Синевато-зеленый (затемненный).
Сочетание синего с зеленым имеет что-то пошло противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цветом., – отмечал Гете. “Зеленый свет – успокаивающий, – пишет и д-р Гейл. – Темно-зеленый склонен терять свои свойства”. Однако в тантризме энергетический центр цвета морской волны вызывает контроль над умом, волевые решения и умение логично осуществлять поставленные задачи.
Функциональная психология также наделяет этот цвет напряжением воли и настойчивостью в овладении собой. Предпочтение сине-зеленого, как правило, означает честолюбие и переоценку собственных сил. Притязания на собственную значимость и самовозвеличивание. Сине-зеленый – это и жажда власти, и нежелание каких-либо внешних перемен. И убежденность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей, и многое другое. В общем, вполне человеческая противоречивость застойно интеллектуального возбуждения. Как цвет внутреннего напряжения, он выражает основной психоаналитический принцип “Я”. То есть, скрыто-энергетическое отношение человека к самому себе.
Действительно, он укрепляет волевые устремления и честолюбивые помыслы в самоутверждении. Английский психолог Х. Эллис отмечает излюбленность этого цвета геями (К этому вопросу мы еще вернемся.). В неврологической практике цветолечения затемненный сине-зеленый может быть рекомендован пациентам для “вынужденного” контроля за своими мыслями и действиями.
Активным молодым людям (страдающим в “переходном возрасте” угреватостью кожи) можно рекомендовать именно сине-зеленые тона. Считается, что угри на лице юноши или девушки связаны с гормональной перестройкой организма, с жирной пищей и т.д. Однако это объяснение не учитывает такой первопричины, как человеческое воображение, и, в частности, нереализуемые сексуальные фантазии, которые нередко и вызывают гормональную недостаточность (к примеру, при мастурбации) через гипоталамо-гипофизарную деятельность мозга. Зеленые же и сине-зеленые тона переводят потребность в самоудовлетворении на внешние стороны деятельности и не дают особого простора ни сексуальным, ни каким-либо иным фантазиям.
Однако при нервно-соматическом истощении их использование может вызвать излишнее напряжение вегетативной системы и вывести больного за пределы выносливости. Поэтому только в соответствии с результатами тестирования цветотерапевтом зеленые и темно-сине-зеленые цвета (к примеру, одежды) могут быть рекомендованы лицам, стремящимся приобрести настойчивость, выдержку и манеру уверенно держаться в обществе.
Глава 6. ПОЛИХРОМНЫЕ ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
«Холодными» эти цвета называются вследствие связи с цветами «холодных» предметов типа лед, вода, неба и т.п. Эти цвета успокаивающе действуют на интеллект посредством активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Этот отдел определяет степень функционирования таких функций бессознания как пищеварение, сердцебиение, терморегуляция и т.п. Как при активации парасимпатического отдела, так и при действии холодных цветов происходит сужение зрачков, и замедлением ритма сердца, и сужение малых бронхов, и стимуляция пищеварения и т.п. Воздействие холодными цветами обладает своеобразным восстановительным (болеутоляющим, имеющим основной характер рН) эффектом. Холодные цвета характеризуют интровертные типы интеллекта.
Голубой.
Как небесный цвет, он ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды, впечатлительностью лириков. Так, в традициях Древнего Египта цвет богини неба был канонически голубым. Голубым же был священный лотос как символ женственно-земного лона. Танцовщицы, согласно сохранившимся документам Древнего Египта, изображались в голубых прозрачных одеждах, подчеркивающих, очевидно, сугубо эстетический (подсознательный) характер изображенных действ.
Вместе с тем, преобладающим цветом подира[37] иудейского первосвященника был тоже голубой с золотыми украшениями. Оба эти небесных цвета первосвященника служили образом высших духовных совершенств (Исх. 28, 31; Лев. VIII). Однако здесь надо вспомнить, что первыми жрицами практически всех древних обществ были женщины сохранявшие традиции (см. Белый цвет). И мужчины, становящиеся жрецами, лишь следовали традиции и одевали (и до сих пор одевают) женские богослужебные одеяния.
