Гендерные предпочтения и мировосприятие
Для объяснения причин выявленных выше гендерных цветопредпочтений рассмотрим, к примеру, известное соотношение
m / f = К / С = активность / пассивность, | (9.1) |
где К и С — красный и синий цвета.
Культурология цвета, согласно Шпенглеру, Юнгу, Фрезеру, Леви-Брюлю, Адлеру, утверждает, что красные цвета обычно соотносятся с мужским принципом, а синие — с женским. Однако можно ли отсюда вывести (по Бетти Фридан[56] ), что интеллектуальное развитие позволяет женщине одеть «мужские цвета» и выступать в роли инициатора знакомств, близости и т. д.? Нет. Существует еще и мораль, установленная обществом, культурой, социумом: женщина пассивна. Однако цвета, которые она может выбирать в своей одежде, ни мораль, ни мода, ни какие-либо иные установления ограничить не могут. И женщина этим К цветом, следовательно, лишь выявляет свою активность, в отношениях с партнером оставаясь в рамках морали. Цвет одежд женщины поэтому является внешним для нее как субъекта, но внутренним (интериоризующимся) для объекта ее устремлений.
В предположении же, что ее внутренний цвет дополнителен к ее внешнему, можно вывести, что в цвете должны проявляться не только духовные, но и телесные характеристики человека. Поэтому распространенное мнение Маргарет Мид, что «в современном мире, где все носят одежду, скрывающую тело… непосредственное представление о человеческом теле теряется», кажется не совсем точным. В действительности одежды более всего из человеческого окружения в цвете (и прежде всего в цвете) сочетают это «не сочетаемое» единство архетипического и конкретного проявлений: всеобщего — духа и единичного — тела.
Однако, если тело и душа человека не обязательно определяются полом, то бытующее сейчас на Западе (согласно данным Бетти Фридан) функциональное воспитание и образование по полу (девушка - будущая жена - мать, но не ученый) предполагает, что чувство пола становится для женщины не столько бессознательным, сколько рациональным, то есть сознательно культивируемым элементом интеллекта. Иначе говоря, бессознательная доминанта в интеллекте женщины заменяется сознательной. Однако сознательная доминанта в ее интеллекте существует и без этих условий[57]. Следовательно, дело в другом.
Согласно отчетам американских психологов, женское высшее образование связано с некоторой потерей женственности (приобретение независимости и т. п.). Касаясь особенностей женского интеллекта, приобретаемых с образованием, можно заметить, что сознание лишь расширяет свои границы, но так и остается сознанием. Маловероятно, чтобы принципиально менялись и функции бессознания, т. к. биологическая роль женщины остается неизменной.
Следовательно, указанная потеря женственности может быть связана лишь с изменением подсознания как базового уровня сознания. По-видимому, здесь-то (в ид-плане интеллекта) женщина и становится «похожей на мужчину», ибо высшее образование требует от интеллекта нередко принятия таких решений, которые в психологии творчества осуществляются через «стадию озарения». То есть через переход информации ид-плана в мат-план интеллекта (осознавание):
m / f = K / C = Id / M | (9.2) |
Но именно этот переход наблюдается во взаимоотношениях партнеров, в связи с чем сама Бетти Фридан и отвечает на поставленный выше вопрос: «если традиционно мужская, активная, и женская, пассивная, любовь — это противоположности, то у духовно развитых личностей эти противоположности находятся в единстве — в одном человеке заключено и мужское, и женское, и активное, и пассивное начала». И лишь внешнее проявление их будет различным, как это наглядно показывают различия в предпочитаемых ими цветах, выявляемые по соответствующим семантическим полям. Следует отметить, что и цветовосприятие, и цветопредпочтения в нормальных условиях нередко оказываются диаметрально противоположными тем, что наблюдаются в экстремальных состояниях. Это касается как древних, так и современных культур.
В соответствии с вышеизложенным оказались и принципы цветового кодирования в современной культуре. Как показано в табл. 8.5, цветовой тест отношений, находится в одном семантическом ряду с обобщенной интерпретацией теста Люшера и хроматизма[58]. Соотнесение типа темперамента с так называемыми основными цветами Люшера основано на гипотезе о резонансном взаимодействии внешнего и внутреннего цветового пространств, принципы которого были намечены Р. Арнхеймом[59]. Так, описывая оппонентный (контрастный) характер цветовосприятия, он замечает: «Цвета контрастирующей пары тонов являются дополнительными, или дополняющими друг друга: один требует другого. В царстве форм нет аналогов этому явлению». Отсюда, в согласии с данными табл. 8.1, можно полагать, что принципы функционирования левого (оперирующего формами) полушария построены на согласованности и логичности, тогда как правого - на дополнительности и оппонентности.
