Психологические характеристики личности

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении.

Тип личности по направлению:

Экстраверт (импульсивность, инициативность, гибкость, поведения, общительность, социальная адаптированность);

Интроверт (необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации).

Черты характера человека
Выражающие отношения к коллективу, к отдельным людям Выражающие отношения у деятельности и к труду Выражающие отношения к собственности и к вещам Выражение отношения к самому себе
Доброта, отзывчивость, честность, общительность Трудолюбие, добросовестность, упорство, целеустремлённость Аккуратность, щедрость, бережливость Скромность, гордость, уверенность, самолюбие, самокритичность

Темперамент– это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.

Тип характера Темперамент Черты характера Характеристика работоспособности
Сильный Холерик Высокая активность, вспыльчивость, подвижность, быстрый темп действий, экстраверт. Энергичность, напористость, эмоциональный подъём, решительность, оперативность.
Сильный, спокойный Сангвиник Эмоциональнаявыразительность, высокиетемп речи и движений, пластичен, гибок, адаптирован, живая мимика, оптимизм. Более дисциплинирован, энергичен, быстро привыкает к новой обстановке,
Инертный Флегматик Высокая активность, низкая реактивность, реактивность ниже активности (в этом выражается инертность). Внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении, несколько замедленный темп движений и речи, высокая выдержка, самообладание.
Слабый Меланхолик Слабый, вялый, инертный, глубокий интроверт, легко раним, чрезмерно обидчив, замкнут, осторожен, осмотрительный. Трудно включается в работу, в спокойной обстановке отличается добросовестностью, внимательностью, легко утомляется.

Каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек

раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью.

Что такое деятельность?

Развитие общества – результат деятельности людей.

Деятельность– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Отличия деятельности человека от поведения животных:

  Животное Человек
Взаимодействие с окружающей средой Приспособление к окружающей среде Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель Задаётся инстинктом Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
Поведение Целесообразное, т.е. сообразующееся с целью Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
Структура деятельности
Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Цель– это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность Средство– это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы Действия– это проявление волеизъявления людей Результат– это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество

в целом;

Объект– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

ü Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.

ü Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

ü Если результат совпал с целью, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).

ü Для достижения цели любые средства хороши.

ü Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.

Мотивы деятельности
Потребности – этоиспытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития Социальные установки – это ориентация человека на что-либо. Убеждения – это эмоционально- ценностные отношения к действительности Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Многообразие деятельности



Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
Природы Общества Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально- производственная деятельность Это социально- преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
    Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Деятельность по результатам:

Созидательная Разрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура) Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность - благо Деятельность - зло

Рекреационная деятельность– это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность– направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Наши рекомендации