Святому Иоанну (Откр. 1, 13) и сам Господь представляется облеченным в подир. В православии голубой цвет соответствует праздникам Пресвятой Богородицы (Введение во храм, Благовещение, Успение и др.), а также дням ангелов Господних. “Голубое пространство наших душ и голубое небо, нам смеющееся, – одна реальность, один символ”, – задумывался Андрей Белый. В католичестве голубой цвет посвящен Деве Марии как Царице Небесной. Он также символизирует небесную истину, вечность, веру и верность.
С энергетическим центром голубого цвета тантризм связывает ясность зрительного осмысления действительности. А также способность к духовной поэзии и понимание сновидений. Яркая и светлая аура голубого цвета говорит о духовности и преданности. Каббалистически-голубой священный треугольник с оком Провидения появляется в ложах франкмасонов как знак этического приобщения к миру. Миролюбивые начала голубого цвета подчеркнуты в убранстве лож и в одеяниях братьев иоанновского масонства. Голубые купола и внутренние украшения мусульманских мечетей, синие и голубые тона православных сводов небесной тверди… Божественные цвета, успокаивающие будоражащее душу подсознание. Успокаивающие и направляющие его не на творчество, а на Веру. На служение Деве Марии.
Это ли не образ духовности, преданности и веры женского подсознания. Веры в божественное предназначение. Невозможно не привести стихотворные откровения философа и поэта Владимира Соловьева указывающие на семантику остальных хроматических характеристик женского интеллекта в нормальном состоянии: золотисто-желтого как сублимата бессознания (“жена, облеченная в солнце” - Откр.12, 1) и есенинского лазурно-голубого как сублимата подсознания:
Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран... ........................................... Вся в лазури сегодня явилась Предо мной царица моя... ...................................... | И меж тех цветов, в том вечном лете, Серебром лазурным облита, Как прекрасна ты, и в звездном свете Как любовь свободна и чиста! |
(Там я богиня, впервые тебя Ночью туманной узнал...) Голос отчизны в волшебных речах, В свете лазурных речей... | И только я помыслил это слово - Вдруг золотой лазурью все полно, И предо мной она сияет снова – Одно ее лицо – оно одно. |
Больше половины младенцев лет до трех не воспринимают голубых тонов. У взрослых этой же формой дальтонизма страдает примерно один человек из десяти. И обычно – мужчина. Следует ли отсюда, что мужчина слеп и глух к небесной голубизне и возвышенности женских чувств? Да. Но не по своему высокомерию. Ибо как дальтоник он слеп от природы: “Мария, дай!.. При чем тут голубое, ведь ты как роза…”. Слава Богу, что сознание женщины научилось лечить и этот вид мужского дальтонизма. Не зря же в России голубой цвет называют «нравственно высоким», имеющим к мужской эротике примерно такое же отношение как «дамские романы».
Существующие исключения (творцы-мужчины) лишь подтверждают правило. Как и женщины в розовом, так и они, –живут в голубом. Ибо творчество – экстремум жизни. При восприятии голубого цвета время еще более, чем в зеленом, недооценивается. Да и не только время. Само пространство этого цвета днем как бы удаляется от нас. Хотя вечером и выдвигается на передний план. Может быть, поэтому голубой уменьшает уровень тревожности у мужчин, впрочем, – как женщина. Успокаивает и расслабляет более холодным образом по сравнению с зеленым. Как пишет Вайс, голубой цвет всегда был символом созерцательности и неба. В голубом большинство людей довольствуется духовной пищей, и их жизнь проходит под знаком альтруизма. Альтруизмом же всегда характеризовались душевные качества женщин, в отличие от эгоизма мужчин (см. серый цвет).
Некоторые даже считают голубой чуть-чуть беспокойным: за счет его серьезности, печали и т.п. Это относится прежде всего к женщинам. Ибо связь голубого цвета с параметрами тревожности обсуждалась психологами с середины 90-х годов. В итоге же пришли к выводу, что женщины более тревожны по сравнению с мужчинами. Еще бы, при таких-то мужчинах, и быть не тревожными...
При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания. Немного снижается частота и сила пульса, – хотя иногда эта реакция после адаптации может стать и обратной. Как у мужчины при общении с женщиной. Да и психологически голубой цвет связан с ощущением чего-то мягкого, нежного и сладкого. Поэтому и сахар обычно выпускается именно в белых с голубым упаковках.