Таблица 9.2. Корреляция между цветом, темпераментом и хром-планами
Люшер 1) | Айзенк (EPI) | ЦТО | Хроматизм | ||||
Ц | Вербальные характеристики | Тип | Вербальные характеристики | Вербальный отчет | Компоненты интеллекта2) | MIdS (N) | атрибуты цвета3) |
чувствительный, пассивный, спокойный, тревожный | Меланхолик | сдержанный, легко расстраивающийся, тревожный | честный, добрый, справедливый | D «женское» и «мужское» подсознание | D Id (f+m) | l » 475 m » 0,5-0,6 r » 0,1-0,2 | |
пассивный, уверенный, удерживающий. неизменный | Флегматик | пассивный, спокойный, надежный, ровный | самостоятельный, черствый, невозмутимый | D «мужское» самосознание (Я-концепция) | D M(m) | l » 510 m » 0,4-0,5 r » 0,2-0,3 | |
активный, наступательно-агрессивный, локомоторный | Холерик | возбудимый, агрессивный, импульсивный, беспокойный | энергичный, напряженный, уверенный | D «мужское» бессознание | D S(m) | l » 620 m » 0,5-0,7 r » 0,4-0,5 | |
веселый, эксцентричный, активный, любознательный | Сангвиник | жизнерадостный беззаботный, контактный, активный | разговорчивый, общительный, открытый | D «женское» бессознание | D S(f) | l » 580 m » 0,8-0,9 r » 0,5-0,6 | |
внушаемый, очаровывающий, предрасположен к чувствительности | ¾ | ¾ | самостоятельный, неискренний | D «женское» сверхсознание (правосознание, интуиция) | D M(f) | l » -515 m » 0,7-0,8 r » 0,4-0,5 |
Примечания к таблице:
1) Нумерация цветов, по М. Люшеру: 1- темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - желтовато-красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый.
2) D - гендерная доминанта данного компонента в интеллекте (MIdS) при нормальных (N) условиях опыта.
3) Характеристики темперамента количественно определяются по предпочтительным цветам c (хрома) как функции c (l,m,r), где l - цветовой тон (доминирующая длина волны), m - насыщенность (чистота) цвета и r - светлота цвета (интегральный коэффициент диффузного отражения окраски). Приведенные значения основаны на результатах визуальной колориметрии.
Итак, табл. 9.2 демонстрирует соответствие: во-первых, между распределением видов темперамента по полу (согласно табл. 8.4, женщины преимущественно проявляют свойства сангвиников и флегматиков); во-вторых, между окраской кожи в традиционных культурах (согласно табл. 1.5, мужское тело канонизировано как красное и/или красно-коричневое, женское – как желтое); и, в-третьих, между соответствием хроматического круга цветов (как хром-моделью интеллекта) и «кругом Айзенка» как двухфакторной моделью личности[60]. Вспомним, что еще Гиппократ характеризовал темперамент цветом жидкостей организма (кровь, желчь и т. п.).
Данное представление интеллекта основано на результатах работ многих исследователей. Во-первых, характеристики всех цветов принято изображать на примере так называемого цветового тела, содержащего цветовой круг с максимально насыщенными ("яркими”) цветами по периметру и средне-серым в центре (рис 1). Во-вторых, полярное представление эмоций, по Вундту, было промоделировано цветовым телом с возможностью их количественного измерения по соответствующим цветовым параметрам. И, наконец, трехмерное представление интеллекта, по Юнгу, в согласии с моделью Айзенка, позволило совместить ось эктра-интроверсии с осью «теплых-холодных» цветов, характеризующей величину вклада бессознания-подсознания, соответственно. Одновременно ось нейротизма оказалась адекватной «пурпурно-зеленой» оси, позволив выявлять величину вклада сознания в интегральную работу интеллекта и т. д. Для удобства эти соответствия изображены на рис.8 и 9.
Рис.8. Цветовой «круг Айзенка» | Рис.9. Двухмерная модель интеллекта | ||
Рис.8. Цветовой «круг Айзенка»
Рис.9. Двухмерная модель интеллекта
Цветовой круг на рис. 8 моделирует цветовой круг темпераментов, определяющих характер чувственно-эмоциональных отношений, которые коррелируют с вкладом каждого из компонентов женского (f) и мужского (m) интеллекта в соответствующий вид темперамента. Так, например, на рис.9 бессознание (S-), моделируемое "теплыми" цветами, проявляет эмоции и аффекты, которые, согласно Айзенку, определяются агрессивностью, возбудимостью и импульсивностью у холериков, или беззаботностью, жизнерадостностью и открытостью у сангвиников. С другой стороны, такие черты как сдержанность, пессимистичность и ригидность меланхоликов, или спокойствие, доброжелательность и надежность флегматиков указывают на их связь с подсознанием (Id-), моделируемым “холодной” областью круга цветов. Сознание (М-) образуется из сочетания обеих областей цветового круга и определяется природой и/или воспитанием[61].
Поскольку представленные в табл. 9.2 вклады этих компонентов (D) в интегральную работу интеллекта могут быть измерены по цвету, то этим предполагается введение объективных критериев в психологию личности.