Гендерные характеристики интеллекта
Введение хроматической (измеримой образно-понятийной), а не вербальной (понятийной) модели интеллекта основано на много большем соответствии между оттенками цветов и психическими, например, эмоциональными состояниями. Об этом, в частности, свидетельствуют известные исследования В. Вундта, а также практически симбатный принцип вербализации чувств и цветов в обозримый период истории человечества. Так, например, из полутора миллионов различаемых глазом оттенков, человеческое сознание к настоящему времени опредметило в понятиях не более сотни. Аналогично обстоит дело с составляющими темперамент аффектами, чувствами, настроениями и т.п. С чем это может быть связано?
По-видимому, здесь следовало бы учесть гендерные характеристики интеллекта. Так, в частности, согласно литературным данным, более высокие показатели интеллекта по тесту OTIS имеют мужчины с низкой маскулинностью. Иначе говоря, гендерное подразделение интеллекта предполагает наличие психологических различий, которые проявляются, в частности, и в психофизиологии цветовосприятия. Следовательно, в хроматизме речь идет именно о гендере, то есть не о физическом, а о полоролевом диморфизме, исключающим одномерность шкалы f-m, к примеру, известного теста MMPI.
Понятие гендера включает и меняющиеся в онтогенезе (взросление, старение), различия между (f) и (m), которые объективно выражаются в выборе предпочитаемых цветов (одежды, интерьера и т. п.), в репрезентативном доминировании левого у (m) и правого у (f) полуполей зрения, которые в конечном итоге определяются темпераментом интеллекта. Так, по данным Г.С. Васильченко (300 испытуемых), существует даже половая дифференциация типов темперамента: среди женщин достоверно чаще встречаются сангвиники и меланхолики, тогда как среди мужчин — холерики и флегматики (Табл. 8.4). Заметим, что эти данные основаны исключительно на половой диффференциации человека, практически не учитывающей гендерных, то есть собственно психологических характеристик, которые (благодаря приведенным выше соотношениям для цветовых атрибутов и планов интеллекта) могут быть описаны на количественном уровне.
Рассмотренные выше принципы цветовосприятия, в самом деле, показали, что эти две пары (КО—СЗ и Ж—С) в сочетании с ахромной триадой (Б-Сер-Ч) подтверждают хроматический принцип оппонентности как по гендеру, так и по эмоциональным проявлениям каждой пары темпераментов, образующих гомеостатические системы. Этот принцип может быть раскрыт на основе приведенного выше закона гармонии (оптимального гомеостаза), моделируемого кругом цветов: для образования устойчивых систем врожденные свойства интеллекта (Син- и частично Ид-планы) должны быть оппонентными и/или дополнительными по цвету, тогда как приобретенные (М- и частично Ид планы) - тождественными.
Как известно, цвет лучше и тоньше чувствуют женщины, чем мужчины. Cамое любопытное, что это правило находит свое подтверждение уже на уровне Син-плана (цветоощущения). Так, цветнослепые палочки, отвечающие за своего рода “мужское”(обзорное, безынерционное, ночное) зрение, размещены по периферии, тогда как воспринимающие цвета колбочки – в центре сетчатки, который связан прежде всего с прямым, если можно так сказать, женским взглядом. Любопытно, что желтое пятно (macula lutea) – место наиболее ясного видения – окрашено именно в желтый цвет (который, с учетом желтого тела (corpus luteum) можно обозначить как “принципиально женский”). При этом центральное зрение оказывается более инерционным, чем периферическое, аналогично течению времени в синем (“женском”) и красном (“мужском”) цветах, соответственно. Так, по данным С.В. Кравкова, минимальное время адекватной оценки цветового раздражителя для красного составляет 33,5 мсек, тогда как для синего – 66,1 мсек.
Как показано в табл. 8.1-2, динамическая структура личности непосредственно связана с хром-моделью интеллекта, которая дифференцируется уже на уровне М-плана (сознания). По-видимому, к понятию «сверхсознание» может относиться прежде всего правосознание, тогда как к «самосознанию» – самопознание, самооценка, самоконтроль и т.п. Репрезентативно правосознанием в большей мере характеризуются женщины, поскольку статистические данные свидетельствуют, что они более законопослушны и социализированы. В то же время повышенной самооценкой в психологии личности характеризуются мужчины, имеющие ярко выраженную «Я-концепцию». Эти и другие данные сведены в табл. 9.3.
Таблица 9.3. Локус контроля и планы интеллекта
План | Внутренний локус контроля | План | Внешний локус контроля |
(Цвет) | (ср.“мужество”, “героизм”, “доблесть” ® m>f) | (Цвет) | (ср.“сензитивность”, ”женственность”® f >m) |
Idm- (Серый) | стремление к новому, неизведанному, Я-концепция, внеморальная потребность в творчестве, | Mf- (Б) | сохранение традиций, рационализм, доминанта моральной требовательности |
Idm- | низкая выживаемость, снятие противоречий M и S | Sf- (Ч) | повышенная адаптивность (гомеостаз) |
Sm- (К) | личностное качество действовать решительно в опасной обстановке, уверенность в себе, преодоление возможных чувств страха и неуверенности, | Idf- (Г) | робость, застенчивость, заниженный уровень притязаний, тревожность, неуверенность в своих способностях, эмоциональность, |
Mm- (З) | умение контролировать импульсивные порывы, склонность к самоанализу, последовательность, рационализм, независимость, уравновешенность | Mf- (П) | впечатлительность, интуитивизм, “потребностная сфера”, противоречивость, конформизм, неуравновешенность, |
Idm- (Ф) | умение мобилизовать силы на достижение цели, настойчивость в достижении поставленной цели | Sf- (Ж) | продолжительное переживание событий, стремление отложить реализацию намерений |
Подтверждение этим данным можно видеть практически во всех мифологиях, где Белая женщина (Великая Мать-богиня) являлась подательницей благ, высшей мудростью, охранительницей традиций. И одновременно “черное женское начало” в этих же мифах символизировало нечто иррациональное, непознаваемое, “тайну времен”, а известные всем женские качества эмоциональности и интуиции противопоставлялись рациональному мышлению мужчин.