Функциональная психология называет голубой “возвышающимся над страстями” или “фригидно-стерильным”. Как цвет беспечности и беззаботности, он не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. Не отсюда ли ведет свое происхождение идиома “голубая кровь”, характеризующая аристократов, а если быть более точным, аристократок[38]. Прямо – цвет геев, еще называемых в России “голубыми”. Кстати, цвет фона на гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев – голубой. В некоторых случаях более темные оттенки голубого психологии интерпретируют как жесткость и тяжесть упрямства, страдания от внезапной изоляции или закоренелой гордости.
При цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим характером. При локальном использовании проявляет антисептические свойства. Наряду с синим, голубой используется как средство, отгоняющее мух и других насекомых. Эффективен при воспалительных процессах и нередко уменьшает нагноение ран за счет стимуляции лейкоцитов. Голубой применяется при лечении рака и практически незаменим при некоторых ревматических болях. Для нервных больных является более успокаивающим, чем зеленый. Может использоваться как эффективное антирвотное средство. Голубые тона одежды нередко рекомендуют при кожных заболеваниях, а также при воспалении печени. Как считает Э.И. Гоникман, голубые цвета посуды и скатерти существенно снижают аппетит сидящих за столом. В психиатрии обычно рекомендуется для ослабления нервных припадков при маниакальных состояниях. Или для рассеивания навязчивых идей у больных. Вместе с тем злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой усталости и даже к угнетенности пациента.
Как хроматические архетипы, голубые цвета сублимируют основы иудаизма и православия (восточного христианства). Голубой сублимат интеллекта выражает функции женского подсознания в нормальных, и мужского – в экстремальных условиях.
Синий
Восприятие этого цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной и мыслью. С верностью и божественной мудростью. Вместе с тем, де Боно находит в семантике синего цвета управление мыслительным процессом и связь с другими цветами. Так как синий нередко считался женским принципом, то попытаемся выяснить, что это за связь и с какими цветами?
Вспомним, что такие идиомы как «синий чулок» или «синие очки» практически во всех культурах приписывались женщинам, которые выделялись своей непохожестью на остальных представительниц прекрасного пола[39]. Поэтому обратим особое внимание на тот примечательный факт, что в большинстве европейских языков практически никогда не проводится различий между синим (нейтральным) и голубым (женским).
Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Синим украшена уже крыша первого храма Яхве. Глубокомысленными воспринимаются синие тона в буддизме. Так, в синем энергетическом центре тантрическое учение видит интуитивно-творческое обретение спокойствия. Освобождение от желаний, ведущих к различным действиям во внешнем мире. Ведическое учение приписывает этот цвет плащу Индры, царя богов. Яркие тона синей ауры ментального тела человека означают альтруизм, сопряженный с религиозностью.
В канонах христианства синий – цвет Царицы Небесной Девы Марии. В средневековой Испании синие и голубые одежды нередко надевались во время траура. Эта традиция, вероятно, связана с влиянием исламской культуры, где голубые цвета были траурными наравне со светлыми. Но траур – это экстремальное состояние человека. Мы же говорим о нормальных условиях его существования. В кабалистике синие – цвета пощады и милости.
По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тормозящее действие на человека или порождать своеобразное беспокойство. И даже печальное настроение. Усталость или слабую угнетенность. Одной из причин этого является обычная для человека близорукость к синему цвету (ввиду нескоррегированности хроматической аберрации глаза). Поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на нее. Гете в “Учении о цвете” писал об этом так: “Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой…”. Как гипноз, уводящий в мир иной. Не зря же в Германии до сих пор сохранились выражения «да он синий от шнапса», «насинячился до чертиков» и т.п.
Этот цвет зовет в какие-то неведомые выси, в неизвестность познания. Как уточнял Кандинский, синий зовет человека к бесконечному, к сверхчувственному. “Синяя птица” Метерлинка – поиск неведомого счастья. Счастья непознаваемости. Но что есть неизвестность познания? Что есть сверхчувственное? Это чисто человеческая тяга к творчеству. К неведомым ранее высям и мыслям. К бесконечности познания. К подсознанию, гипнотизирующему наш интеллект.
