слова, т.е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.

План словообразовательного разбора:

1.Поставить слово в начальную форму.
2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
3. Для производного слова подобрать производящее слово

4.Указать основу в производящем слове.
5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
6. Указать способ образования слова.

Примечания:
1. Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи.

3. Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы в начальной форме.

4.Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то слово обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём нулевой суффиксации или путём перехода из одной части речи в другую.

5. Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6. Сложное слово всегда является производным.
7. Окончания и суффиксы могут быть нулевыми.
8. В одном слове могут быть два и более корня, суффикса, приставки, окончания, соединительные морфемы.

Образец словообразовательного разбора

Зеленоватый — слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т.е. суффиксальным способом.
Зеленоватый ← зеленый (суффиксальный способ).


Образцы письменного словообразовательного разбора


канатоходецходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесниклесной (суффиксальный способ);
переходØпереходить (нулевая суффиксация);
выходной (сущ.) ← выходной (прил.) (день) (переход из одной части речи в другую);

конструировани[jэ] ← конструировать (суффиксальный способ);

лесозаготовка ← лес, заготовка (сложение с помощью соединительной гласной о);

наморозить ← морозить (приставочный способ);

приморский ← море (приставочно-суффиксальный);

бегØбежать (нулевая суффиксация; усечение основы бежа-).

Задание 2. Выполните комплекс упражнений:

Упражнение 1. Выделите производящую основу в приведенных словообразовательных парах. Всегда ли производящая основа входит неизменной в состав производного слова?

Забежать ← бежать; прыжок←прыгнуть; симулянт←симулировать; вспышка←вспыхнуть; идеализация←идеализировать; возникновение←возникнуть; треск←трещать; чтение←читать; рубка←рубить; профессиональный←профессия.

Упражнение 2. Покажите стрелкой направление от производящего слова к производному:

Нести – принести; адресовать – адрес; бедный – бедняк; веселый–веселить; замерзнуть – замерзать; мерзнуть – замерзнуть; прыгать – прыгнуть; плакать – плач; когда – никогда; учить – учиться.

Упражнение 3. Выполните письменный словообразовательный разбор слов.

Вышеизложенный, бедность, несмело, полководец, завистливый, лист (бумаги), тысячелетие, укол, сверхмощный, вертихвостка, СО РАН, северо-восток, тотчас, НКАиДХ.

Самостоятельная работа № 10: « Орфография»

Задание 1. Выполните тестовые задания. Ответы запишите в таблицу.

Номер вопроса
Строка ответа            

Вопрос № 1

Отметьте строку, в которой в корне слова пишется А:

1) аб...жур, ш...фер, к...чан, в...гонетка;

2) ярм...рка, л...чуга, тр...туар, эст...када;

3) п...лисадник, аккомп...нимент, в...кансия, ант...гонизм.

Вопрос № 2

Отметьте строку, в которой во всех словах в корне после шипящих и Ц пишется О:

1) щ...лка, ч...порный, ч...рточка, муха-ц...котуха;

2) крыж...вник, печ...нка, пощ...чина, реш...тка;

3) прож...рливый, ш...мпол, ш...рох, ж...нглер.

Вопрос № 3

Отметьте строку, в которой все слова пишутся с мягким знаком:

1) медал...он, суб...ект, рез...ба, отреж...;

2) руж...ё, л...стец, назнач...те, павил...он;

3) сер...ёзный, трёх...яэычный, меж...областной, п...едестал.

Вопрос № 4

Отметьте строку, в которой все слова пишутся с твердым знаком:

1) ад...ютант, п...еса, бур...ян, с...агитировать;

2) неот...емлемый, пред...явление, кинос...емка, двух...ярусный;

3) двух...летний, об...ект, об...явление, бул...он.

Вопрос № 5

Отметьте строку, в которой приставки во всех словах пишутся с буквой С:

1) бе...полезный, ра...гадать, мирово...зрение, ни...вергнуть;

2) ра...считать, бе...вкусный, во...глас, во...наградить;

3) ро...сказни, бе...крайний, ни...падать, во...клицание.

Вопрос № 6

Отметьте строку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется С:

1) ...дать экзамен, ...читать ворон, ...жечь дотла, ...дание школы;

2) ...держанное волнение, ...гладить противоречия, ...дельная оплата, ...борная Украины;

3) ...жиженный газ, ...дешний житель, ...добная булка, тайный ...говор.

Вопрос № 7

Отметьте строку, в которой во всех словах после Ц пишется Ы:

1) акац...я, ц...тата, ц...плячий, традиц...я;

2) на ц...почках, ц...ганский, ц...кнуть, смуглолиц...й;

3) ц...нк, ц...корий, борц..., ц...рюльник, ц...гейка.

Вопрос № 8

Отметьте строку, в которой все сложные слова пишутся через дефис:

1) социал/демократ, пол/арбуза, плащ/палатка, киловатт/час;

2) пол/суток, экс/чемпион, юго/восток, газо/добыча;

3) полу/автомат, метео/сводка, штаб/квартира, электро/приборы.

Вопрос № 9

Отметьте строку, в которой все слова имеют приставку ПРИ-

1) пр...рекания, пр...щуриться, пр...купить, пр..сечь;

2) пр...мирение, пр...вратник, пр...бежище, Пр...карпатье;

3) пр...следовать, пр...крепить, пр...искусный, пр...старелый.

Вопрос № 10

Отметьте строку, в которой все слова имеют суффикс -ОВ-:

1) парч...вый, еж...вый, ситц...вый, вещ...вой, груш...вый;

2) изразц...вый, камыш...вый, холщ...вый, морж...вый, свинц...вый;

3) глянц...вый, дрожж...вой, бахч...вой, грош...вый, ключ...вой.

Вопрос № 11

Отметьте строку, в которой все слова пишутся с НЕ раздельно:

1) рожь еще (не)скошена, (не)спеша, далеко (не)радостная встреча, (не)помнить;

2) (не)кого спросить, (не)интересная книга, (не) досчитались двух человек, (не)торопясь;

3) (не)выучив уроки, (не)подготовленный доклад, (не)сколько книг, что-то (не)договаривает

Вопрос № 12

Отметьте строку, в которой во всех словах пишется -НН-:

1) освобожде...ый, воспита...ица, сви...ой, давно краше...ый;

2) разъяре...ый, стекля...ый, каме...ый, дистилирова...ая;

3) копче...ый, утре...ик, освобожде...ый, ветре..ый.

Задание 2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев. Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

Задание 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Все сроки вышли. Т_нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств направля_мая большевиками внутре_яя орда перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!

И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!

По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни будет ее единстве_ой домашней одеждой.
Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.

Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо пр_красным и одухотворе_ым.

Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава (государство)к_лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв_рении (западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.

Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками.

Раздел 5. Морфология и орфография

Самостоятельная работа № 11: « Правописание имен существительных и прилагательных»

Задание 1. Изучите теорию. Подготовьтесь к устному опросу по теме.

Наши рекомендации