Несложно показать относительность этих представлений: по сравнению с мужским подсознанием женское бессознание в силу аффектов всегда было более эмоционально. В то же время материнское сознание – более мудро, более реалистично, чем мужское. Общими же или близкими по цвету компонентами интеллекта для обоих полов могут являться бессознание (О = К+Ж) и подсознание (С = Г+Ф), как это представлено в цветовых канонах, тысячелетиями отрабатываемых человечеством. Очевидно, это обусловлено единым принципом восприятия цветов друг друга в гомеостатическом соответствии с определенным локусом контроля.
Как следует из табл. 9.3, корреляция цветов и планов интеллекта с локусом контроля указывает на определенное соответствие между ними, очевидно, определяемое взаимодействием компонентов единой системы «внешняя среда - интеллект». Тогда процесс цветовосприятия можно представить через интегрирующую деятельность интеллекта, сопоставляющего ощущение цвета (поступающее из внешней среды в бессознание) с существующими в подсознании концептуальными образами, которые сознание может осознавать и запоминать. Для моделирования интеллекта, как уже говорилось, предложено сопоставить свойства внешнего и внутреннего цветового пространств на таком достаточно изученном и позволяющем проводить воспроизводимые измерения объекте, как цветовое тело. С учетом же полученных соотношений между атрибутами цвета и компонентами интеллекта, к примеру, нами было промоделировано полярное представление эмоций с возможностью их количественного измерения по соответствующим параметрам цветового тела: хром-модель интеллекта (в предыдущей главе) уже позволила совместить шкалы экстраверсии и нейротицизма с осями «теплых-холодных» цветов и «пурпурно-зеленой» осью, позволяя выявить величину вклада гендерных компонентов в интегральную работу интеллекта. Так, в частности, сопоставление данных локуса контроля и гендерных характеристик с данными шкалами позволяет выявить кажущиеся противоречия (контрасты) в представлении интеллекта как взаимодействующей с внешней средой гомеостатической системы. Действительно, сопоставление в табл. 9.3 полоролевых стереотипов с основными предикатами локуса контроля достоверно согласуется с данными табл. 9.4.
Таблица 9.4. Цветовой контраст гендерных характеристик
Контраст m- f планов | Типичный m-образ и маскулинность | Типичный f-образ и феминность |
серый - белый (серый кажется черным) | относительный инфантилизм, агрессивность, потребность в эротических образах, деликвентно-образное общение в социуме, социально неограниченный стиль поведения | материнство, миролюбие, рассудочность, восприимчивость к воспитанию и обучению, вербально-предметная коммуникативность, традиционно социальная уровновешенность |
серый - черный (серый кажется белым) | опредмечивание чувственности познания, творец (философ, композитор, художник), “внеморализм секса в познании нового”, вынашивание и рождение идей | деликвентно-образное общение в сексе, негативизм предубежденность относительно f-образа творца, аффекты аноргазмии, “аморализм секса”, вынашивание и рождение детей |
красный - голубой Sm ^ Idf | властность, активность, решительность, относительный нонконформизм | подчиняемость, пассивность, нерешительность, тревожность, конформизм, зависимое поведение |
зеленый - пурпур Mm ^ Mf | рациональные способности, компетенция, уверенность, воспроизводимое постоянство | интуиция, эмоциональная поддержка, беспокойство, относительно доминирующая религиозность |
фиолет - желтый Idm ^ Sf | способности к творчеству, интуиция, чувственная эффективность контактов | эмоциональность, теплота, изменчивость, инстинктивная готовность к контактам |
Таким образом, если проявление определенного цвета внешней среды может казаться различным, как это показывают различия в предпочитаемых цветах одежды, интерьера и т.п., то внутреннее содержание интеллекта, благодаря цветам, канонизированным историей мировой культуры, может быть реально выявлено и измерено на модели цветового тела по соответствующим семантическим полям/пространствам и тестам.
Итак, цвет можно отнести к основной характеристике, объединяющей людей по естественному (для фило- и онтогенеза) принципу цветового взаимодействия с внешней средой. Это связано с тем, что цветовые коды (как характеристические признаки архетипических представлений о системе «внешняя среда - интеллект» и ее компонентах типа хром-планов, гендера и темперамента) сохранялись неизменными на протяжении тысячелетий. Поэтому проведенный в 1 части анализ концептов цветовой семантики в мировой культуре привел к выводу о канонизированных цветах как традиционной основе естественного сочетания триады интеллекта, которой нельзя было манипулировать с момента ее исторического возникновения.