Дыхание становится менее глубоким, чем при голубом. Длительность выдыхания еще более увеличивается. Пульс уряжается и ослабляется. Почти исчезает чувство боли. Синий снижает мускульное напряжение. При длительных физических работах отрицательно сказывается на производительности труда. Время в этом цвете также недооценивается. Как у вечно опаздывающих женщин. Может, поэтому синий считается женским? Но тогда непонятным становится известное во всем мире прозвище “синий чулок” и т.п. (см. выше). Вспоминается Есенин: «Синий свет, свет такой синий! // В эту синь даже умереть не жаль…» И многое становится на свои места. Творчество и работа, не подразделяются по полу. Вспомним синие одежды китайцев, синие костюмы американских бизнесменов. Поэтому-то происхождение оборота “синий чулок” обязано женщинам, которые поставили научное творчество выше творчества домашнего[40]. А зря. Поскольку оно зародилось на Западе, где, как уже говорилось, очень редко различают синие и голубые цветообозначения, то возможно, оно связано с лазурью женского подсознания. Подсознание женщины, верующей (зачем-то) в науку.
Итак, мы можем заключить, что синий, в самом деле, является цветом, связанным с другими цветами, а именно, – с голубым сублиматом женского подсознания и фиолетовым сублиматом подсознания мужского. И подобно тому, как оранжевый сублимат радует своим единением бессознаний мужчины и женщины, так и синий сублимат связывает их интеллекты единством подсознательного эстетического восприятия мира. А в единстве – сила и смысл человеческого рода. Спокойствие интеллекта. Не зря же А.И. Скрябин наделил ярко-синим цветом именно тему РАЗУМА. Разума, который без подсознания был бы, наверное, жалким компьютером, не имеющим ни алгоритмов бесконечности, ни счастья, ни смысла жизни...Наш же разум, наш интеллект, и конкретно наше подсознание нередко находит смысл жизни в неподвластной ему бесконечности познания. Не об этом ли размышлял В.В. Кандинский на уровне обобщающих все и вся сублиматов: «Темно-синий цвет погружается в глубокое раздумье о всех вещах, не имеющих конца».
В функциональной психологии синий проецируется на потребность в мирном и расслабленном покое. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий выражает стремление к безопасности или к забвению. К гармонии и пассивной чувствительности. К приятной связи и удовлетворению. Как цвет душевного покоя, связан с самоанализом и самоуглублением. Низкий уровень тревожности синего цвета определяет и притязания на любовь со стороны некоего активного лица.
Среди пациентов, считающих синие цвета любимыми, часто встречаются тучные женщины. Широко известно, что темно-синие и черные тона зрительно уменьшают объем фигуры. Психология цвета находит в этом предпочтении “обманутые ожидания, депрессивное состояние и пассивное стремление к безопасности”. Для страдающих ожирением психологически характерно некое чувство одиночества, прячущееся за синим цветом. Это подтверждает все большая склонность тучных женщин к синему цвету с возрастом. И вместе с тем все большее отклонение желтого как предпочтительного. Женщина в синем не может не покоряться обстоятельствам. “Синее, как движение совершенно противоположное, тормозит желтое…” – говорит Кандинский.
В старину отвар из васильков прикладывали к глазам, “опухшим от слез”. Применяли его и при воспалениях глаз, ибо он существенно улучшал зрение. И сегодня многие прибегают к очкам с синими стеклами, приносящими успокоение не только нервной системе, но и больным глазам. Синими лучами д-р Бэббитт рекомендует проводить лечение в следующих случаях: возбужденные состояния нервной системы; воспаления и кровотечения; диарея и расстройство органов пищеварения; тошнота, плеврит, сердцебиения; меноррагия, обильные менструации; болевые и воспаленные места; невралгии, головные боли, боли в позвоночнике и т.д. В темно-синих бутылках, по методу Бэббитта, заряжается вода для лечения диареи, воспалений и бессонницы. Как сообщают французские цветотерапевты Вайс и Шавелли, синий цвет уже широко используется в больницах для лечения желтухи у новорожденных. Отмечены случаи отрастания волос при облучении синим светом в сочетании с солнечным. Согласно Вайсу, синий замедляет процесс выработки материнского молока.
Синий цвет может быть рекомендован пациентам, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, бредом ревности и др. В принципе, синим можно вызвать даже установку на самопожертвование. В качестве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов . Однако всегда следует помнить о возможности угнетения “замкнутого” интеллекта в силу реальной интроверсии (направленности во внутрь) синих тонов. В хромотерапии синий используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйности. Противопоказания сине-фиолетовых цветов – при депрессивных и меланхолических состояниях.
В хроматизме синий цвет проявляет архетипические черты протестантизма. Как сублимат интеллекта, синий передает эстетику творчества и восприятия, то есть чувственно-образную логику подсознания, единую для обоих полов.
Фиолетовый
Ассоциируется со смирением и рассудительностью многоопытной женщины, испытавшей многие страдания и покаяния. С мистическими знаниями и жертвенностью матери. С религиозным самоотречением и святостью. Генрих Фрилинг связывал фиолетовый цвет с медитацией и оценочной силой, с помощью которых – на основе вещественно конкретного – можно понять внутренние причины бытия.
Древние называли фиолетовый цветом мудрости. Цветом познания истины. Цветом печали. “Кто умножает знание, тот умножает скорбь”. Так, в Древнем Китае вечернее небо характеризовалось мужским принципом (ян) и обозначалось фиолетовым цветом. В ауре насыщенного фиолетового цвета экстрасенсы усматривают альтруизм и высокие духовные качества. Аура же ярко-лилового цвета говорит о серьезных религиозных помыслах.
Еще Владимир Даль говорил, что сиреневый и лиловый – одно и то же. Поэтому не будем обращать внимание на их различное толкование в миру и в религиозных обрядах. И если индуизм одевал мужественного мужа из мужей Кришну в фиолетовые одежды, то тантризм усматривал в энергетическом центре фиолетового цвета гармонию и мудрость во взаимоотношениях с окружающими.
В православии фиолетовый наравне с багровым посвящен праздникам Креста Господня (Воздвижение и др.). В католичестве этот цвет символизирует истину, пост, покаяние, печаль и безвестность. Это также и цвет Марии Магдалины, и цвет, означающий священнические права и власть. Лиловые сутаны (“цвет высшей мудрости”) носят католические епископы. На Рождество и в Великий пост надевают фиолетовые митры кардиналы. Во время страстной недели крест покрывают фиолетовым покрывалом.
Каббала выявляет в этом цвете первоначало или основу основ. В XIX веке фиолетовый камень аметист считали неприличным дарить даме или девушке. Ибо это было бы величайшим для нее оскорблением. Ведь аметист – камень закоренелых холостяков. Может быть это и простое совпадение, но уже в латыни название фиолетового цвета (viola) странным образом сближено с совершением насилия (violo). И опять – мужчины...
В начале же XX века этот камень стал излюбленным атрибутом декадентствующих поэтов. Позже огромный аметист на груди носил Даниил Хармс. Итак, фиолетовый – творение нового. Неожиданного, незнаемого. Со “сладострастием тоски” сравнивал сиреневые тона лермонтовски-врубелевского Демона Александр Блок. Творец мистической поэзии и поэтической символики. Творец неосознанного. Нового мира знаний. Мира символов и цвета. Именно Блок провозгласил: “Искусство есть ад”, — и узрел в реальности этого ада “лиловые миры революции”. То есть опять рождение чего-то нового… Согласно Вайсу, фиолетовый цвет можно часто встретить у исследователей, охваченных идеей и отдающих ей всю свою жизнь.
Как считают психологи, все оттенки фиолетового выражают тягу к простору, свободе, ко всему, что не признает границ. Фиолетовые одежды выдают в носящем их жажду к самовыражению. К интеллектуальному заполнению эмоционального вакуума. И опять же, к творчеству. Вспомним любовь Наполеона к зеленым мундирам. И сопоставим его необыкновенную любовь к фиалкам. Зеленое и фиолетовое. Сознание и подсознание “мужчины из мужчин”. Но сиренево-фиолетовые тона иногда называют цветами исхода жизни, упадка. Так, Гете называл фиолетовый цветом меланхолии и отжившей старости.
Действительно, с ними связана эстетика декаданса начала XX века. Наиболее ярко эти тона проявились в стиле модерн. В стиле, где мужское творчество, творчество мужского подсознания превзошло самое себя. “Охлажденное синим красное в физическом и психическом смысле… звучит несколько болезненно”, – писал Кандинский. Что же может быть болезненного в фиолетовом цвете?.. Творчество. Рождение того, что еще не знал человек. Рождение нового. Нормально ли это? Нет. Нормально все то, что существует в реальном мире. Творец же своим подсознанием входит в мир виртуальный. В мир непознанного сознанием. В мир неосознанного. Архетипического. Божественного. Можно ли уподобиться Богу? Нормально ли это? Вряд ли. Не зря же творчество запретил еще Платон в своем идеальном “государстве”. Не зря же все как один тоталитарные режимы прибирали к рукам творцов. Делали из них рядовых “инженеров человеческих душ”.
Интересно действие фиолетового на человека. С одной стороны, наблюдается наибольшая из всех интровертных (холодных) цветов степень замедления дыхания. Уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдыхания. Замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздействии фиолетовый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Максимально замедляется реакция “счет чисел”. Нередко оказывает подавляющее действие на интеллект. Заставляет падать духом. Или вызывает депрессивно-меланхолическое состояние. С другой стороны, воздействие фиолетового на сердце, легкие и кровеносные сосуды увеличивает их органическую выносливость.
В люшеровском подборе восьмицветового теста фиолетовый приобретает оттенок пурпурного. Функциональная психология соотносит предпочтительный выбор фиолетового с желанием очаровывать и, вместе с тем, со склонностью к внушению. В фиолетовом цвете проявляется чувственное отождествление с партнером как стремление к магически-эротическим действиям. В нормальных условиях жизни этот цвет предполагает следование общественным нормам поведения. Наблюдается определенного рода консерватизм. Любопытно, что интеллектуалы отклоняют фиолетовый. В экстремальных условиях его предпочтение характеризует необязательную готовность к контактам. И даже определенную аффективность или импульсивность, свойственную скорее красному.
Так, фиолетовый предпочитают беременные женщины с будущим “безудержным” поведением во время родов. Это является признаком сильной неуравновешенности вегетативной нервной системы. Предпочитают фиолетовый алкоголики и дебильные дети, что также подтверждает их вегетативную лабильность. Если учесть связь фиолетового цвета с действием на гипоталамо-гипофизарную систему, то становится понятным и его выбор в качестве предпочтительного пациентами, страдающими нарушениями функций щитовидной железы. Поэтому же, вероятно, на первые места ставят фиолетовый с синим и геи. Вспомним данные Эллиса о сине-зеленом, любовь наших геев к голубому, французских – к фиолетовому и т.д. Все это указывает на интровертный тип их взаимоотношений с обществом, свойственный более женщинам. Возможно, конфликтная ситуация такого рода и приводит к большему представительству творцов среди геев. Например, к уходу в творчество от конфликтов с неосуществленным идеалом…
По воспоминаниям современников, Анна Ахматова всегда носила на плечах фиолетовый платок: «И кажется лицо бледней // От лиловеющего шелка…». Вспомним, что излюбленные цвета модерна – все тона фиолетового, включая сиреневые и лиловые.
В цветотерапии фиолетовый используется при лечении буйных больных. Применяется и в качестве наркотически-болеутоляющего средства. Быть может, это и привлекает беременных? Ведь никто еще без наркоза не рожал безболезненно. Благотворно сказывается действие разбеленного фиолетового (сиреневого) на женских гениталиях. Не зря, видно, во всем мире он издревле считался цветом нижнего белья. Верхние же фиолетовые одежды владелицы часто говорят не только о ее подверженности влиянию других людей, но и о непреодолимом желании самой оказывать на них влияние. И Люшер, и Клар настаивали на большой внушаемости фиолетового цвета. Неудивительно, что для искреннего признания преступников этот цвет служит так же, как и во времена раннего католицизма при раскаянии и смирении грешников.
В хроматизме фиолетовый сублимирует архетип католичества. Как один из сублиматов интеллекта, фиолетовый цвет характеризует мужское подсознание при нормальных условиях жизни и подсознание женщины при экстремальных. Именно женщины с ее экстремальным желанием очаровывать партнера своим подсознательным кокетством и с неизменной склонностью к сознательному внушению.